Цели урока:
· познакомить с новой единицей измерения времени – сутками;
· закрепить представление о временной последовательности событий;
· закрепить знания о ранее изученных единицах измерения времени;
· учить читать информацию, представленную в виде модели круговой диаграммы;
· развивать внимание, зрительную и слуховую память, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, интерес к математике;
· воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: учебник «Математика» 3 класс. Часть 1, модель циферблата, текст пословицы, иллюстрации Московского Кремля, Кремлёвских курантов, тест «Проверь себя», таблица с буквами для учащихся и для работы у доски, карточки для индивидуальной работы, запись боя Кремлёвских курантов.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
II. Минутка чистописания.
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 25?
(Число 25 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 5, соседи 24 и 25.В числе 25 всего 25 единиц, из них 5 отдельных единиц и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 5.)
– Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 5?
– Пропишите полученные числа. (55, 52, 22, 25) (на двух строчках)
III. Актуализация знаний
Я мигнул, и в тот же миг предо мною гном возник
По прозванью гномик Миг.
Не успел я и мигнуть и промолвить что-нибудь,
Он мелькнул и вновь пропал.
Я мгновенье подождал – снова гнома увидал.
Я мигал, и то и дело он являлся, пропадал...
Так минута пролетела.
– Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? (60 раз)
– Кто этот гномик? (Секунда).
– Что такое секунда? (Единица времени)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
На доске запись: Единицы времени…
– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему «Единицы времени».
– Что мы уже знаем по этой теме? (Единицы времени – час, минута, секунда,1 час = 60 мин., 1 мин. = 60 сек)
– А почему, как вы думаете, после слов «Единицы времени» стоит многоточие?
(Сегодня на уроке узнаем что-то новое)
– Но сначала я предлагаю вам отгадать слово, которое поможет определить тему урока.
Одновременно 6 человек работают с тестом «Проверь себя».
Цель: проверка понимания детьми смысла математических выражений.
Приложение 1
На доске рисунок 1.
Рис. 1. Шифровка
Результаты вписываются по мере вычислений (рис. 2).
Рис. 2. Шифровка с числами
У учащихся таблица (рис. 3)
А |
С |
О |
Т |
И |
М |
У |
Р |
К |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3. Таблица-сетка
Результаты вписываются одновременно на доске и на листочках учащихся.
К доске выходит ученик, который первым вычислил результат (рис. 4)
А |
С |
О |
Т |
И |
М |
У |
Р |
К |
Е |
72 |
3 |
32 |
45 |
75 |
36 |
19 |
100 |
65 |
84 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Таблица-сетка с числами 1
– Прослушайте задачи в стихах, выполните вычисления и запишите результаты в таблицу.
У стола 4 ножки. А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек у 17 столов?
30 минут Вера решала 10 примеров.
Сколько минут на каждый пример
Потратила наша Вера?
16 пар танцуют польку, а всего танцоров сколько?
У Иришки 3 ириски, а у Гоши – в 14 раз больше.
Дайте-ка быстро ответ: сколько всего конфет?
Гуляли по аллейке куриные семейки,
У каждой мамы-квочки два сына и лапочка дочка.
Сколько всего цыплят, если квочек - 25?
Мышка зёрна собирала, по три зёрнышка таскала,
Принесла двенадцать раз. Каков мышкин стал запас?
Поровну нужно поставить Янке 38 машин на 2 стоянки,
38 игрушечных автомобилей.
Как бы вы эту задачу решили?
Два второклассника – Коля и Толя –
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьем ребят,
Если известно, что поле – квадрат,
25 метров – длина стороны,
И никаких нет данных других.
13 расписных матрешек,
В каждой пять дочурок-крошек.
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько б вы их насчитали?
Полюбуйтесь-ка вы сами: мчатся тройки с бубенцами.
Сосчитать коней попросим, если троек - 28.
– Запишите нечётные числа в порядке возрастания. (Одновременно работа идёт у доски)
– Какое получилось слово? (Сутки) (рис. 5).
А |
С |
О |
Т |
И |
М |
У |
Р |
К |
Е |
72 |
3 |
32 |
45 |
75 |
36 |
19 |
100 |
65 |
84 |
3 |
19 |
45 |
65 |
75 |
|
|
|
|
|
С |
У |
Т |
К |
И |
|
|
|
|
|
Рис. 5 Таблица – сетка с числами 2
IV. Постановка проблемы. Целеполагание.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сутки)
– Какая задача урока? (Познакомиться с новой единицей времени – сутками, узнать чему они равны).
На доске выполнена запись:
«День и ночь – сутки прочь»
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
V. Гимнастика для глаз.
Рисуем глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди.
Нарисуй теперь квадрат.
Получилось? Очень рад.
Зажмурь глаза, открой
И вот – работа нас зовёт вперёд!
VI. «Открытие» нового знания
– Герой нашего учебника Веня в течение дня сделал несколько рисунков. Какое время
показывают стрелки механических часов на рисунках Вени.
На доске Приложение 1
– Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?
– Когда начинается новый день? (0 часов, 0 минут – полночь)
– Как люди нашей страны узнают о начале нового дня?
Приложение 2
Приложение 3
2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
– Давайте послушаем бой Кремлёвских курантов. Приложение 4
Куранты бьют 12 раз – день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня. Через 12 часов – Куранты снова бьют 12 раз – это полдень – прошла половина суток и через 12 часов – полночь – сутки прошли. Часовая стрелка сделала два оборота по циферблату.
– Прочитаем текст учебника (стр. 98).
– Если ваши сутки начнутся в 10 (7) часов ( вы проснулись в это время), то когда они закончатся?
– Сутки приравниваются к дням. Сутки, день – это синонимы.
– Что ты делал в течении вчерашнего дня или Что ты делал в течении вчерашних суток?
VII. Первичное закрепление
1. Фронтальная работа
№ 2, стр. 98
– Как по-разному можно прочитать время на данных часах?
№ 3, стр. 99
– Возьмите модель циферблата и покажите время, изображённое на электронных часах из № 3
2. Выполните работу на карточках, которые лежат у вас на парте.
Приложение 5
VIII. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.
IX. Самостоятельная работа в парах
№ 4, стр. 99 (Учащиеся используют модель циферблата)
Запись ответов в столбик в тетрадь:
24 часа
8 часов утра
1 час 30 минут; 90 минут
12 часов
X. Повторение и закрепление изученного
№ 5, стр. 99
а) решение у доски
б, в) самостоятельное решение
№7, стр. 99
– Скажите, какую часть суток Алиса занималась каждым делом?
– Чему эта часть равна?
XI. Итог урока
– По какой теме мы сегодня работали на уроке?
– Что показалось трудным?
– Что считаете самым интересным?
XII. Домашнее задание
Стр. 99, № 6