Тема урока: Письмо
Тип урока: Урок развития речи, урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий.
Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами.
2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Таблица 1. Развиваемые УУД:
Коммуникативные: |
Регулятивные: |
Познавательные: |
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
|
Осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; |
Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма. |
Материально-техническое оснащение: проектор, листы с алгоритмом написания письма, почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток, костюм почтальона, костюмы разных видов писем.
Методы: эвристический, проблемный, поисковый, решение практико-ориентировочных задач.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока
2. Словарная работа
3. Мотивация деятельности в игровой форме
4. Объяснение нового материала.
а) Работа над эпиграфом урока
б) Знакомство с видами писем в ходе игры-заседания
в) Подведение итогов выступлений. Работа с таблицей, составленной в ходе игры-заседания
г) Знакомство с алгоритмом написания письма
5. Творческая работа. Редактирование текста.
6. Подведение итогов. Рефлексия
7. Домашнее задание
Таблица 2. Технологическая карта урока по русскому языку для 5 класса в системе ФГОС на тему: «Письмо»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент. |
1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу. |
1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. |
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока. |
1.Беседа. Ребята, оглянитесь вокруг. Что вам кажется необычным? Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Где мы мысленно побываем? Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели нашего урока. 2.Слово учителя. Сегодня на уроке мы побываем на почте, где будет проходить заседание писем, которое посвящено древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. На уроке вы познакомитесь с разновидностями писем, научитесь правильно их писать и отсылать адресату. |
Ответы детей: Почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток. В классе создана атмосфера почтового отделения. Мысленно перенесёмся на почту. Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма. Дети записывают в тетрадях дату и тему урока |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
II. Словарная работа. |
1.Беседа по вопросам, письменная работа. Ребята, а кто такой адресат, адресант, почтальон? Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. А теперь продолжим словарную работу, другими словами, связанными с темой «Почта» (у доски по одному человеку). |
Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. |
III. Мотивация деятельности в игровой форме. |
Учитель. Ребята, вы слышите стук? Кто к нам пришёл? (входит ученик в костюме почтальона). Это почтальон. Учитель. Мальчики и девочки, вы согласны отправиться в гости к письмам? Сегодня у нас присутствуют: 1.Деловое письмо, Письмо-рассказ, Письмо-поздравление, Письмо-просьба, Благодарственное письмо |
Почтальон. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на почту пришла телеграмма, адресованная вам, ученикам 5-го класса. (читает текст телеграммы) «Ребята! Приглашаем вас посетить наше заседание. С уважением Письма». Почтальон. Тогда я приглашаю Письма занять свои места в зале заседаний. |
Коммуникативные: умение играть предложенную роль. Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения; |
IV. Объяснение нового материала. 1.Работа над эпиграфом урока |
Учитель. Ребята, прочтите эпиграф нашего урока. - А зачем люди пишут письма? - Почему в наш век им нет цены? |
Ученик читает вслух: Прошу тебя, пиши мне письма. В наш громкий век им нет цены. Н.Кузовлева Ответы: люди мало пишут друг другу, телефон, Интернет заменили письма |
Коммуникативные: развивают навыки выразительного чтения. |
2.Знакомство с видами писем в ходе игры-заседания. |
Учитель. На заседании у нас присутствуют разные письма. Они расскажут о себе и помогут нам составить таблицу «Виды писем». Итак, заседание писем прошу считать открытым. Первым для выступления приглашается деловое письмо. |
а) выступление делового письма.[1]
|
Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения; Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. |
Учитель. Но чаще вы, ребята, встречаетесь с письмами личного характера. И такие письма присутствуют на нашем заседании. Я предоставляю слово письму-рассказу. Оно поможет нам совершить экскурсию в прошлое. |
б) выступление письма-рассказа.[1] |
||
Учитель.- Ребята, о чём ещё можно рассказать в письме? - Кому можно адресовать свою историю? |
Ответы: можно рассказать о поездке, о любимой книге, и т.д. Адресовать однокласснику, учителю, маме, бабушке, другу и т.д. |
||
Учитель. Сейчас перед вами выступит письмо-поздравление. |
в) выступление письма-поздравления.[1] |
||
Учитель. Понравилось ли вам письмо? - В чём его оригинальность? |
Ответы: можно поздравить маму с 8 Марта, бабушку с днём пожилого человека, друга с Днём рождения и т.д. |
||
Учитель. Слово предоставляется письму-просьбе. |
г) выступление письма-просьбы.[1] |
||
Учитель. К кому обращается в своём письме Ю.Тувим?[2] - О чём он просит? - Какие ещё просьбы могут звучать в ваших письмах? |
Ответы: Тувим обращается к детям, просит быть чистоплотными. Можно попросить приехать в гости, прочитать книгу, посмотреть фильм и т.д. |
||
3.Подведение итогов выступлений. Работа с таблицей, составленной в ходе игры-заседания. |
Учитель. Ребята, вы сейчас прослушали выступления разных писем, давайте подведём итоги. С какими видами писем вы познакомились на заседании? Какое письмо вам запомнилось больше всех? Оформите в своих тетрадях таблицу «Виды писем».[3] |
Ответы детей по таблице на доске, запись её в тетради. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения по теме «Письмо». |
4.Знакомство с алгоритмом написания письма. |
Учитель. Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт. (алгоритм на интерактивной доске)[3] |
Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради. |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
V. Творческая работа. Редактирование текста. |
Учитель. Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания[3]: (текст на интерактивной доске) Учитель. Ребята, вам интересно читать такое письмо? - Какие требования, предъявляемые к написанию письма, нарушены? - Исправьте текст. |
Дети вслух читают текст: Делают исправления. |
Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста. |
VI. Подведение итогов. Рефлексия. |
Учитель. Какой теме был посвящён урок? - Что вы узнали на заседании писем? - Чему научились на уроке? - Что вам запомнилось больше всего? Учитель предлагает детям лист самооценки. |
Дети заполняют лист самооценки и комментируют свои записи. |
Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают работу на уроке. |
VII. Домашнее задание. |
Учитель. Напишите письмо своему однокласснику на отдельном листе бумаги, подпишите и перед уроком русского языка опустите в наш классный почтовый ящик, а почтальон разнесёт ваши письма. |