Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Konkina N.V. 1
1

Тип урока: обобщения и систематизации знаний учащихся

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование автоматизированного умения применять знания состава числа при нахождении значений выражений;

-формировать умение составлять равенства и неравенства на основе знаний состава чисел;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;

- развивать умение оценивать результаты своих действий;

- учить быть ответственным за себя и одноклассников при работе в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование умения совместно с учителем определять задачи урока;

-понимать учебную задачу урока и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные:

- анализ предложенных объектов (карточек, изображений);

- осмысливать информацию;

- выдвигать предположения и объяснять свою точку зрения;

- рефлексия способов и условий действия;

- умение ориентироваться в Яндекс. Учебнике;

- умение работать с ноутбуком;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- развитие умения соблюдать нормы речевого этикета;

- принимать участие в работе группе, допускать существование различных точек зрения;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- использовать в общении правила вежливости;

- внимательно слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, проектор, ноутбуки, тетрадь на печатной основе Математика 1 часть, Авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, карточки-посредники, карточки-подсказки с заданиями квеста, карточки-сигналы с цифрами, карточка «Солнышко/тучка», веер для самооценки «Светофор».

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного эмоционального настроя учащихся.

(Все учащиеся стоят около доски)

-Добрый день! И добрый час!

Я приветствую всех вас.

Сейчас звенел звонок.

Значит, мы начнем урок.

-Здравствуйте, ребята!

(Учащиеся приветствуют учителя.)

-В руках у вас карточки разного цвета: красного, желтого, зеленого. Вам нужно будет присесть за те парты, где горят такие же сигналы на компьютере. (Сигналы светофора прикреплены на компьютер) (рис. 1).

Рис.1 Светофоры

-Посмотрите на свои сигналы.

- Сначала дети сядут те,

Чей сигнал, когда горит,

Путь движению закрыт. (Красный)

Если этот свет горит,

Будь готов к пути. (желтый)

Если этот свет горит

Путь для Вас открыт. (зеленый)

2. Актуализация знаний учащихся.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, вы догадались, что сегодня мы работаем в группах?

-Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать всем учащимся при работе в группе? Для этого возьмите конверт №1, достаньте карточки и расположите их в правильном порядке. Все ли карточки подходят для работы в группе?

(Учащиеся выполняют работу. Выбирают карточки, которые подходят для работы в группе.

1.Все работают дружно.

2.Один говорит, другие слушают.

3.Работают все на общий результат группы.

4. Все мешают друг другу.

5.В группе каждый работает самостоятельно.)

-Проверим вашу работу. Прочитайте правила, которые вы выбрали. (Учащиеся зачитывают ответы, которые выбрали)

- Посмотрите на доску. Я предлагаю наши правила переформулировать в пословицы, которые отражают работу в группе.

Правила работы в группе (записаны на доске):

1. В одиночку – слабы, вместе – сильны.

2.Все за одного – один за всех.

3. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

-У каждого в группе есть свои обязанности. Роль капитанов будут выполнять те ребята, у которых бейджи зеленого цвета. Я попрошу их взять лист с поручениями из конверта №1 и ознакомиться с цветом бейджа и поручением, которое будет выполнять каждый в группе. Ребята, обратите внимание на свой цвет бейджа.

-Начинаем наш урок математики, ребята. Вам предстоит работать, соблюдая ряд правил.

-А поэт Р. Сеф написал вот такие строки:

Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает,

Тот вечно хнычет и скучает.

-Ребята, а как вы понимает эти строки? (Ответы учащихся)

-Я надеюсь, что сегодня вы будете усердно работать. Обратите внимание, что на ваших сигналах написаны цифры. Они пригодятся вам на уроке.

-Поднимите свои сигналы-карточки. Посмотрите вокруг, что получилось? (Светофор)

- Давайте вспомним, на какой сигнал светофора пешеход должен остановиться? ( На красный сигнал)

- А на какой сигнал можно пешеходу переходить дорогу? (На зеленый сигнал)

-Нас сегодня ждет необычный урок математики. А какой, вы мне сейчас скажите. Для этого нужно сейчас выполнить задание.

-Ребята- капитаны, возьмите лист такого же цвета, как ваш сигнал светофора. Прочитайте задание команде. Подумайте, как вы будете выполнять задание. Помните о работе в группе. (Учащиеся выполняют задание.)

(Задание на листах: Прочитайте слова. Посчитайте количество букв в каждом слове. Обратите внимание, что каждому слову соответствует буква. Запишите букву в таблицу 1. Прочитайте слово, которое получилось:

игра – к

соревнование – т

развлечение – с

забава – в

состязание – е

Таблица 1

Квест

4

6

10

11

12

К

В

Е

С

Т

- Прочитайте слово, которое получилось. (Получилось слово «квест»)

-А вы знаете, что такое квест? (Предположения учащихся).

- Квест с анг. языка quest переводится, как «поиск», «преодоление препятствий». Он предполагает выполнение заданий за определенное время. Выполняя каждое задание, вы получаете подсказку, где искать следующее задание, и какое-либо поощрение.

3.Постановка учебной задачи урока.

Цель: создать условия для определения детьми темы и основной задачи урока.

- Ребята, посмотрите на экран.

-Что вы видите?

-Горит красный сигнал светофора, чтобы это значило? (Учащиеся высказывают предположения «Почему горит красный сигнал Светофора?»)

-Пешеходы на дороге встречают препятствие-машины, а машины встречают на дороге пешеходов. Но чтобы сохранить жизнь и здоровье всех участников движения на дорогах есть знаки и светофоры, которые регулируют движение.

-Ребята, прочитайте вопросы? Подумайте, можете ли вы сейчас на них ответить? (Читают вопросы, отвечают.)

- Сегодня на уроке вы будете вместе преодолевать препятствия и искать ответы на вопросы «Что узнали? Чему научились?». Я предлагаю эти вопросы сделать темой нашего урока. Согласны? (Да)

-Чтобы ответить на вопросы темы урока нам предстоит выполнить ряд задач. Я предлагаю выполнить следующие задачи. Прочитайте задачи (рис. 2).

Рис. 2 Задачи урока

-А теперь приступаем к достижению задач урока.

4. Деятельностный этап.

Цель: создать условия для коллективной деятельности по обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся.

Выполнение первого задания квеста.

-Ребята, капитан Светофор просит вас о помощи. Утром он шел на свой пост регулировать движение на перекрестке возле школы. У него было письмо для друга Грузовичка Левы. Налетел ветер и унес письмо. Помогите его найти и вернуть Лёве. Поможете? (Да)

-Тогда отправляемся в путь. Но помните о правилах взаимопомощи и взаимоуважения к друг другу.

-Ребята, предлагаю посчитать количество букв в слове светофор? Покажите ответ с помощью карточки-сигнала. А теперь уменьшите 8 на 1. Покажите ответ. Молодцы!

-Капитаны групп, обратите внимание, что на ваших столах лежит лист с цифрой 7. Там находится первое задание квеста. Прочитайте первое задание квеста. Разделитесь в группе на пары. Помощники раздайте карточки парам. Выполните задание. (Учащиеся заселяют домик «Состав числа 7»). Выберите того, кто будет отвечать. После выполнения задания дайте сигнал об окончании выполнения задания (рис. 3).

Рис. 3 Состав числа 7

- А теперь проверим, как вы выполнили первое задание квеста. Если выполнили верно, то получите первую часть письма Светофора. Проверим жильцов первого домика «Состава числа 7» с группой «Красный сигнал». Кто отвечает?

-Давайте узнаем, кто живет во втором домике. Поможет нам в этом группа «Желтый сигнал». Кто будет отвечать?

- А теперь узнаем кто заселился в третий домик. Группа «Зеленый сигнал» поможет? (Ответы учащихся)

- А жильцов последнего домика проверьте самостоятельно. Посмотрите на доску. (Слайд на доске) Ребята-контролеры проверьте правильно ли заселен последний домик «Состава числа 7». Верно? (рис. 3).

- Ребята-капитаны, подойдите и получите первую часть письма. А чтобы ее не потерять, советую положить в конверт №1 (рис. 4)

Рис. 4. Письмо

- Ребята, а чего бывает только 7? (Семь чудес света, 7 дней в неделе, в радуге 7 цветов, в сказке 7 гномов, 7 нот).

-Подумайте, в каком из ваших ответов есть цвета сигналов светофора? (Это радуга)

-Найдите в классе изображение радуги, там будет второе задание квеста. Капитаны, определите кто будет искать подсказки. Помните о времени и правилах работы в группе. (Учащиеся помощники-капитанов ищут подсказку с изображением радуги.)

Выполнение второго задания квеста.

- Ребята-капитаны, прочитайте внимательно второе задание. (Задание: Компьютер – Яндекс. Учебник – Математика- Задание 2 - «Собери пазл») (рис. 5,6). Подумайте, где и как вы будете его выполнять.

-Догадались? Да, вам нужно собрать правильно пазл и тогда сможете получить вторую часть письма. Как выполните задание, дайте сигнал «Дружные ручки вверх». (Ребята IT-менеджеры работают за компьютером, остальные участники группы помогают).

-А теперь ребята-контролеры проверьте правильность выполнения задания у других команд. (Контролеры проверяют правильность выполнения задания.

-Верно? Молодцы!

https://education.yandex.ru/lab/classes/95494/lessons/mathematics/active/ [2],

 

Рис. 5. Собери пазл-1

Рис. 6. Собери пазл-ответ

- Капитаны-команд, подойдите и получите вторую часть письма Светофора.

-Теперь вам предстоит пройти еще одно испытание. А какое вы узнаете, если найдете в классе изображение или предмет кошки.

Выполнение третьего задания квеста.

- Капитаны, снова распределите поручения в группе для выполнения третьего задания квеста. Прочитайте внимательно задание. (Задание: В ТПО на странице 42 выполните задание под 1 кружком «Составьте равенства и неравенства, используя числа и знаки») (рис. 7).

-Какое правило работы в группе поможет нам выполнить это задание? (Один за всех и все за одного). -Капитан и помощники оказывают помощь, тем кому она будет нужна. (Учащиеся выполняют задание в ТПО)

Рис. 7 Равенства и неравенства

- А теперь проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на доску. Проверьте работу. Ребята-контролеры, все ли в группе справились с заданием? (Учащиеся осуществляют самопроверку) (рис. 8)

Рис. 8 Равенства и неравенства (решение)

- Капитаны, подойдите и получите третью часть письма Светофора.

-Ребята, посмотрите еще раз на доску и найдите среди данных выражений равенства. Прочитайте. (ответ учащихся)

- Найдите неравенства. Кто готов их прочить? (Зачитывают ответ)

- Найдите выражение 7 уменьшить на 2. Нашли? А карточка с ответом значения этого выражения находится в классе. Там и будет четвертое задание квеста. В путь!

Выполнение четвертого задания квеста.

-Капитаны, проверьте готовность группы выполнять следующее задание. Прочитайте внимательно задание и распределите поручения. Выполните четвертое задание на компьютере в Яндекс. Учебнике. (Задание: Выберите предмет «Математика», найдите задание «Сравните».)

-Если выполните задание верно, то получите четвертую часть письма Светофора. Удачи!

https://education.yandex.ru/lab/classes/95494/lessons/mathematics/active/ [3].

-Ребята, помните о времени. Если сделали, покажите сигнал готовности группы. (Учащиеся выполняют задание)

-А теперь ребята-контролёры проверьте правильность выполнения задания. Все справились? Молодцы! (ребята-контролёры осуществляют проверку)

-Прошу капитанов групп подойти и получить четвертую часть письма Светофора.

-Вы сейчас все показали умение сравнивать предметы. Но чтобы быть уверенной в том, что вы умеете сравнивать не только предметы, но и числа я предлагаю поиграть в игру «Данетка». С помощью карточки «Солнышко/тучка» покажите свое согласие или несогласие с высказыванием. А если вы ответите верно, то откроется карточка на доске.

-3 больше 4? (Неверно/тучка)

6 меньше 5? (Неверно/тучка)

2 меньше 3? (Верно/солнышко)

9 равно 9?(Верно/солнышко)

10 меньше 8? (Неверно/тучка)

5 больше 4 (Верно/солнышко)

7 больше 8? (Неверно/тучка)

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

- Теперь пришло время сложить все части письма Светофора. (Учащиеся выполняют задание)

-Что получилось у группы «Красный сигнал»? У группы «Желтый сигнал»? У группы «Зеленый сигнал»? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

-Прочитаем все вместе. Какой смысл у этой пословицы? (Ответы учащихся)

- Да, ребята, прежде чем что-то выполнить, нужно хорошо подумать, а потом делать. Я бы хотела, чтобы каждый из вас запомнил смысл этой пословицы и использовал эту мудрость в жизни.

-Мне показалось, что порой не все задания квеста у вас получались, но вы преодолели препятствия и справились с задания, собрали части письма Светофора. Вы продолжали учиться работать в группах. Вы все молодцы!

5. Итог урока.

Цель: помочь осмыслить задачи урока и подвести итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся к задачам урока и посмотрим, все ли из них, нам удалось реализовать? (Да, мы реализовали все задачи, которые ставили перед собой)

6. Рефлексивный этап.

Цель: помочь осмыслить и оценить каждому ребенку личную деятельность. Вызвать положительные эмоции.

-Ребята посмотрите на доску и продолжите любую фразу. (Игра «Продолжи фразу…»)

Мы сегодня на уроке …

- Вспоминали

-Узнавали

- Повторяли

- Выполняли

- А теперь, используя карточки-сигналы светофора, оцените свою работу на уроке. Легко ли вам работалось на уроке? Довольны или нет своей работой. Нарисуйте улыбку. (Учащиеся оценивают свою работу на уроке)

- Капитаны, возьмите веер «Светофор» и оцените работу вашей группы. Но не спешите, подумайте, посоветуйтесь и оцените. (учащиеся оценивают работу группы)

-Я благодарю вас всех за работу.

А вот снова звенит звонок,

Значит закончился урок.

Встаньте дружно все, ребята,

Отдыхать пришла пора.

И, пожалуйста, не забывайте

Правила дорожного движения.