Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Filippov G.V. 1
1

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России»

В.Г. Белинский.

В следующем году Россия будет праздновать 210 лет с окончания Отечественной войны 1812 года. И мы задались вопросом: участвовали ли жители Астраханской губернии в тех далеких событиях? Какой вклад внесли наши земляки в разгром наполеоновских войск?

Астраханские земли на протяжении многих веков были местом частых боевых действий. Однако с расширением границ в Среднюю Азию и на Кавказ наш город стал сначала центральной крепостью Каспийского региона, а потом и вовсе утратил свое значение как стратегический военный объект. К началу XIX века Астрахань являлась центром Астраханской губернии и в городе проживало около 45 тысяч человек.

На момент начала кампании 1812 года в составе русской императорской армии (РИА) числилось шесть военных формирований, которые названием или происхождением связаны с Астраханью. Два из них –Астраханский гарнизонный полк и Астраханский казачий полк – не принимали участия в боевых действиях. Были еще четыре полка: Астраханский кирасирский, Астраханский гренадерский, а также два калмыцких. Из них лишь два калмыцких полка имеют прямое отношение к нашему городу, поскольку их личный состав был набран на территории современной Астраханской области и республики Калмыкия, о чём свидетельствует название этих полков. [1]

Гренадерский и кирасирский полки, в свою очередь, лишь названием связаны с Астраханью. Однако само их наименование обязывает нас рассмотреть их историю.

В 1811 году с целью увеличения количества полков тяжелой кавалерии из резервных эскадронов разных кавалерийских полков были созданы два кирасирских полка. Один из них – Астраханский кирасирский, созданный указом от 12 октября 1811 года из рекрутов четырнадцати различных кавалерийских полков генерал-майором Бороздиным. По состоянию на июнь 1812 года Астраханский кирасирский находился в составе 1-й кирасирской дивизии 5-го корпуса Кавалерийского резерва 1-й Западной армии. В дивизии, кроме Астраханского полка, числились Кавалергардский, Лейб-Гвардии конный, Его Величества кирасирский, Ее величества кирасирский. Таким образом, дивизия была по составу гвардейской. С началом войны полк двинулся на восток по территории Литвы, а после оставления Дриссы до 22 августа участвовал в делах при Полоцке, Витебске, Чашниках, Смоленске. Бородинское же сражение для кирасир началось в одиннадцать часов: когда остатки 2-й гренадерской дивизии были сметены Саксонским полком «Гард дю Кор», генерал Бороздин атаковал кавалерийский корпус Латур-Мобура. Крайне редкая для Наполеоновских войн встречная атака двух кавалерийских частей произошла в центре русских позиций. Когда французский кавалерийский корпус был остановлен, дивизия Бороздина понесла большие потери еще и от французской легкой пехоты: предпринятая контр-атака не увенчалась успехом. Всего же по итогам дня из 563 «астраханцев» осталось лишь 95. Однако, хоть и ценой огромных потерь, но кавалерия Великой Армии на этом участке была остановлена. [2]

Закончив войну в Вильно, Астраханский керасирский полк был награжден георгиевской трубой.

Астраханский гренадерский полк являлся одним из старейших полков РИА. Сформированный в 1700 году как пехотный полк Романа Брюса, в 1790 году он был переименован в Астраханский гренадерский. На момент начала кампании 1812 года, полк, командиром которого был полковник Иван Буксгевден, находился во 2-й гренадерской дивизии 8-го пехотного корпуса 2-й Западной армии Петра Багратиона. С самых первых дней войны полк вступил в активные боевые действия. Во время отступления, 2-я армия постоянно находилась под атаками войск 1-го и 8-го корпусов Великой Армии, которые численно превосходили армию Багратиона почти в полтора раза. Из-за нерасторопности вестфальцев корпуса Жюно, 2-я Западная армия прорвалась к Смоленску, хоть и понеся большие потери. К Бородинскому сражению Астраханский гренадерский полк подошел в составе 737 человек. Потеря почти половины состава (штатная численность – 1298 человек) свидетельствует о тяжелом отступлении до Можайска. В день генерального сражения, пополненный полк «астраханцев», как и вся 2-я гренадерская дивизия Карла Мекленбургского, стоявшая до этого за деревней Семеновское, вступил в бой после занятия неприятелем флешей, то есть через полтора часа после начала сражения. Фактически дивизия, а вместе с ней и астраханские гренадеры, были принесены в жертву, ради выигрыша времени. Гренадеры отражали атаки 3-го корпуса Мишеля Нея и 1-го корпуса Луи-Николя Даву (к тому моменту Даву был контужен, и части его корпуса временно подчинялись Нею). По итогам боя Астраханский полк практически прекратил свое существование. Начав день в составе 1067 человек, полк потерял 933 нижних чинов и 39 офицеров. Убит был и командир полка – Буксгевден. Остатки полка из боя вывел капитан Татаринов. После генерального сражения полк частично пополнили в Тарутино, и с началом осенне-зимнего периода он вернулся к боевым действиям. Татаринов, оставшись в должности командира полка, провел полк через бои при Малоярославце, Вязьме и Красном. [3] В Вильно пришли менее двухсот пятидесяти «астраханцев».

В отличие от двух предыдущих полков, калмыцкие части имеют к Астрахани самое прямое отношение. Личный состав набирался именно на территории современной Астраханской области и частично – республики Калмыкия. В 1811 году, в дополнение казацким частям были созданы три калмыцких полка: Первый калмыцкий, под командованием Джамба-тайши Тундутова, Второй калмыцкий под командованием Сербеджап Тюменя, и Ставропольский калмыцкий. Оба Астраханских полка состояли примерно из пяти сотен всадников, вооруженных разнообразным оружием, но в большинстве своем, как и казаки, – пиками. [4]

Поскольку эти полки входили в иррегулярную конницу (это кавалерийские подразделения, которые в мирное время занимаются гражданским трудом, а в военное время призываются на военную службу), то документов и подробных описаний их действий практически нет. Однако известно, что в начале войны они действовали вдоль линии реки Буг, ведя бои с частями польского 5-го корпуса Великой Армии. После отхода 1-й и 2-й русских армий на восток, оба калмыцких полка вели бои на юге современной Беларуси и севере Украины в составе армии Тормасова. Полк Тюменя отличился в деле под Пружанами и Слонимом, где был пленен один из известнейших генералов Герцогства Варшавского – Ян Конопка. Позже, в середине ноября, уже оба полка участвовали в боевых действиях против саксонского корпуса Ренье. [5] Части 1-го полка участвовали в Березинской операции, а потом вели бои на Виленском направлении. Закончили 1812 год оба полка в Вильно.

История этих полков еще раз показывает нам, что жители нашей губернии никогда не оставались в стороне от военных кампаний нашей страны и внесли существенный вклад в дело борьбы против войск Наполеона. К сожалению, в современных, как, впрочем, и в советских учебниках истории никогда не упоминались наши Астраханские полки, поэтому и жители нашей области и города с удивлением узнают, что наши предки были участниками Отечественной войны 1812 года. Данные нашего исследования можно и нужно использовать на уроках по истории России XIXв., а также в курсе краеведения.