Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Komarova V.V. 1
1

Здравствуйте, уважаемые родители!Сегодня я хотела бы вам рассказать о том, как помочь развить устную речь и наблюдательность у ваших детей.

— Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал
(Из разговора Шерлока Холмса и доктора Ватсона) .[1]

Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так не могут. Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если вы хотите развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее.

В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными предметами окружающего мира. Развитие наблюдательности начинается с раннего детства.

Наблюдение – это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче.

Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий.

Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Только любящие родители открывают пред ребенком чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в красоте, воодушевляющей сердце на добро. И открывать этот мир надо открывать с первыми звуками его речи. А союзницей вашей будет природа.

Гуляя с ребенком, обратите внимание на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы. А в следующий раз вы понаблюдайте за темным небом, послушайте раскаты грома. Отправляясь на прогулку в березовую рощу, обратите внимание на красоту деревьев: белоствольные красавицы, кудрявая березка, плакучая березка и т.д. Послушайте, как поют жаворонки над поляной и цветут одуванчики.

Огромно благотворное влияние природы на душу ребёнка. Пусть ваш малыш постоянно слушает пение птиц, наблюдает за жизнью насекомых, видит, как плетёт свою изящную паутину паучок. Богат и прекрасен мир вокруг.

Чем глубже человек знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие образы и хранят их глубоко в памяти.

Вы гуляете с ребёнком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту окружающих деревьев и падающих листьев. Вас привлекает все, какие листья разноцветные, как застилают землю, и даже их полёт. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски, и будет приносить вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало (ну, лист, ну, большой, ну, жёлтый, по краям зубчики... и всё!). А теперь он увидит разные оттенки жёлтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности и даже то, как загибается черешок. Это и станет началом развития внимания, и по этому пути вы легко поведете ребёнка, предлагая ему, время от времени подобные задания. Их нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что в этом окружении привлекательно для ребёнка: цветы, камни, ветки, шишки, грибы...

В процессе таких занятий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам прежде одинаковыми и повторяющимися. Но будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому. Многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык еще, как мы, называть их "вчерашним именем".

Наблюдательность ребёнка можно развивать и укреплять с помощью более конкретных заданий. Положите на столе несколько похожих предметов (луковиц, камней и т.п.), пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Материал для этих заданий всегда под рукой.

Можно поиграть с ребёнком в игру "Что на что похоже?". Правила игры нехитры. Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож апельсин, фонарь?.. шишка?.. ягодка земляники? Затем вы меняетесь ролями, и ваш маленький партнёр называет вам предметы, "родственников" которых вы должны отыскать.

Сравнивать можно всё со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Выигрывает тот, кто, во-первых, находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный, и, во-вторых, открывает сходство фазу по нескольким признакам. Нельзя в этой игре лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты – с фруктами, посуду – с посудой).

Мы часто употребляем пословицу о том, что все познаётся в сравнении. Пусть же и ваш ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы и жизнь.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей.

Наблюдение в действии

Попробуйте провести такой эксперимент. Посмотрите с ребёнком какой-нибудь старый советский мультфильм. У хорошего режиссера каждый кадр продуман и насыщен необходимыми деталями, цветом, движением. С первого просмотра всё не уловить. Поэтому сначала лучше посмотреть мультфильм целиком (для общего впечатления), а второй – сознательно обращая внимания на детали. Останавливайте мультфильм, рассматривайте статичное изображение и снова двигайтесь вперёд. Ребёнок, научившись “наблюдать” в статике, научиться “считывать” информацию и в движущемся изображении. Сначала вы подсказываете ребенку, а потом он сам живо включится в игру. Давайте, к примеру, возьмём старый советский мультфильм 1967 года “Варежка”. Помните в нём маленькая девочка мечтала о щенке, но слишком занятая мама не обращала внимания на ребёнка… А потом появился щенок – из обычной детской варежки. Это был первый в СССР кукольный мультфильм, тепло принятый за пределами страны и ставший классикой мировой мультипликации 20-го века. Персонажи мультфильма выразительны и обаятельны, слов не произносят – только смотрите за ними и тем, что их окружает. А теперь попробуйте ответить на простые вопросы, связанные с изобразительным рядом и звуковым фоном мультфильма:

1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (Веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка?
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)?
5. Когда звучит барабанная дробь?
6. Как девочка стучится в дверь?
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (Выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (Рвет на себе волосы?)
10. Как девочка журит собаку?
11. Когда варежка превратилась в щенка? Когда щенок обратно превратился в варежку?
12. Сколько собак участвовало в соревнованиях?
13. Какой был приз?
14. Чем были похожи хозяева и собаки?
15. Кто главный на соревнованиях?
16. Кто первым нашёл палочку?
17. Какого цвета пальто на девочке? А ботинки? А шапка? И чем шапка девочки отличается от шапки мамы?
18. Какой дом у девочки? В нём есть игрушки?

Это лишь примерный список “наблюдательных” вопросов. Наверняка, можно заметить ещё много другого в этом мультфильме. Вывод напрашивается сам. Вот сколько информации внимательному наблюдателю может дать десятиминутный мультфильм. [2]

Немного о терминах.

Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность - активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?

Если у вас есть цель – развитие наблюдательности - что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.

Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца. Польза огромная.

А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…

Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.

О зрительном наблюдении хорошо написал К.Паустовский: “Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому”.

И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру детей между собой. Участвуя же в игре, вы должны это делать так, чтобы ребёнок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры.