Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shtayda K.P. 1
1

Введение

Как всем известно, книга является источником знаний. Однако в век компьютерных технологий и гаджетов наблюдается тенденция к снижению уровня чтения среди современных детей и подростков.

Я очень люблю читать книги и часто беру их с собой в дорогу, на дачу и даже в школу. Я продолжаю много читать и на летних каникулах. Недавно я заметил, что ребята во дворе все свое свободное время проводят в телефонах и планшетах, а дома постоянно сидят за компьютерами. К сожалению, никто из моих друзей не проводит время за чтением литературы. Мне стало интересно, как же можно повысить интерес ребят к чтению книг даже на летних каникулах. Из телепередачи «По секрету всему свету» я узнал о существовании общественного движения буккроссинг. Оно подразумевает под собой обмен книгами между людьми. Человек бесплатно берет книжку в специально отведенных местах для обмена, но взамен оставляет свою книгу, чтобы другой человек смог ее взять и прочитать [3, с 2]. Обязательным условием является возврат книг в места для буккроссинга. Спустя некоторое время книга возвращается к своему хозяину. Так и происходит процесс книгообмена [1, с. 3]. Мне очень понравилась эта идея, и я решил запустить буккроссинг во дворе среди друзей.

Данной работой я хочу показать, каким способом можно привить детям любовь к чтению.

Цель: развитие интереса к чтению у ребят.

Задачи:

- определить, чем полезно чтение книг;

- выяснить, любят ли читать мои друзья;

- установить динамику посещения детской библиотеки учениками начальных классов;

- найти и организовать место для буккросинга;

- принять участие в буккросинге в течение одного месяца;

-провести контрольный опрос ребят, отметить изменения в их скорости чтения;

- определить практическое значение буккросинга.

Гипотеза: буккросинг формирует у ребят устойчивый интерес к чтению книг.

Использованные методы исследования

1. Обоснование полезности чтения

Я выделил положительные и отрицательные стороны чтения книг, а также выявил влияние данного процесса на организм человека [2, с. 4].

2. Анкетирование

Для того чтобы понять, существует ли интерес у моих товарищей к чтению, я составил вопросы анкеты и предложил ребятам ответить на них.

Еще я проверил технику чтения у друзей и определил, сколько слов в минуту они читают на момент начала запуска буккроссинга.

3. Беседа с работником библиотеки г.Солигорска Сенько И. И.

Я посетил детскую библиотеку и узнал у Ирины Ивановны, как часто ученики начальных классов приходят в библиотеку, а также какие произведения пользуются спросом у ребят.

4. Поиск и организация помещения для буккроссинга

Я подобрал и организовал место для хранения книг и их обмена. Также я придумал название библиотеки и рассортировал книги.

5. Участие в буккроссинге

Идея участия в данном движении была одобрена всеми ребятами. В течение целого месяца мы усердно читали и обменивались книгами. Также к нашему движению присоединились многие родители.

6. Анализ и оценка полученных результатов

Я определил, как изменились ответы ребят в анкете после участия в буккроссинге, а также выявил изменения в их технике чтения.

7. Определение полезности буккроссинга

Я выяснил положительные и отрицательные стороны данного движения, а также оценил его эффективность.

Полученные результаты и их анализ

Книга – это литературное произведение, записанное на бумажном носителе.

Я заметил, что чтение книг:

- развивает память, внимание и мышление;

- пополняет словарный запас;

- помогает расслабиться и отдохнуть от суеты;

- развивает воображение, расширяет кругозор;

- помогает приятно и с пользой проводить свободное время;

- сокращает время на гаджеты и компьютерные игры.

Можно сделать вывод, что чтение книг имеет только плюсы, недостатков я не обнаружил. Сам же процесс чтения положительно влияет на состояние всего организма и развитие мозга человека.

В опросе приняли участие 10 ребят в возрасте 8-10 лет. Я предложил товарищам ответить на ряд вопросов анкеты (табл.1). Оказалось, что мало кто из ребят любит читать вообще. Назвать книгу, которую они читают сейчас, смогли только 2 человека. Практически все ребята отдают предпочтение гаджетам и компьютерным играм, а не чтению книг (диагр.1). Родители же читают литературу только у 30% ребят, а совместное чтение в семьях полностью отсутствует.

Таблица 1

Анкетирование участников, %

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1. Любишь ли ты читать?

30%

70%

2. Можешь ли ты вспомнить название книги, которую ты сейчас читаешь?

20%

80%

3. Читают ли твои родители книги?

30%

70%

4. Читаешь ли ты дома книги вместе с родителями ?

0%

100%

Диаграмма 1. Увлечения ребят младшего школьного возраста

Также я установил, что на начало запуска буккроссинга скорость чтения у моих товарищей в среднем была 100 слов в минуту (табл. 2).

Таблица 2

Техника чтения участников перед началом буккроссинга

Имя

Количество слов

Иван

102

Кирилл

130

Максим

90

Эльвира

95

Илья

88

Наташа

120

Богдан

97

Гриша

108

Женя

78

Родион

93

Среднее значение:

100

Во время разговора с библиотекарем Сенько Ириной Ивановной выяснилось, что ребята с каждым годом все реже начинают посещать библиотеку (диагр. 2). Бумажные книги заменяются электронными и аудиокнигами, а также необходимые произведения можно прочитать онлайн в Интернете. Ученики начальных классов начинают чаще посещать библиотеку во время летних каникул, когда необходимо найти и прочитать заданную на лето литературу, в основном на родном языке. Эту литературу невозможно или очень сложно найти в интернете. Еще я узнал, что большинство ребят, кроме произведений по школьной программе, выбирают для чтения несложную и развлекательную литературу: сказки, журналы и комиксы. Дети редко отдают предпочтение классическим произведениям. Меньше всего ребята интересуются научной литературой. Из этого можно сделать вывод, что ребята читают в основном только то, что задали в школе, собственного же интереса к чтению у них нет.

Диаграмма 2. Количество читателей городской детской библиотеки г. Солигорска по годам, чел.

Организовать место для буккроссинга было решено у меня в квартире. Для наполнения библиотеки каждый участник движения принес из дома по 3 книги. Таким образом, в месте, предназначенном для буккроссинга, оказалось 30 книг. Для удобства поиска интересующей литературы мы разместили книги по группам, а также подписали их (рис.1). Библиотека готова!

Рисунок 1

Все ребята активно принимали участие в буккроссинге, с интересом читали и обменивались книгами. Они приносили в библиотеку научную и познавательную литературу. Многие дети брали книги не только для себя, но и для своих родителей. Еще мы организовали совместное чтение книг на свежем воздухе, мы постоянно делились своими впечатлениями от прочитанной литературы, обсуждали главных персонажей, вместе рассматривали любопытные иллюстрации и схемы. Чтение книг в кругу друзей намного интереснее однообразного и скучного чтения в одиночку!

После завершения буккроссинга я предложил ребятам ответить на те же самые вопросы анкеты (таб. 3). Оказалось, что читать полюбили 6 человек из 10. Написать название книги, читаемой в данный момент, смогли уже все ребята. Также увеличилось количество читающих родителей на 30%, а в некоторых семьях даже возобновилась традиция совместного чтения книг! Ребята на 20% стали меньше проводить времени в гаджетах и начали больше общаться между собой (диагр. 3).

Таблица 3

Анкетирование участников после буккроссинга

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1. Любишь ли ты читать?

60%

40%

2. Можешь ли ты вспомнить название книги, которую ты сейчас читаешь?

100%

0%

3. Читают ли твои родители книги?

60%

40%

4. Читаешь ли ты дома книги вместе с родителями ?

30%

70%

Диаграмма 3. Увлечения ребят младшего школьного возраста после эксперимента

Еще я увидел, что показатели скорости чтения стали выше у ребят в среднем на 7 слов в минуту (табл. 4). Это доказывает действенность и эффективность данного движения.

Таблица 4

Техника чтения ребят после участия в буккроссинге

Имя

Количество слов

Изменения

Иван

109

+7

Кирилл

132

+2

Максим

98

+8

Эльвира

109

+14

Илья

95

+7

Наташа

123

+3

Богдан

102

+5

Гриша

110

+2

Женя

84

+6

Родион

108

+15

Среднее значение:

107

+7

После завершения исследования, я определил преимущества и недостатки буккроссинга.

Преимущества буккроссинга:

- возможность изучения интересной и полезной информации;

- освобождение места в квартире от ненужной литературы;

- экономия денежных средств на покупку печатных изданий;

- возможность найти старые и редкие издания, а также книги, которых нет в продаже.

К недостаткам можно отнести то, что в процессе буккроссинга многие книги изнашиваются, рвутся и вовсе теряются.

Как видно, буккроссинг имеет больше положительных аспектов. Он действительно является полезным и интересным направлением современного движения.

Выводы

1. Чтение книг – это полезно, весело и увлекательно!

2. Буккроссинг не вызывает материальных затрат и трудностей.

3. Буккроссинг способствует увеличению скорости чтения.

4. Моя гипотеза подтвердилась: буккроссинг действительно формирует у ребят устойчивый интерес к чтению книг.

В заключении хочу сказать, что участие в буккроссинге объединило нас, мы начали больше играть и разговаривать между собой, а у моих товарищей изменилось отношение к чтению. Мы и дальше продолжаем проводить свое свободное время с книгой на свежем воздухе!