Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Parshukova E.A. 1
1

Проблема. У школьников  недостаточно информации по  истории окружающих мест, с которыми они встречаются ежедневно. Современное   сообщество   нуждается в гражданах, которые должны знать историю места, где они живут. Следовательно, необходимо выявление местных историко-культурных ресурсов для организации изучения истории города.  Нужна  просветительская работа в данной области, что дает прикладное краеведение.

Актуальность.  Мир сегодня глобален и универсален, в связи с этим складывается ощущение, что сегодня неактуален патриотизм.  Но человек не может полноценно развиваться, будучи оторванным от своих корней. В семейных альбомах горожан хранится немало фотографий зеленогорцев на фоне красивых мест города или его  достопримечательностей. Важно ценить и уважать историю своего родного города,  края. Знания о своем крае расширяют кругозор человека, обогащают его, открывая неизвестные страницы прошлого и настоящего.

Цель работы  – разработать проект  экскурсионного маршрута по достопримечательностям города, расположенных на ул. Набережной,  для школьников.

Задачи:

1. Изучить методологию организации и реализации экскурсионных маршрутов.

2.Установить и исследовать  круг значимых исторических и культурных объектов улицы Набережной г. Зеленогорска.

3. Провести анализ осведомленности   школьников города о значимых объектах улицы Набережной.

4. Разработать и сформировать экскурсионный маршрут  по Набережной города для младших школьников.

Предмет – экскурсионный маршрут по достопримечательностям, расположенным в районе улицы Набережной реки Кан.

Обзор литературы. Разработанность проблемы недостаточна, так как исследование проходило на локальном уровне, на краеведческом материале.  В ходе работы обращались к Федеральному  закону   Российской Федерации   2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Методология экскурсий изучалась с помощью  учебной литературы – учебника  Емельянова  Б.В. «Экскурсоведение» и учебного пособия  Н. В. Савиной «Экскурсоведение». Вопросы   культурных ресурсов  изучались по   монографии  Никуленкова В. В. «Историко-культурные ресурсы Красноярского края в фокусе критериев ЮНЕСКО». Некоторые аспекты истории города рассмотрены с помощью  краеведческой литературы  -     монографии Волобуева  Г. Т. «Все на свете было не зря» и  «От слюды до урана»;  Листвина Г. В. «Следуя долгу чести»,   книги Савельева  В. Р. «Секреты Зеленых гор», Шалыгиной Н. А. «Город мечты» и др.  Выявлены новые знания на локальном уровне, неизвестные ранее.

Методы исследования. Исследование проходило на основе измерения  уровня краеведческих знаний школьников и анализа  материалов историко-культурного наследия г. Зеленогорска. Использовались методы:

теоретические – анализ, сравнение, обобщение;

эмпирические  - социальный опрос, беседа, поиск и анализ архивных материалов, описание, классификация.

Основная часть

  В первой теоретической части работы  изучалась методология организации экскурсий.  Словари  определяют  значение термина экску?рсия  как  «коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места. Участник экскурсии - экскурсант». [5] Сущность экскурсии состоит в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира. Она состоит их двух важнейших элементов: показ  заранее подобранных зрительных объектов в природе или  окружающей действительности   и рассказ  о них, который выступает как пояснение зрительному  ряду.  

Главной частью экскурсии является показ объектов. В качестве объектов могут быть: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты и др. Существуют критерии оценки объектов для их включения в экскурсию:  познавательная ценность; известность объекта; необычность (экзотичность) объекта; выразительность объекта и др.  [2, с.154] Важным этапом является  составление маршрута экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Во второй практической части работы  изучались достопримечательности  улицы   Набережной г. Зеленогорска. Зеленогорск – небольшой красивый, молодой, современный город.  Имеет уникальное расположение  – среди девственной  тайги,  на левом берегу реки Кан среди гор южной оконечности Енисейского кряжа.  Особым украшением города является река, вдоль которой  расположены красивые здания, скульптуры и памятники.

Достопримеча?тельности - это украшение любого города или даже небольшого населенного пункта. Словари  определяют достопримечательность как   «место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью». [5] Сегодня наше  государство придает значение охране памятникам. Деятельность в данной области регулируется Федеральным законом  РФ   2002 г. «Об объектах культурного наследия  народов Российской Федерации», который устанавливает круг объектов, которые могут считаться памятниками истории и культуры.  Для достижения цели было проанализировано историко-культурное наследие местности  и выявлен  круг изучаемых объектов в г. Зеленогорске, это  памятники и достопримечательные места.  Были  собраны сведения об объектах  культурного наследия местного, муниципального значения, расположенных на ул. Набережной.  Культурно-исторические объекты  были представлены  в виде таблицы.

Таблица № 1 Достопримечательности   г. Зеленогорска, расположенные  на ул. Набережной

Объект

Год установки

Автор

Фото объекта

Краткое описание

1.Река Кан

Легенда о названии

-

 -

http://my.krskstate.ru/upload/iblock/107/reka-kan_anons.jpg

Кан - река в центральной части Красноярского края, крупный правый приток Енисея, берет начало в Восточном Саяне. Длина реки 629 км.

2.Археологические стоянки в районе Усть-Барга

1999

 

На р. Кан в районе г. Зеленогорска (Усть-Барга) обнаружен неолитический могильник.

3.«Ледяной поход» войск Колчака под командованием

генерала В. О. Каппеля по  р. Кан

2010

Идея С. Иванова

http://rusk.ru/images/2010/16813.jpg

В 2020 году исполняется 100 лет со времен героического Ледяного похода войск А. Колчака во время Гражданской войны.

4.Памятный Камень основания города

 

 

1966

 

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/detotdel.12/0_52f4a_73b7e872_XL.jpg

 Камень заложен в честь 10-летия города в память о первостроителях на месте, где началась планировка улиц.

5.Обелиск воинам Великой Отечественной войны в честь 30-летия Победы

 

1975

Б. Кулешов

О. Комов

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5108/detotdel.12/0_52f45_518dbc07_XL.jpg

На обелиске  высотой 15 м установлен барельеф с орденом Великой Отечественной войны.

6.Скульптурная композиция «Возвращение»

 

 

2010

А. Кияницын

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5905/detotdel.16/0_56d4d_79ad0cab_XL.jpg

Расположена  у обелиска воинам Великой Отечественной войны, посвящена 65-летию со Дня Победы.

7.Скульптурная композиция

 «Енисей и Кан»

 

 

1988

Г. В. Франгулян

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/4808/detotdel.12/0_52f4b_f283186d_XL.jpg

Отражена гуманная идея воспевания красоты сибирских рек – Енисея, Кана. Автор – один из знаменитых российских скульпторов.

8.Паромная переправа

 

 

http://izgr.ru/files/2018/06/27/23/48928_news_1530117171_temp.jpg

Водный паром на левый берег реки Кан.  Маршрут 0,24 км, паром делает  две остановки.

9.Храм Серафима Саровского  РПЦ

 

 

2003

В. Бондарь,

Л. Хохлаков

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4ab344c8d4012f84b231ca588f779bbc&n=22

Величественное здание в крестово-купольном стиле,  высота 35 метров, колокольня.

10.Городской  Музейно-выставочный центр

 1994

  

музей — Музейно-выÑ?тавочный центр г. ЗеленогорÑ?к — ЗеленогорÑ?к, фото â„–1

Открыт в 2001 году. Хранит и открывает шедевры – коллекции картин, археологические коллекции. Всего 30 тысяч единиц хранения.

         Фотографии памятников оформлены гиперссылками, позволяющими  открыть их  в полном объеме. Данные объекты обладают архитектурной, художественной   ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования.  

Одной из задач исследования было проведение  анализа осведомленности   школьников города   о значимых объектах ул. Набережной. Было опрошено 147 школьников  2 - 6-х  классов нескольких школ города.

Респондентам задали 7 вопросов на знание   достопримечательностей  города, связанных  с улицей Набережной.

Диаграмма № 1

Анализ данных диаграммы показал, что  большая часть респондентов вообще не имеет знаний о памятниках города.  У меньшей части опрошенных есть отрывочные поверхностные  знания о достопримечательностях. Полные знания по всем вопросам никто не показал. Проведенный анализ выявил низкий уровень краеведческих знаний у школьников.

Для выполнения цели работы был    разработан  проект  экскурсионного маршрута по достопримечательностям города, расположенных на ул. Набережной,  для школьников. Цель экскурсии - воспитание любви к родному городу, форма экскурсии  - обзорная, тематическая. Экскурсия  рассчитана на младших школьников 7-11 лет с учетом их возрастных особенностей.

Экскурсию планируется проводить в следующие сроки.

1.  В период окончания или  начала учебного года в формате классных часов для ознакомления школьников с достопримечательностями наиболее живописной части города.  

2.  В летнее время в период деятельности летних лагерей, когда есть запрос на развлекательно-просветительские мероприятия при планировании  программы деятельности.

 В городе  работает  9 школ, в каждой  действует летний лагерь. Для  планирования деятельности летних лагерей данная экскурсия будет предлагаться следующим образом: путем обращения с предложением в городское Управление образования; заранее размещение информации об  экскурсии через городские СМИ и городской информационный сайт.

Экскурсионный маршрут по Набережной города имеет общие признаки   экскурсий:

1. Определенная продолжительность по времени проведения – около 60  минут.

2. Наличие экскурсантов - группы школьников по 25-30 человек – в учебный период  класс или отряд лагеря в летнее время.

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию – данную роль будет выполнять команда из двух человек, в том числе автор данного проекта.

4. Наглядность -  показ экскурсионных объектов на месте их расположения Отобрано 10  объектов для  экскурсионного маршрута. Набор   объектов продиктован темой    экскурсии: это    памятные места, связанные с историческими событиями, например,  Камень основанию города; сооружения – паромная переправа, храм Серафима Саровского;  природные объекты – река Кан; экспозиции музеев – Городского Музейно-выставочного центра; памятники археологии -  информация о раскопках могильника древнего захоронения, а так же   памятники искусства – скульптуры «Возвращение» и «Енисей и Кан».  На каждый объект составлены    карточки – паспорта.

5.  Участники  передвигаются по заранее составленному маршруту,  протяженность его   составляет около  1,5 км.  Это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы – от Камня основанию города по пешеходному тротуару вдоль Набережной реки до Городского Музейно-выставочного центра с остановками у объектов. Это   тематико-хронологический вариант построения маршрута.

6.  Наличие определенной  краеведческой  темы  «На берегу реки у Зеленых гор». Тема определена потенциальным запросом на основе  анализа осведомленности школьников.

7. Активная деятельность участников экскурсии – происходит наблюдение, осмотр и знакомство с  объектами.

Карта  № 1. Экскурсионный маршрут по ул. Набережная города Зеленогорска

В начале работы над экскурсией отбиралась специальная литература методологического характера и   краеведческая литература о  достопримечательностях города. Далее написали текст  вступления, основной  части  и заключения. Основная часть состоит из подтем, которые быть раскрыты на 10 объектах, все они  объединены общей темой. Текст экскурсии составлен  отдельным документом.

Результаты и обсуждение.

В ходе исследования установлено:

-  Существуют   строгие принципы отбора объектов, признаки, этапы,  приемы и методы  организации экскурсионных маршрутов.

-  Вдоль улицы Набережной города располагаются значимые  объекты для истории и культуры  города – памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения; природные объекты; музеи, памятники искусства, соответствующие  критериям    для    включения в экскурсию.

-  Большая часть опрошенных школьников  не имеет знаний о памятниках города.  У меньшей части опрошенных – 44% -  есть отрывочные знания о достопримечательностях города. Выявлен  низкий уровень краеведческих знаний у школьников.

Вывод. Разработан    экскурсионный маршрут по  Набережной города для младших школьников с целью  повышения уровня знаний по истории, искусству и культуре на краеведческом материале. Разработаны способы информирования об экскурсии и ее формат. Экскурсия имеет культурно-просветительскую тематику и воспитательный характер.

 При разработке экскурсионного маршрута  учитывались возрастные особенности  младших школьников, у которых уже достаточно  развита память, присутствует эмоциональное  и синтезирующее восприятие, есть способность целенаправленного наблюдения за объектом. Следовательно, реализация экскурсионного маршрута на практике  будет способствовать  развитию личности, воспитанию любви к родному городу, повышению уровня знаний по истории, искусству и культуре. В этом состоит   практическая  значимость  работы.