Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Bautina S.V. 1
1

Тема урока: Письмо

Тип урока: Урок развития речи, урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий.

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Таблица 1. Развиваемые УУД:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

 

Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Материально-техническое оснащение: проектор, листы с алгоритмом написания письма, почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток, костюм почтальона, костюмы разных видов писем.

Методы: эвристический, проблемный, поисковый, решение практико-ориентировочных задач.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока

2. Словарная работа

3. Мотивация деятельности в игровой форме

4. Объяснение нового материала.

а) Работа над эпиграфом урока

б) Знакомство с видами писем в ходе игры-заседания

в) Подведение итогов выступлений. Работа с таблицей, составленной в ходе игры-заседания

г) Знакомство с алгоритмом написания письма

5. Творческая работа. Редактирование текста.

6. Подведение итогов. Рефлексия

7. Домашнее задание

 

 

 

Таблица 2. Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса в системе ФГОС на тему: «Письмо»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

1.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

1.Беседа.

Ребята, оглянитесь вокруг. Что вам кажется необычным?

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Где мы мысленно побываем? Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели нашего урока.

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы побываем на почте, где будет проходить заседание писем, которое посвящено древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. На уроке вы познакомитесь с разновидностями писем, научитесь правильно их писать и отсылать адресату.

Ответы детей:

Почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток. В классе создана атмосфера почтового отделения. Мысленно перенесёмся на почту. Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.

Дети записывают в тетрадях дату и тему урока

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

II. Словарная работа.

1.Беседа по вопросам, письменная работа.

Ребята, а кто такой адресат, адресант, почтальон?

Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. А теперь продолжим словарную работу, другими словами, связанными с темой «Почта» (у доски по одному человеку).

Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

III. Мотивация деятельности в игровой форме.

Учитель. Ребята, вы слышите стук? Кто к нам пришёл? (входит ученик в костюме почтальона). Это почтальон.

Учитель. Мальчики и девочки, вы согласны отправиться в гости к письмам? Сегодня у нас присутствуют:

1.Деловое письмо, Письмо-рассказ, Письмо-поздравление, Письмо-просьба, Благодарственное письмо

Почтальон. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на почту пришла телеграмма, адресованная вам, ученикам 5-го класса.

(читает текст телеграммы)

«Ребята! Приглашаем вас посетить наше заседание. С уважением Письма».

Почтальон. Тогда я приглашаю Письма занять свои места в зале заседаний.

Коммуникативные: умение играть предложенную роль. Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения;

IV. Объяснение нового материала.

1.Работа над эпиграфом урока

Учитель. Ребята, прочтите эпиграф нашего урока.

- А зачем люди пишут письма? - Почему в наш век им нет цены?

Ученик читает вслух:

Прошу тебя, пиши мне письма. В наш громкий век им нет цены. Н.Кузовлева

Ответы: люди мало пишут друг другу, телефон, Интернет заменили письма

Коммуникативные: развивают навыки выразительного чтения.

2.Знакомство с видами писем в ходе игры-заседания.

Учитель. На заседании у нас присутствуют разные письма. Они расскажут о себе и помогут нам составить таблицу «Виды писем». Итак, заседание писем прошу считать открытым. Первым для выступления приглашается деловое письмо.

а) выступление делового письма.[1]

 

Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

 

Учитель. Но чаще вы, ребята, встречаетесь с письмами личного характера. И такие письма присутствуют на нашем заседании. Я предоставляю слово письму-рассказу. Оно поможет нам совершить экскурсию в прошлое.

б) выступление письма-рассказа.[1]

 

Учитель.- Ребята, о чём ещё можно рассказать в письме? - Кому можно адресовать свою историю?

Ответы: можно рассказать о поездке, о любимой книге, и т.д. Адресовать однокласснику, учителю, маме, бабушке, другу и т.д.

 

Учитель. Сейчас перед вами выступит письмо-поздравление.

в) выступление письма-поздравления.[1]

 

Учитель. Понравилось ли вам письмо? - В чём его оригинальность?

Ответы: можно поздравить маму с 8 Марта, бабушку с днём пожилого человека, друга с Днём рождения и т.д.

 

Учитель. Слово предоставляется письму-просьбе.

г) выступление письма-просьбы.[1]

 

Учитель. К кому обращается в своём письме Ю.Тувим?[2] - О чём он просит? - Какие ещё просьбы могут звучать в ваших письмах?

Ответы: Тувим обращается к детям, просит быть чистоплотными. Можно попросить приехать в гости, прочитать книгу, посмотреть фильм и т.д.

3.Подведение итогов выступлений.

Работа с таблицей, составленной в ходе игры-заседания.

Учитель. Ребята, вы сейчас прослушали выступления разных писем, давайте подведём итоги.

С какими видами писем вы познакомились на заседании? Какое письмо вам запомнилось больше всех? Оформите в своих тетрадях таблицу «Виды писем».[3]

Ответы детей по таблице на доске, запись её в тетради.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения по теме «Письмо».

4.Знакомство с алгоритмом написания письма.

Учитель. Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт. (алгоритм на интерактивной доске)[3]

Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

V. Творческая работа. Редактирование текста.

Учитель. Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания[3]:

(текст на интерактивной доске)

Учитель. Ребята, вам интересно читать такое письмо? - Какие требования, предъявляемые к написанию письма, нарушены? - Исправьте текст.

Дети вслух читают текст:

Делают исправления.

Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Какой теме был посвящён урок? - Что вы узнали на заседании писем? - Чему научились на уроке? - Что вам запомнилось больше всего? Учитель предлагает детям лист самооценки.

Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи.

Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

Учитель. Напишите письмо своему однокласснику на отдельном листе бумаги, подпишите и перед уроком русского языка опустите в наш классный почтовый ящик, а почтальон разнесёт ваши письма.