Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Barabanova P.V. 1
1

Введение

В настоящее время продолжают обсуждать необходимость введения школьной формы в образовательных организациях. Школьники не желают ходить в строго обозначенной форме одежды, но и отсутствие единства во внешнем виде учащихся вызывает общее недовольство. Мы выяснили, что каждая образовательная организация, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации"[1], вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.

Актуальность. В требованиях, предъявляемых к обучающимся лицей с. Долгоруково прописано: «находиться в Лицее только в светской одежде делового (классического) стиля».

Проблема. Во внешнем виде обучающихся отсутствует единый стиль в одежде.

Объект исследования: формирование школьной формы в России

Предмет исследования: внешний вид обучающихся лицей с. Долгоруково.

Цель проекта: разработка и изготовление модели формы для обучающихся МБОУ лицей с. Долгоруково

Задачи: собрать и проанализировать теоретический материал, интернет-ресурсы; создать информационную страницу на сайте лицея «Проект лицейской формы»; совершенствовать знания и умения работы с инновационными технологиями в изготовлении одежды; научиться точно и четко выполнять технологические операции; развивать творческое мышление; познакомиться с элементами предпринимательства; оценить проделанную работу.

Методы исследования: аналитический метод; сравнительный метод; эмпирический метод.

Планирование работы: выдвижение проблемы и её анализ; рассмотрение требований, ограничений, условий, сроков реализации; сбор необходимой информации; разработка эскизов; выбор и разработка моделей; предварительный расчет себестоимости проекта; составление технологии выполнения изделия; изготовление изделия; проверка и оценка результата деятельности; защита проекта.

Требования, предъявляемые к проектируемому изделию: эстетические (красивый, соответствует образу); гигиенические (воздухопроницаемость, комфортность); экономические (материалы доступны по цене); эксплуатационные (износоустойчивость); технологические (должен быть технологически выполним).

Ограничения: выбор технологических операций, должен соответствовать возможностям учащихся и школьной мастерской; сроки реализации; материальные затраты.

Условия: наличие необходимой информации

Сроки реализации проекта: с 01.06.2020 – 09.10.2020

Фотография лицейской формы

 
  Рис. 1

Предпроектное исследование[2]

1. История школьной формы в России[3]. 1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи; 1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек; 1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена; 1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком; 1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней; 1973 г. – введена новая форма для мальчиков: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак; 1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани; 1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы; 1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации; 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

2 Нормативно-правовые документы, регламентирующие ношение школьной формы [1]. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 148-ФЗ) «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии)».

3 Мнение психологов, врачей и специалистов по вопросу школьной формы [4]. Психологи: произвольная форма одежда стала вызывать у детей отрицательные эмоции, появились комплексы из-за одежды. Исследования показали: школьная форма положительно влияет на детей, но она должна быть стильной и комфортной для школьников, дети в школьной форме лучше учатся, в классах отсутствуют социальные конфликты. Медики: произвольная форма одежды у школьников отрицательно влияет на их здоровье. Школьники очень часто надевают слишком узкую одежду, даже сжимающую кровеносные сосуды и тормозящую нормальное кровообращение, что может влиять на работу органов школьника. Учителя: наличие школьной формы влияет на эффективность в образовательном процессе, а именно: сконцентрированы на учебе, а не на новой одежде одноклассника; дружные, меньше конфликтных ситуаций; - воспринимают более серьезно школу. Дизайнеры: школьная форма должна создаваться, исходя из пожеланий и учителей, и врачей, и родителей, и психоаналитиков и, конечно, самих детей.

Таким образом, мы рассмотрели мнения нескольких групп специалистов. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что общество фактически готово к введению школьной формы.

4 Инновационные технологии в изготовлении одежды [5]. Предпочтения потребителей в сегодняшнем мире могут меняться достаточно быстро. Поэтому любая фабрика, осуществляющая производство швейной одежды, вынуждена успевать за покупателями, предлагая хорошо смоделированный, красивый и качественный товар. Решается столь непростая задача с помощью использования в швейном производстве современных технологий.

4.1 Компьютерная программа для работы с выкройками одежды Redcafe [6]. Построение чертежа изделия довольно трудоемкий процесс. В последнее время все большую популярность набирают компьютерные программы построения чертежей основы изделия, а также моделирования. Рассмотрев несколько программ, я выбрала программу «Rеdсаfe». Redcafe - это профессиональный софт для построения и моделирования выкроек одежды. Программа позволяет работать с чертежом на уровне линий, точек и объектов, открывая безграничные возможности построения и моделирования выкроек одежды.

4.2 Лазерная гравировка по ткани [7]. Лазерная гравировка представляет собой передовую технологию нанесения надписей, логотипов и рисунков на изделия из ткани. Ткань - материал, который требует аккуратной и деликатной обработки. При выполнении ручной гравировки часто возникают неустранимые дефекты, вызывающие порчу заготовки или изделия. Лазерная обработка лишена этого недостатка. Нанесение надписей и рисунков может производиться в полностью автоматическом режиме без промежуточных технологических этапов.

Разработка проектного изделия

1 Художественное проектирование изделий [8]. Исходя из изученной информации, мы разработали несколько вариантов для лицейской формы. Составили анкету, в которую внесли разработанные эскизы. Результаты использовали для дальнейшей работы с проектом.

Описание моделей форменной одежды

1. Платье отрезное по линии талии с длинным втачным рукавом. Юбка в складку, длиной до середины икры. Воротник отложной, втачная планка по линии середины лифа платья. Фартук на бретелях, нижняя часть с мягкими складками по линии талии.

2. Куртка, фасона бомбер. Свободного кроя, прорезными карманами с листочкой, втачным длинным рукавом. Манжеты заменяют резинки. Воротник втачной, так же обработан резинкой. Низ куртке оформлен резинкой. Юбка прямая на притачном поясе, застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии.

3. Жилетка полуприлегающего силуэта с рельефными швами на полочках. Юбка прямая на притачном поясе, застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии.

4. Жакет с рельефными швами на полочках полуприлегающего силуэта. Воротник втачной, жакет двубортный. Рукав втачной, двушовный. Юбка трапецевидная на притачном поясе, с застежкой молнией в среднем шве юкки и вытачками по линии талии.

5. Сарафан свободного покроя с нагрудными вытачками, длиной до колена. Вырез горловины круглый. Проймы обработаны обтачками.

2 Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта. Школьная форма подразумевает единый стиль, однако она должна быть, прежде всего, безопасна и удобна. Молодому поколению нравится носить одежду свободного кроя, что подтвердили результаты нашего опроса. Исходя из опроса и наших наблюдений, мы выбрали для макета лицейской формы модель 2

3 Выбор материалов, инструментов, оборудования. Ткани для разрабатываемых моделей должна быть из натурального сырья [9]. Рассмотрела варианты. После анализа, остановила свой выбор на следующих материалах и отделке: вискозная ткань, дублерин, подкладочная ткань, нитки DORTAK, тесьма молния потайная, тесьма молния металлическая, трикотаж «Рибана».

4 Выбор оборудования, инструментов и приспособлений: игла ручная, игла машинная, булавки, линейка, сантиметровая лента, ножницы, наперсток, швейная машина «Janome», краеобметочная машина «Janome», электроутюг с пароувлажнителем, доска гладильная, проутюжильник, лазерный гравер «Lasersolid 4060 laser machine».

5 Разработка выкройки изделий. Лекала разработаны с помощью компьютерной программы Redcafe.

Рис. 56. Разработка технологии изготовления изделия: подготовка ткани к раскрою [10]; раскладка деталей выкройки на ткани; раскрой ткани; подготовка деталей кроя к обработке [11]; обработка, соединение деталей и узлов куртки и юбки (выбор способа обработки узла); заключительная обработка изделия [12,13]

7 Предварительный расчет стоимости проекта. В нашем лицее работает студия – мастерская «Сценический костюм». Поговорив с руководителями студии, мы пришли к выводу, что юбку может сшить каждая девочка на уроках технологии. А помощь в пошиве куртки может оказать студия-мастерская «Сценический костюм». Встретившись с индивидуальным предпринимателем Зайченко Н.И., договорились о поставке необходимого количества ткани, отвечающей нашим требованиям.

Родителям будет необходимо оплатить только цену материала. Все остальное будет сделано руками учеников и учителей. Что же касается формы для мальчиков, то фасон куртки остается тем же, а брюки согласилась сшить индивидуальный предприниматель Орлова И.А.

Предварительно рассчитав стоимость проектируемого изделия, мы получили 2571,8 рублей. Эта стоимость значительно дешевле костюмов из аналогичного материала в продаже, и составляет в среднем 4300 рублей. Значит с точки зрения экономии средств, мой проект выгоден.

8 Экологическое обоснование проекта. При пошиве изделий, я буду экономно использовать материалы. Моя работа потребует использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании моделей я буду использовать лазерный станок, швейные машины с электроприводом, электрический утюг, ручные инструменты, нетоксичные материалы.

Я считаю, что никакого ущерба окружающей среде в процессе изготовления изделий не будет нанесено.

Описание технологии изготовления школьной формы

· Подготовка ткани к раскрою

· Раскладка деталей выкройки на ткани

· Раскрой ткани

· Подготовка деталей кроя к обработке

· Изготовление эмблемы лицея (выжигание на лазерном станке Laser Solid 4060 Laser Machine)

· Обработка, соединение деталей и узлов куртки и юбки

· Заключительная обработка изделия

Оценка качества

1 Экономическая оценка проекта. При пошиве изделий, я экономно использовала материалы. Окончательная стоимость костюма совпала с предварительным расчетом.

2 Экологическая оценка проекта. При пошиве изделий, я буду экономно использовать материалы. Моя работа потребует использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании моделей я буду использовать лазерный станок, швейные машины с электроприводом, электрический утюг, ручные инструменты, нетоксичные материалы. Я считаю, что никакого ущерба окружающей среде в процессе изготовления изделий не будет нанесено.

3 Эстетическая оценка проекта. Все изделия изготовлены в соответствии с технической документацией, соответствуют предполагаемому образу. Костюм выполнен качественно, имеет красивый внешний вид.

Реклама

Школьная форма Долгоруковского лицея – форма нового поколения. Стильно, модно, удобно, качественно.

Использование результатов

Перспективы развития проект. Поместив информацию о проекте на сайте лицея, можно скоординировать результат деятельности. Видя модель одежды, и зная пути приобретения данной модели, лицеистам будет изготовить и приобрести разработанный вариант уже к 1 сентября 2022 года, для основной школы. Для учеников младших классов изготовление форменной одежды планируем закончить к 1 сентября 2023 года.

Если сравнивать разработанную нами форменную одежду для обучающихся с аналогичными изделиями, то можно сказать о том, что ученики, принимая непосредственное участие в её изготовлении, тем самым повышают уровень своих практических умений и навыков. При изготовлении изделий использовалось современное оборудование и компьютерные программы, еще не известные широкому кругу учеников. Знакомясь с ними, обучающиеся смогут расширить свой кругозор, а так же получить новые умения.

Заключение

Успешно справляясь с решением задач, мы достигли и цель проектирования.

Выполнение данной работы способствовало совершенствованию швейных навыков, прибавило уверенности в том, что можно не только сшить понравившееся изделие, но и разработать самостоятельно необходимую модель. В процессе выполнения и оформления проекта я подробно познакомилась с инновационными технологиями при изготовлении одежды, и успешно использовала их для изготовления костюма. Научилась находить нужную информацию, работать с компьютерными программами, выполнять экономические расчеты, разрабатывать схемы для вышивания на вышивальной машине.

Костюм получился красивый, удобный и практичный. Мы надеемся, что данная модель получит положительные отзывы родителей, и мы сможем носить одежду, которую выбрали сами.