Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Kil A.I. 1
1

Введение

Я ученик 7 класса Сосновской школы с необычной для всех, окружающих меня людей, фамилией Киль, а зовут меня Александр. Сразу скажу, что фамилия моя немецкая. Чтобы понять, почему я ношу такую фамилию, я позволю вам совершить вместе со мной экскурс в историю. 22 июля 1763 года императрица Екатерина II издала Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Согласно данному Манифесту мои предки по линии отца поселились в Саратовской Губернии, позже с 1917 года они территориально проживали в Автономной Советской Социалистической Республике Немцев Поволжья. Жили, как могли: кто лучше, кто хуже, кто полностью признал Советскую власть и верно ей служил, кто настороженно относился к ней. Люди ведь совершенно разные. Наступил 1941 год. По воспоминаниям самих немцев, по материалам исследователей, ученых-историков, в частности по неподтверждённой версии Николая Фёдоровича Бугая, выброшенный десант советских войск, переодетых 2 в фашистскую форму, был встречен частью зажиточных немцев, пострадавших от репрессий советского режима, как ожидаемое событие [1, с. 172].

Согласно историческим фактам в июле 1941 года в Республику немцев Поволжья приезжали Лаврентий Павлович Берия (с 1938 года Нарком Внутренних дел СССР, организатор «переселения народов») и Вячеслав Михайлович Молотов (Нарком иностранных дел СССР). Поэтому можно предположить, что визит этих высокопоставленных чиновников СССР был обставлен соответствующим представлением. По итогам десанта Иосиф Виссарионович Сталин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28августа1941 года. Автономия была ликвидирована, а население депортировано из автономии. Введённые на территорию автономии войска Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД), не спрашивали, кто и как встречал немецкие войска, в течение 24 часов они были вывезены в районы Сибири, Урала, Средней Азии [2, с.94].

Депортация немцев привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. Да, мой отец, дед не владеют в совершенстве немецким языком, но они, как честные люди, трудились и трудятся, жили и живут по человеческим законам во благо своей «Второй малой Родины», в частности, села Сосновского Каменского района.

Актуальность моей работы определяется тем, что при стремительном изменении образа жизни современного человека, историческое прошлое исчезает из жизни конкретного человека и семьи, а также общества в целом с бешеной скоростью. Анализ любых источников о прошлом моей семьи приводил к мысли, что история семьи способна рассказать больше об особенностях исторического развития страны, которые, как правило, не афишируются обществом и остаются неизведанными и малоизученными. Работая над темой, мы руководствовались целым набором обстоятельств: личных (я недостаточно хорошо знаю историю семьи, поэтому хочу её изучить и испытать чувство гордости за своих предков); а также общественных - мне необходимо было получить ответ на вопрос: «Почему среди коренных жителей села, обладающих русскими фамилиями, встречаются иные, в том числе и немецкие? Именно поэтому я, мои родители, родители моих родителей, пытаемся по частичкам собирать историю моей семьи, а значит историю моей Родины – России! Объект исследования – судьба семьи Киль, депортированных немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны (по линии отца) и депортированных в 1930-х годах по классовому признаку (по линии матери).

Предмет исследования - причины депортации, жизнь и быт семьи, семейные обычаи и традиции, семейный архив.

Гипотеза: несмотря на все лишения, жизненные трудности, репрессированные семьи сумели отстоять своё право на жизнь, сохранить свою самобытность и культуру?

Цель работы – воссоздать картину адаптации депортированных семей на Урале в ретроспективе: от прошлого к настоящему.

Задачи:

1. Изучить и обобщить имеющийся материал по теме.

2. Рассказать о семье Киль, проследить процесс адаптации нескольких поколений семьи.

При работе над темой мы использовали разные методы: информационный, библиографический, социологический и другие. При подготовке данного материала я мог рассчитывать на исторический материал (общественно-политические журналы, литературные журналы, научные журналы), находящиеся в кабинете истории, школьном музее и в личном архиве руководителя работы Александра Николаевича Привалова, методическое пособие И.С.Огоновской [3, с.19].

Всякий дом хозяином держится. Кто они: Александр Иванович и НатальяИвановна? Они мои дедушка и бабушка! Дедушка КильАлександрИванович, он сын репрессированного по национальному признаку немца с Поволжья (Ивана Фридриховича Киль). Вся беда немецкого населения заключалась в том, что официальная политика советского государства по отношению к Германии, как государству, к фашизму - её официальной идеологии, ассоциировалась с политикой по отношению к конкретной немецкой семье. А по материнской линии – сын репрессированной по классовому признаку. Мать дедушки Надежда Петровна Новопашина (Киль) росла в кулацкой семье. Родилась в 1934 году на спецпоселении в семье Новопашина Петра Самсоновича, выселенного в 1930 году из Слободо-Туринского района. До 03 апреля 1947 года находилась на спецпоселении в составе семьи, признанной социально-опасной по классовому признаку. Реабилитирована 10 марта 1998 года. Невозможно в рамках данной работы рассказать о всех мытарствах, трудностях, с которыми столкнулись депортированные немцы и «кулацкие прислужники». Вырос АлександрИванович не озлобленным на власть, а трудолюбивым, добросовестным работником. Выпускник нашей школы, окончил автодорожный техникум в городе Екатеринбурге, а потом сельхозакадемию. Поначалу свою жизнь связал с техникой – был в течение 15 лет механиком, а затем и заведующим гаражом в совхозе «Сосновский». Он заядлый хоккеист, играл за сборную совхоза, увлёк этим занятием и своего сына, моего папу (Ивана Александровича Киль). Сейчас дедушка работает егерем, он охотник с многолетним стажем. Защищает лесную живность от браконьеров.

Доход не живёт без хлопот. Моя бабушка, Наталья Ивановна родом из Челябинской области, по образованию гидролог. Работала бригадиром полеводства в Сосновском совхозе, затем 10 лет проработала учительницей технологии в нашей школе. Многих девчонок научила секретам вязания, вышивки, плетения, шитья, кулинарии. Основам предпринимательства она научилась благодаря совмещению работы со службой в швейцарской фирме «Цептер». Она любит считать, ведь каждый труд должен быть целесообразным и выгодным. Поэтому личное подсобное хозяйство в семье Киль является весомым источником дохода. Бабушка считает, что выложив заготовленные припасы в осенне-зимний период, она накормит одновременно сотню человек. В её погребах всегда заготовлено более 300 банок овощных и грибных консервов. Она уникальная мастерица по лоскутному шитью, её работы не раз прославляли село и Каменский район в областных, Всероссийских и международных конкурсах. Она ещё и романтик! Пишет стихи. Вот отрывок из её стихотворения:

Зайчик солнечный на окошке,

Зайчик солнечный на стене,

По лесной пробежав дорожке,

На ладошку присел ко мне…

Зимой 2000 года Наталья Ивановна, просматривая новости 4 канала, услышала о прибытии в Свердловский госпиталь борта со 167военнослужащими, получившими ранения в Чечне. Благодаря бурной её деятельности, наше село приняло участие в операции «Милосердие». Посланники села встретились с солдатами из Чечни, которые проходили лечение в хирургическом отделении госпиталя. Сосновцы передали собранные продукты, канцелярские товары, носки, туалетные принадлежности. Поразил Наталью Ивановну тот факт, что вели себя и рассуждали вчерашние школьники, уж слишком по – взрослому. Это были не «салаги», а умудрённые опытом солдаты, побратавшиеся со смертью. Чуяло материнское сердце, что с Чечнёй будет связана и её дальнейшая жизнь.

Единственный мужчина, которого не перестанет всю жизнь любить женщина – это сын!!!

Через четыре дня после посещения госпиталя, солдаты воинской части, где служил Киль Иван, сообщили Наталье Ивановне, что её сын в Чечне. Все оставшиеся 240 дней маленькая женщина жила молитвами и верой. Сколько пролито слёз! Но надежда не покидала вмиг начавших седеть родителей. А мать всё твердила: «Ничего не случится с сыном! Его столько людей ждёт». Иван вернулся живым и здоровым. Местный краевед ЗаостровныхИяСтепановна по этому поводу написала:

«Село облегченно вздохнуло,

Где каждый мгновенно узнал:

Мальчишку война нам вернула

С гор мрачных, с заснеженных скал».

Иваном моего отца назвали в честь его деда. Со второго курса сельскохозяйственной академии он ушёл по собственной инициативе. Очень хотел отслужить в армии, в десантных войсках. В военкомате отказали – роста не хватает! Но добился призыва собственным упорством и настойчивостью. Уехал в Чечню сержант Киль по зову командира, который, отобрав надёжных солдат, сказал: «Я бы хотел поехать с вами!». Со службы в семью Иван написал только 2 письма: жив, здоров, здесь красиво, часть стоит в Дагестане. Было ещё несколько звонков и всё! Сослуживцы, командиры назвали его умелым солдатом и настоящим мужиком. Не опозорил Иван своей чести, чести семьи и своего села! Первую медаль «За солдатскую доблесть!» получил осенью 2001года. Ничего не рассказывал дома Иван о войне. Но родные стали примечать, что юноша становится молчаливым, задумчивым. «Его мысли там – на войне!» И как хотелось родным помочь ему в такие минуты. И не думала мать, когда писала стихотворение «Ветеран», что оно так перекликается с судьбой сына.

«Не забыть ему вовек,

Как плечи резал ремешок от автомата,

Как пели пули, в грудь родной земли

Врезаясь, раскалённые от злобы.

Как думал он: нам нет назад пути,

Одна – вперёд! – войны ведёт дорога».

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы! У меня есть ещё две тёти, родные сестры моего папы. Марина, окончила школу с серебряной медалью. Эта первая медаль в истории Сосновской школы. 30 июня 2004 года в семью Киль Александра Ивановича и Натальи Ивановны почтальон принёс правительственную телеграмму от депутата Государственной Думы ГеоргияКарпеевича Леонтьева. «Сегодня мы по праву можем гордиться вашим родительским подвигом. Я сердечно благодарю Вас за самоотверженный труд, терпение и доброту по воспитанию ваших детей, которым предстоит вписывать новые страницы в летопись родного Каменского района», - писал Г.К.Леонтьев. Серебро в копилке и второй тёти - Александры. Это весьма успешные сейчас люди, обе получили высшее образование. Были всегда в гуще школьной и сельской жизни. Таковыми остаются и сейчас.

Заключение.

Я сейчас учусь в 7 классе. В нашей школе постоянно ведётся работа по изучению не только победных дат великого подвига народа, но и роли простых, рядовых людей. Представленная работа, на мой взгляд, позволяет глубже проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих отцов, дедов и прадедов, глубже познать историю своей семьи, а значит познать историю своей Родины! Великая Отечественная война – единственное крупнейшее событие истории ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имён, событий, в том числе депортации народов, 1 и 2 Чеченских войн, даёт положительный вектор отношения к Победе Советского Союза, России. Я думаю, что многому могу научиться, главное – хочу быть полезным и нужным людям! Этому меня учит отец Иван и мама Марина, а ещё дружная, трудолюбивая семья, которая не ждёт ни от кого помощи. Семья с гордым характером, уверенно входящая в третье тысячелетие.

«Он останется в сердце навеки, моя пристань – родительский дом!».