Проблема. У школьников недостаточно информации по истории окружающих мест, с которыми они встречаются ежедневно. Современное сообщество нуждается в гражданах, которые должны знать историю места, где они живут. Следовательно, необходимо выявление местных историко-культурных ресурсов для организации изучения истории города. Нужна просветительская работа в данной области, что дает прикладное краеведение.
Актуальность. Мир сегодня глобален и универсален, в связи с этим складывается ощущение, что сегодня неактуален патриотизм. Но человек не может полноценно развиваться, будучи оторванным от своих корней. В семейных альбомах горожан хранится немало фотографий зеленогорцев на фоне красивых мест города или его достопримечательностей. Важно ценить и уважать историю своего родного города, края. Знания о своем крае расширяют кругозор человека, обогащают его, открывая неизвестные страницы прошлого и настоящего.
Цель работы – разработать проект экскурсионного маршрута по достопримечательностям города, расположенных на ул. Набережной, для школьников.
Задачи:
1. Изучить методологию организации и реализации экскурсионных маршрутов.
2.Установить и исследовать круг значимых исторических и культурных объектов улицы Набережной г. Зеленогорска.
3. Провести анализ осведомленности школьников города о значимых объектах улицы Набережной.
4. Разработать и сформировать экскурсионный маршрут по Набережной города для младших школьников.
Предмет – экскурсионный маршрут по достопримечательностям, расположенным в районе улицы Набережной реки Кан.
Обзор литературы. Разработанность проблемы недостаточна, так как исследование проходило на локальном уровне, на краеведческом материале. В ходе работы обращались к Федеральному закону Российской Федерации 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Методология экскурсий изучалась с помощью учебной литературы – учебника Емельянова Б.В. «Экскурсоведение» и учебного пособия Н. В. Савиной «Экскурсоведение». Вопросы культурных ресурсов изучались по монографии Никуленкова В. В. «Историко-культурные ресурсы Красноярского края в фокусе критериев ЮНЕСКО». Некоторые аспекты истории города рассмотрены с помощью краеведческой литературы - монографии Волобуева Г. Т. «Все на свете было не зря» и «От слюды до урана»; Листвина Г. В. «Следуя долгу чести», книги Савельева В. Р. «Секреты Зеленых гор», Шалыгиной Н. А. «Город мечты» и др. Выявлены новые знания на локальном уровне, неизвестные ранее.
Методы исследования. Исследование проходило на основе измерения уровня краеведческих знаний школьников и анализа материалов историко-культурного наследия г. Зеленогорска. Использовались методы:
теоретические – анализ, сравнение, обобщение;
эмпирические - социальный опрос, беседа, поиск и анализ архивных материалов, описание, классификация.
Основная часть
В первой теоретической части работы изучалась методология организации экскурсий. Словари определяют значение термина экску?рсия как «коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места. Участник экскурсии - экскурсант». [5] Сущность экскурсии состоит в том, что это одна из форм познания окружающего нас мира. Она состоит их двух важнейших элементов: показ заранее подобранных зрительных объектов в природе или окружающей действительности и рассказ о них, который выступает как пояснение зрительному ряду.
Главной частью экскурсии является показ объектов. В качестве объектов могут быть: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты и др. Существуют критерии оценки объектов для их включения в экскурсию: познавательная ценность; известность объекта; необычность (экзотичность) объекта; выразительность объекта и др. [2, с.154] Важным этапом является составление маршрута экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Во второй практической части работы изучались достопримечательности улицы Набережной г. Зеленогорска. Зеленогорск – небольшой красивый, молодой, современный город. Имеет уникальное расположение – среди девственной тайги, на левом берегу реки Кан среди гор южной оконечности Енисейского кряжа. Особым украшением города является река, вдоль которой расположены красивые здания, скульптуры и памятники.
Достопримеча?тельности - это украшение любого города или даже небольшого населенного пункта. Словари определяют достопримечательность как «место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью». [5] Сегодня наше государство придает значение охране памятникам. Деятельность в данной области регулируется Федеральным законом РФ 2002 г. «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», который устанавливает круг объектов, которые могут считаться памятниками истории и культуры. Для достижения цели было проанализировано историко-культурное наследие местности и выявлен круг изучаемых объектов в г. Зеленогорске, это памятники и достопримечательные места. Были собраны сведения об объектах культурного наследия местного, муниципального значения, расположенных на ул. Набережной. Культурно-исторические объекты были представлены в виде таблицы.
Таблица № 1 Достопримечательности г. Зеленогорска, расположенные на ул. Набережной
Объект |
Год установки |
Автор |
Фото объекта |
Краткое описание |
1.Река Кан Легенда о названии |
- |
- |
Кан - река в центральной части Красноярского края, крупный правый приток Енисея, берет начало в Восточном Саяне. Длина реки 629 км. |
|
2.Археологические стоянки в районе Усть-Барга |
1999 |
|
На р. Кан в районе г. Зеленогорска (Усть-Барга) обнаружен неолитический могильник. |
|
3.«Ледяной поход» войск Колчака под командованием генерала В. О. Каппеля по р. Кан |
2010 |
Идея С. Иванова |
В 2020 году исполняется 100 лет со времен героического Ледяного похода войск А. Колчака во время Гражданской войны. |
|
4.Памятный Камень основания города
|
1966 |
|
Камень заложен в честь 10-летия города в память о первостроителях на месте, где началась планировка улиц. |
|
5.Обелиск воинам Великой Отечественной войны в честь 30-летия Победы
|
1975 |
Б. Кулешов О. Комов |
На обелиске высотой 15 м установлен барельеф с орденом Великой Отечественной войны. |
|
6.Скульптурная композиция «Возвращение»
|
2010 |
А. Кияницын |
Расположена у обелиска воинам Великой Отечественной войны, посвящена 65-летию со Дня Победы. |
|
7.Скульптурная композиция «Енисей и Кан»
|
1988 |
Г. В. Франгулян |
Отражена гуманная идея воспевания красоты сибирских рек – Енисея, Кана. Автор – один из знаменитых российских скульпторов. |
|
8.Паромная переправа |
|
|
Водный паром на левый берег реки Кан. Маршрут 0,24 км, паром делает две остановки. |
|
9.Храм Серафима Саровского РПЦ
|
2003 |
В. Бондарь, Л. Хохлаков |
Величественное здание в крестово-купольном стиле, высота 35 метров, колокольня. |
|
10.Городской Музейно-выставочный центр |
1994 |
|
Открыт в 2001 году. Хранит и открывает шедевры – коллекции картин, археологические коллекции. Всего 30 тысяч единиц хранения. |
Фотографии памятников оформлены гиперссылками, позволяющими открыть их в полном объеме. Данные объекты обладают архитектурной, художественной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Одной из задач исследования было проведение анализа осведомленности школьников города о значимых объектах ул. Набережной. Было опрошено 147 школьников 2 - 6-х классов нескольких школ города.
Респондентам задали 7 вопросов на знание достопримечательностей города, связанных с улицей Набережной.
Диаграмма № 1
Анализ данных диаграммы показал, что большая часть респондентов вообще не имеет знаний о памятниках города. У меньшей части опрошенных есть отрывочные поверхностные знания о достопримечательностях. Полные знания по всем вопросам никто не показал. Проведенный анализ выявил низкий уровень краеведческих знаний у школьников.
Для выполнения цели работы был разработан проект экскурсионного маршрута по достопримечательностям города, расположенных на ул. Набережной, для школьников. Цель экскурсии - воспитание любви к родному городу, форма экскурсии - обзорная, тематическая. Экскурсия рассчитана на младших школьников 7-11 лет с учетом их возрастных особенностей.
Экскурсию планируется проводить в следующие сроки.
1. В период окончания или начала учебного года в формате классных часов для ознакомления школьников с достопримечательностями наиболее живописной части города.
2. В летнее время в период деятельности летних лагерей, когда есть запрос на развлекательно-просветительские мероприятия при планировании программы деятельности.
В городе работает 9 школ, в каждой действует летний лагерь. Для планирования деятельности летних лагерей данная экскурсия будет предлагаться следующим образом: путем обращения с предложением в городское Управление образования; заранее размещение информации об экскурсии через городские СМИ и городской информационный сайт.
Экскурсионный маршрут по Набережной города имеет общие признаки экскурсий:
1. Определенная продолжительность по времени проведения – около 60 минут.
2. Наличие экскурсантов - группы школьников по 25-30 человек – в учебный период класс или отряд лагеря в летнее время.
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию – данную роль будет выполнять команда из двух человек, в том числе автор данного проекта.
4. Наглядность - показ экскурсионных объектов на месте их расположения Отобрано 10 объектов для экскурсионного маршрута. Набор объектов продиктован темой экскурсии: это памятные места, связанные с историческими событиями, например, Камень основанию города; сооружения – паромная переправа, храм Серафима Саровского; природные объекты – река Кан; экспозиции музеев – Городского Музейно-выставочного центра; памятники археологии - информация о раскопках могильника древнего захоронения, а так же памятники искусства – скульптуры «Возвращение» и «Енисей и Кан». На каждый объект составлены карточки – паспорта.
5. Участники передвигаются по заранее составленному маршруту, протяженность его составляет около 1,5 км. Это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы – от Камня основанию города по пешеходному тротуару вдоль Набережной реки до Городского Музейно-выставочного центра с остановками у объектов. Это тематико-хронологический вариант построения маршрута.
6. Наличие определенной краеведческой темы «На берегу реки у Зеленых гор». Тема определена потенциальным запросом на основе анализа осведомленности школьников.
7. Активная деятельность участников экскурсии – происходит наблюдение, осмотр и знакомство с объектами.
Карта № 1. Экскурсионный маршрут по ул. Набережная города Зеленогорска
В начале работы над экскурсией отбиралась специальная литература методологического характера и краеведческая литература о достопримечательностях города. Далее написали текст вступления, основной части и заключения. Основная часть состоит из подтем, которые быть раскрыты на 10 объектах, все они объединены общей темой. Текст экскурсии составлен отдельным документом.
Результаты и обсуждение.
В ходе исследования установлено:
- Существуют строгие принципы отбора объектов, признаки, этапы, приемы и методы организации экскурсионных маршрутов.
- Вдоль улицы Набережной города располагаются значимые объекты для истории и культуры города – памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения; природные объекты; музеи, памятники искусства, соответствующие критериям для включения в экскурсию.
- Большая часть опрошенных школьников не имеет знаний о памятниках города. У меньшей части опрошенных – 44% - есть отрывочные знания о достопримечательностях города. Выявлен низкий уровень краеведческих знаний у школьников.
Вывод. Разработан экскурсионный маршрут по Набережной города для младших школьников с целью повышения уровня знаний по истории, искусству и культуре на краеведческом материале. Разработаны способы информирования об экскурсии и ее формат. Экскурсия имеет культурно-просветительскую тематику и воспитательный характер.
При разработке экскурсионного маршрута учитывались возрастные особенности младших школьников, у которых уже достаточно развита память, присутствует эмоциональное и синтезирующее восприятие, есть способность целенаправленного наблюдения за объектом. Следовательно, реализация экскурсионного маршрута на практике будет способствовать развитию личности, воспитанию любви к родному городу, повышению уровня знаний по истории, искусству и культуре. В этом состоит практическая значимость работы.