Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Letchenya M.Y. 1
1

Роман «Бедные люди» - дебютное произведение Ф.М. Достоевского, принесшее ему успех. И это самое загадочное произведение Ф.М. Достоевского. С момента выхода в свет и до сегодняшнего времени ведутся споры о преимущественно социальный или психологической направленности романа. Вызывают споры трактовки образов героев в свете религиозных и философских учений. Несомненно, большее внимание исследователей привлекает образ Макара Алексеевича Девушкина, мелкого чиновника, продолжающего традицию изображения «маленького человека». Женские образы в романах Ф.М. Достоевского менее изучены, чем мужские, а образ Вареньки - первый женский образ в галерее – будто бы нечёткий, размытый, незаконченный, являющийся «фоном» или «зеркалом» главного персонажа. И все же, в этом образе находятся в зачаточном состоянии все те качества, что потом найдут развитие и продолжение во многих других образах: «кроткая», «слабое сердце», «мечтательница», «гордая». Работа посвящена исследованию взаимоотношений между героями, поэтому определена тема: «Бедные люди» - почему «бедные»?

Цель исследования: выявление скрытых противоречий в отношениях героев и определение возможности им быть вместе, счастливыми.

Объект исследования: проблема взаимоотношений героев в литературно-художественном произведении.

Предмет исследования: образы Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, их взаимоотношения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия «сильно развитая личность» (по Достоевскому) и найти близкое по значению в современной психологии для определения критериев соответствия или несоответствия идеальному образу.

2. Соотнести на соответствие/несоответствие образы героев идеальному образу.

3. Выявить наличие или отсутствие качеств социально зрелой личности у героев романа

4. Определить наличие или закрытие потребностей (в соответствии с пирамидой А. Маслоу) – для Варвары на разных этапах отношений.

5. Определить особенности общения героев.

Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы.

Методологической основой исследования послужили труды В.Г. Белинского, В. В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г. М Фридлендера, Н. А Кладовой, Л. В. Богатырёвой, Е.В. Гусевой.

Научная новизна исследования состоит в попытке «реконструировать», увидеть события с позиции женщины-героини романа.

Практическая значимость: работа может быть интересна педагогам, психологам, родителям и учащимся, может быть использована на уроках литературы в общеобразовательной школе и в ВУЗах.

Материалом исследования послужил роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди».

В первом романе отразились (как бы в зародыше) многие те идеи и образы, что разовьются в более поздних произведениях.

Одной из ключевых идей всего творчества Ф.М. Достоевского стал поиск идеала красоты, внешней и нравственной, или амбивалентность красоты, то есть «двойственность», которая может служить и добру, и злу [1].

Ф.М. Достоевский, как человек верующий, связал эти нравственные понятия с христианскими представлениями о природе вещей. Божественный идеал, или идеал Мадонны – это то, к чему должна стремиться душа человека в своем совершенствовании. В нем гармонично должны сочетаться красота с целомудрием, добро и духовная истина – и проявляться в милосердии и самопожертвовании. Противоположностью идеала Мадонны с духовной целостностью является идеал содомский. Там вместо любви - страсть, эгоизм и жестокость.

К возвышенному идеалу Мадонны может стремиться любой человек, мужчина или женщина. «Под идеалом Мадонны в критике и литературоведении термин этот часто понимается расширительно, как христианский идеал целостного человека» [2]. Как считает Алексеев А.А., в этом смысле идеалу Мадонны соответствует описание «сильно развитой личности», данное Достоевским в шестой главе «Зимних заметок о летних впечатлениях»: «Сильно развитая личность (...) ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями» [6].

Иначе говоря, отдать всего себя людям и ничего не требовать взамен? Да. Это означает быть полным альтруистом (что в принципе для нормального человека невозможно!)

Достоевский считал, что если в сложной, экстремальной ситуации, когда необходимо сделать выбор между жизнью и смертью во имя идеи (красоты), то такая личность жертвует собой, как пожертвовал собой Христос. В это состоит суть сорадования или сострадания.

Предположим, что понятие «сильно развитая личность» близко по значению современному научному психологическому: «социальная зрелость личности». В таком случае мы сможем найти критерии, по которым определим соответствие или несоответствие идеальному образу – идеалу Мадонны.

Социальная зрелость личности проявляется в следующем:

· принятие на себя ответственности за свои мысли и поступки;

· ощущение внутренней свободы;

· способность отличать реальность от вымысла (трезво оценивать свои возможности), жить «здесь» и «сейчас».

· чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм; принятие себя целиком, включая слабые стороны;

· гибкость и способность к адаптации;

· толерантность;

· Самокритичность/ самосострадание;

· Самосовершенствование (духовность) [7].

Эти критерии, в основном, совпадают со взглядами Ф.М. Достоевского на то, что «развитые личности» являются «самоправными» и счастливыми.

Несомненно, автор видел Макара Девушкина и Варвару Добросёлову (о чем свидетельствуют фамилии) положительными героями, способными к со-страданию в самом лучшем смысле.

Но как показал анализ, герои далеко не идеальны. Причем, если у Макара Девушкина это, в основном, показатель деятельности (или бездеятельности), а у Варвары «минус» - это, в основном, показатель эмоционально-психического состояния. Она живет в страхе остаться без средств к существованию, испытывает стыд по отношению к событиям в прошлом и не воспринимает себя как целостную личность, умеет трезво оценивать свои возможности. Необходимо обратить внимание, что все время она испытывала потребность в безопасности в большей или меньшей степени. Когда она отдает последнее и понимает, что Макар больше не будет ей опорой, то принимает ответственность за последующее решение. Разочарование в бывшем благодетеле, очевидность его несостоятельности как защитника и собственное желание жить приводят к последующим действиям, к выбору…Принятие на себя ответственности за свои мысли и поступки – и тут же «передача», перекладывание ответственности на Быкова, на обстоятельства… А точнее, только освободившись от одной зависимости, добровольно попадает в другую. При этом проявляет гибкость и способность к адаптации.

Её выбор – жить. И этот выбор нельзя назвать выбором слабого человека.

Естественно, молодая девушка не обладает всеми качествами социально зрелой личности. Тем не менее, она более ответственно (и требовательно) относится к близкому человеку, реалистично оценивает ситуацию и принимает волевое решение. Вероятно, подтекст: она жестоко обошлась с любящим ее человеком и жестоко наказала себя. Потому как жестокость - признак «идеала содомского», то в этом смысле она «падшая женщина». И не случайно здесь появляется господин Быков: происходит как бы повторное «совращение» - души (продалась «золотому тельцу»).

За чертой бедности, в нищете, человек теряет своё человеческое достоинство. И тому подтверждение – история Горшкова и его семьи. Макар Девушкин также не смог оставаться сильным в нищете. Да, он оставался любящим, но при этом недееспособным: запой – не выход из проблем! Своими поступками он лишь усложнил жизнь Вареньки.

Так что у Вареньки с её слабым здоровьем выбор был невелик: либо жить по-прежнему в нищете с предсказуемым Макаром Девушкиным, либо жить с Быковым. После принятия решения жизнь Вареньки изменилась совершенно: новые наряды, украшения, свадебные хлопоты и уже первые упреки будущего мужа. Достоевский подчеркивает одну деталь: «На новой квартире у нас так холодно…» (27 сентября). «Холодно» - скорее не физическое ощущение, а душевное. В отчаянье Макар пишет последнее письмо Вареньке «в никуда», и там есть такие строчки: «Вы помещицей хотите быть, маточка? Но, херувимчик вы мой! Вы поглядите-ка на себя, похожи ли вы на помещицу?» Для Макара она осталась маленькой девочкой, нуждающейся в опеке и защите – или он сам нуждается в её опеке и защите? И почему он сомневается, что у неё получится управлять именьем, почему он – не верит в неё? - Мышление бедности. Она не херувим и не падший ангел. Она земная женщина. И тоже не верит в возможность того, что Макар станет другим, более ответственным или более реалистично думающим.

Таким образом, при современном прочтении романа Варенька предстаёт не жертвой (будь общества, социальной несправедливости или материальной, психологической зависимости от кого-либо), а самодостаточной личностью. Она повзрослела и сделала самостоятельный выбор.

Исследователи по-разному ставят акценты при исследовании художественной идеи произведения. Современники Достоевского: В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Н.А. Добролюбов признавали социально-обличительный пафос романа. В XX веке исследователи в большей мере говорят о психологизме романа: М.М. Бахтин обратил внимание на самосознание героя, А. Белецкий - на изображение психологического портрета. Современные исследователи продолжают эти традиции. От того, в каком ключ в целом трактуется произведение, мы наблюдаем различную оценку личностей и поведения героев. Что касается отношений и общения героев, исследователи выделяют следующие моменты причины драмы: обездоленность персонажей – как материальной, так и духовной, в крайне низкой самооценке, в нежелании героя видеть мир реалистично, без «розовых очков».

С самого начала повествования, с писем, датированных 8 апреля, нарастает недопонимание друг друга. Вызывают недоумения от нестыковки писем по времени, по настрою и содержанию. Она настолько доверяет Макару, что рассказывает о себе. Письмо от 20 июня: «У меня сил недостает говорить теперь о моем прошедшем; я и думать об нем не желаю; мне страшно становится от этих воспоминаний». Ответ Макара от 21 июня: «Я никогда моих дней не проводил в такой радости. (…) да что это Вы там толкуете про четыре рубашечки» [5]. Макар просто её не услышал….

Каждый из исследователей по-своему понимает определение «бедный»: это и одиночество как способ восприятия мира [8], и проверка на прочность родственных связей [3], и психологическая проблема созависимости [4], и восприятие богатства и денег исключительно как развращающего фактора [9]. Особая тема - тема благодеяния и зависимости от благодетеля. Она связывает всех персонажей в романе, потому герои не ощущают внутреннюю свободу (есть моральный долг, обязанность), поэтому со-зависимость. Но «совместная зависимость» не равно значению «сострадание». Зависимость не делает людей более счастливыми, напротив…

В контексте автор – герой - читатель тема сострадания приобретает дополнительный смысл. Читатель, готовый к состраданию, обладающий эмпатией, должен относиться как к равному к «маленькому человеку». Не означает ли это равенство и обратную связь: если читатель нравственный человек, то и сам перенимает мышление бедности?

Герои Достоевского бедные не только потому, что испытывают материальную нужду. Они бедные духовно, замкнутые на себе и на своих проблемах. Они не смогут быть вместе счастливыми. И потому заслуживают сострадание: «бедные», с интонацией жалости.

Характер отношений между героями таков, что быть вместе и быть счастливыми - невозможно.

Изучив работу, мы пришли к следующим выводам:

1. В современной психологии близким по значению понятию «сильно развитая личность» (по Достоевскому) соответствует понятие «социальная зрелость личности».

2. Образы героев далеки от идеальных. Герои по-разному проявляют себя в сложных ситуациях: если у Макара Девушкина это, в основном, проявляется в деятельности (или бездеятельности), то у Варвары – в эмоционально-психическом состоянии.

3. Герои в разной мере обладают качествами социально зрелой личности. Макар Девушкин так и не научился принимать на себя ответственности за свои мысли и поступки и жить в реальном, а не вымышленном мире. Варвара способна отличать реальность от вымысла, проявлять адаптацию и принимать ответственность. Однако и у Макара, и у Варвары нет чувства внутренней свободы. Причины отсутствия этого чувства: у Макара прослеживается хроническая нехватка денег и рост долгов, у Вареньки же долг, прежде всего, моральный – проявлять благодарность. На наш взгляд, в романе Варенька предстает самодостаточной личностью, сделавшей самостоятельный выбор.

4. На разных этапах отношений у Варвары возникают и закрываются потребности базовые, физиологические (потребность в пище и крове). Осталась незакрытой потребность в уважении и признании. И постоянно, с нарастающей силой, возникает потребность в безопасности, которая не была закрыта ни на одном из этапов.

5. Особенность общения героев – это созависимость. Но «совместная зависимость» не равно значению «сострадание». Зависимость не делает людей более счастливыми.