Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shkvarya M.N. 1
1

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире мы используем огромное количество иностранных слов, таких как «компьютер», «мобильный», «видео», «мессенджер» и многие другие, а даже, если употребляем исконно русские слова, то скорее всего не задумываемся об их истинном значении. Нам необходимо привлечь внимание ребят и взрослых к данной проблеме. Русский язык должен развиваться и пополняться новыми словами, созданными на базе русских частей слова.

Цель нашей работы проявить интерес ребят к происхождению слов в родной русской речи, чтобы речь людей стала более осознанной, чтобы люди могли произносить и писать слова вдумчиво. У людей должен появиться интерес употреблять русские слова, не только новые или часто используемые, но и устаревшие. Необходимость обратить внимание учителей, родителей и детей на проблему сохранения русского языка, русской письменности.

Нас заинтересовало слово «добро». Мы так часто слышим это слово в сказках, употребляем его почти каждый день. Нам кажется, из-за частого, бездумного употребления этого слова, слово «добро» стало терять свою первоначальную (истинную) значимость. Многие члены современного общества даже не задумываются над смыслом этого слова, употребляя его в своей речи. Чтобы разобраться и сделать попытки в изменении человеческого мировоззрения, связанного с подачей этого слова в современном обществе, нужно вернуться на время к истокам и вспомнить какое значение люди вкладывали произнося его.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ДОБРО»

Слово «добро» берет свои истоки из глубокой древности, а точнее от древнего корня «dhabh» - соответствовать, подходить [2]. Интересно получается, значит добрые поступки - подходящие поступки, соответствующие поступки. Надо разбираться дальше.

Итак, от древнего корня «dhabh» в древнеславянском языке появилось слово «доба», что означало «пора», отсюда пошли слова «сдобный», «удобный» - пришедшийся в пору. Общеславянское *dobrъ первоначально означало что-нибудь вроде «годный», «подходящий». В православной культуре добрыми называют тех людей, те вещи, или те поступки, которые угодны Богу и пригодны для долговечной жизни. Русское слово доба восходит к первообразу меры всех вещей, установленной свыше при их сотворении. Доброй называют ту вещь, которая приходится как раз, в пору - и в пространстве, к примеру, удобная обувь, или добрый путь, - и во времени: сдобное (вовремя поспевшее) тесто, удобное время, добрый час. То есть выходит так, что когда мы называем кого-то добрым, то мы, не зная того сами, говорим о человеке, что он «угоден Богу», «пригоден для долговечной жизни» [1]. Как интересно. Теперь становятся понятными многие русские пословицы и поговорки, например:

Добрый человек в добре проживет век.

Конечно, ведь, если добрый человек угоден Богу, пригоден для долговечной жизни, вот поэтому и сказано в пословице, что «проживет век в добре».

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро не умрет, потому что пригодно для долговечной жизни. Слово «добро» открыло для нас много нового, помогло понять то, чего мы не понимали до этого. Ведь раньше, многие пословицы были просто набором слов, невозможно было понять точного смысла.

Мы не остановимся на этих открытиях и обратимся к словарю Даля, чтобы узнать ещё больше нового для себя о слове «добро».

В словаре Даля дано следующее определение слову «добро»:

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг гражданина, человека, семьянина. /…/ Добрый, о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный, добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу /…/. Добрый, о вещи, добротный, доброкачественный, хороший, статный, видный /…/. О скоте, полный, дородный, сытный /…/ [1].

Изучив значение слова «добро» в словаре Даля, мы пришли к выводу, что это слово означает что-то хорошее, имеет позитивное значение независимо от того, относится оно к вещи, к человеку или к поступку, а значит, мы должны чаще употреблять это слово, когда хотим сказать о ком-то или о чем-то что-то хорошее, описать что-то с хорошей стороны, например:

Это добрый велосипед. Значит, этот велосипед добротно сделан, качественно. А, если мы скажем «это добрая корова», то это будет означать, что корова хорошо откормленная, ухоженная.

Нам также хочется отметить слова, которые употребляли люди в прошлых веках, слова, которые почему-то кто-то посчитал более невостребованными, устаревшими, либо слова, которые в современном русском языке остались со словом «зло»:

Добровать - жить в добре;

Доброволить - делать что-то по своей воле;

Добродумный - кто помышляет о благе, о добре;

Доброличие - красота лица;

А вот слова, которые стали устаревшими и в современном русском языке остались только их антонимы:

Добродей, добродейка - человек по добру живущий (устаревшее, не употребляется), а вот слово злодей или злодейка - тот, кто совершает злодеяния или способен на них, употребляется в современном русском языке. Слово добрословие - похвала, назидательное слово, лесть (устаревшее, не употребляется), но слово злословие - злые, недоброжелательные слова, употребляется сейчас. Вот нам понравилось слово «добропамятный» - у кого хорошая, острая память, но, к сожалению, это слово никто сейчас не употребляет, мы его не слышим в речи, не встречаем в книгах, но есть слово «злопамятный» - не забывающий, не прощающий причинённого зла, это слово мы слышим иногда по телевизору или встречаем в книгах. Или вот есть слово вредничать - говорить, делать наперекор кому-то, стараться навредить, а вот мы не знали, что есть такое слово добрыдничать - здороваться, желать кому-то хорошего дня, жить в обилии, в достатке, благоденствовать [3].

Мы нашли высказывание одного известного учёного и, как нам кажется, это высказывание очень подходит к теме, которую мы затронули в нашей работе:

«Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык». Вильгельм фон Гумбольдт.

ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВА «ДОБРО» ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Прежде чем мы начнем разбираться в вопросе значимости слова «добро» в русской культуре, нам нужно разобраться с самим понятием «культура».

У слова «культура» очень много значений, это артефакты (разные произведения искусства), это жизненные ценности (какие вещи и явления человек считает самыми важными в жизни), это нормы поведения (культура общения, взаимодействия людей друг с другом).

В любой стране Мира у людей есть все или почти все составляющие своей собственной культуры.

При помощи таких культурных явлений как язык, искусство, люди хранят память о своих предках, о прошлом своей страны, своего народа. Люди, представители своей культуры, бережно хранят произведения искусства такие, как шедевры архитектуры, картины, скульптуры, литературные произведения. Наше мнение таково, что представители своей культуры должны также бережно относиться и к своему родному языку. Мы должны сохранять всё то хорошее, что есть в нашем языке, в нашей культуре речи. Как много красивых, чудных, добрых слов кануло в лету, попросту исчезло.

Нам не только нельзя допустить дальнейшего исчезновения исконно русских слов, но и восстановить слова, которые были утрачены для нашей речи. Нам необходимо находить удачные замены иностранным словам во всех сферах деятельности человека.

Слово «добро» является одним из важных и нужных слов русского языка, русской культуры. Это слово многогранно, приятно слуху, полезно с духовной точки зрения. Как показало исследование, уже было потеряно немало словообразований, в составе которых есть слово «добро». Нельзя допустить полного исчезновения или замены этого слова или словообразований, в составе которых есть это слово, на иностранные или жаргонные эквиваленты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе МАОУ «Лицей экономический № 14» было проведено анкетирование детей начальной школы, 2 класса «Е», среди которых 22 мальчика (59%) и 15 девочек (41%).

 

Рис. 1 Гендерный состав исследуемой группы

 

 

Рис. 2 Возрастной состав исследуемой группы

В анкетировании принимали участие три возрастные группы: дети в возрасте 7 лет (6%), в возрасте 8 лет (89%) и дети в возрасте 9 лет (5%).

 

Рис. 3 Понимание значения слова «добро» детьми исследуемой группы

Проанализировав данные, полученные во время анкетирования, можно отметить, что дети исследуемой группы чаще связывали слово «добро» с хорошим поступком - 25 детей (68%), заботой о родных людях - 24 ребенка (65%) и заботой о животных - 17 детей (46%), только 8 детей (22%) ответили, что слово «добро» обозначает все перечисленное.

 

Рис. 4 Слово «добро» в образе сказочного персонажа

Анализируя данные анкетирования, дети слово «добро» представляли в образе Ивана-царевича в 37% (14 детей), в образе Зайца – 32% (12 детей), в образе Царевны-лягушки – 10% (4 ребенка), по 8% (по 3 человека) пришлось на Бабу Ягу и Медведя соответственно и 5% (2 человека) – отметили Серого Волка.

Рис. 5 Устаревшие словоформы, выбранные детьми для возврата в русскую речь

Из полученных данных анкетирования, можно отметить, что 62 % (23 ребенка) хотели бы вернуть устаревшее слово «добровать», 22% (8 детей) – слово «добрословие», 19% (7 детей) – слово «добродумный», слово «доброличие» набрало 5% (2 ребенка), а слово «доброволить» никто не выбрал.

Рис. 6 Часто встречающееся слово у детей исследуемой группы в повседневной жизни

Дети исследуемой группы, из данных анкеты, в повседневной жизни часто встречаются со словом «добро» - 86% (32 ребенка), со словом «зло» - 8% (3 ребенка) и 5% (2 ребенка) не ответили на заданный вопрос.

Рис. 7 Неологизмы, придуманные детьми исследуемой группы, включающие слово «добро»

В анкете детям было предложено придумать свое слово, включающее слово «добро». 51% (19 детей) придумали слова из группы «семья»: «добромама», «добропапа», «добробабушка» и т.д.; из группы «школа» – 21% (8 детей): «доброучительница», «доброшкола»; на группу «животные» пришлось 13% (5 детей): «добропес», «доброхомяк»; на другие неологизмы - 10% (4 ребенка): «добротура», «доброберейтр», «добропонипряник»; группа «друзья» набрала 5% (2 ребенка): «доброподруга» и также 5% (2 ребенка) оставили вопрос без ответа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показали данные анкетирования, дети чаще всего ассоциируют слово «добро» с хорошими поступками и с заботой о родных, что говорит о правильном, неискаженном понимании значения исследуемого слова. Иван – царевич и Заяц выступили главными олицетворениями добра для детей и это не удивительно: Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, а Заяц во многих сказках и мультфильмах изображается как добрый и безобидный персонаж, умеющий в трудной ситуации преодолеть свои страхи и прийти на помощь друзьям или выбраться самому из сложной ситуации. Также дети исследуемой группы проявили большой интерес к устаревшим, вышедшим из употребления словам. Детям было предложено выбрать устаревшие слова, которые они хотели бы употреблять и слышать в русской речи. Более половины группы выбрали слово «добровать» - жить в добре. Также нам удалось выяснить, что чаще всего в повседневной жизни дети слышат слово «добро».

Подводя итоги, можно сказать, что с большим удовольствием дети исследуемой группы прошли анкетирование, ответили на все вопросы, высказали своё мнение по поводу возврата устаревших слов, придумали свои собственные слова, в составе которых было слово «добро». Больше всего неологизмов было придумано детьми в семантическом поле - «семья».

Таким образом, можно смело говорить о том, что с детьми необходимо проводить беседы о значении разных слов, давать им возможность самим выбирать устаревшие слова, которые они хотели бы вернуть в русскую речь. Стараться придумывать свои русские названия новым иностранным и отечественным изобретениям и другим иностранным словам. Русский язык поистине уникален. Полнота и богатство русского языка впечатляют. Важно прививать правильную культуру речи, ведь именно им предстоит сохранять и приумножать великий русский язык.