Введение
Актуальность. Осенью 2020 г. на электронную почту школы пришло письмо от ветерана педагогического труда Гончаровой Александры Ивановны, в котором сообщалось, что она пишет книгу об учителях - ветеранах и школах нашего района, в связи с этим мы начали поисковую работу по книгам приказов и воспоминаниям старожил школы. А еще в 2020 году нашей школе исполнилось 35 лет. Так в связи с этими событиями возникла тема нашей исследовательской работы.
Целью моей исследовательской работы является изучение истории становления и развития Гавриловской школы, школы в которой я учусь.
Гипотеза моей исследовательской работы, я предполагаю, что организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
2. Изучить развитие школы на современном этапе.
3. Описать биографии педагогов ветеранов Гавриловской ООШ
Методы: беседа с учителями-ветеранами, с выпускниками школы; информационно-справочная работа c документами школы и их анализ, систематизация.
Объектом данного исследования является история Гавриловской основной общеобразовательной школы.
Предмет: данные об учителях и учениках Гавриловской школы разных лет.
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые проводится систематизация данных по истории Гавриловской школы.
Страницы жизни школы
Тогда в далеком 1985 году, 1 сентября, Гавриловская восьмилетняя школа впервые торжественно открыла свои двери 120 школьникам. Новое двухэтажное здание было построено в рекордные сроки, на его строительство
ушёл год. До 1985 года в посёлке была только начальная школа. Встретил детей коллектив учителей во главе с первым директором Кононовым Валерием Владимировичем. С открытием новой школы посёлок возродился заново. Началось строительство жилья. Молодёжь, уехавшая в своё время в поисках лучшего места, стала возвращаться в родной посёлок. [2]
В 1986 году школу приняла Татаринцева Нина Викторовна, для нее, тогда еще совсем молодой женщины, недавно приехавшей в поселок, это было непростое решение. Ведь школа только что открылась. Голые стены, окна без штор, минимальный набор школьной мебели и методического материала, а главное – педагоги, которых нужно было объединить в коллектив - это могло испугать любого. Практически каждый год в школу приходили молодые учителя. Нина Викторовна для всех становилась второй мамой. Решала все бытовые вопросы и, конечно же, учила преодолевать трудности постижения профессии педагога. [1]
В 2010 году руководителем школы становится Нижник Анастасия Александровна, человек целеустремленный и талантливый. Она не знает покоя сама и всех ведет за собой. Под ее началом в 2015году в поселке появился Памятный знак воинам – участникам Великой Отечественной войны, 2017 новая стела и Поклонный крест. За свое существование школа не однократно переименовывалась. [4]
Биография педагогов-ветеранов
Из книги учета личного состава работников школы от 22.08.1988 по 01.2017 мы узнали, что на работу в Гавриловскую школу было устроено 64 учителя, кто-то проработал всего несколько лет, но есть те, кто посвятил школе многие годы. Мы составили список учителей, работавших в школе с 1985 по 2020 годы.
А сейчас познакомим вас поближе с теми, кто начинал свою трудовую деятельность в нашей школе и проработал в ней не один десяток лет. [3]
Татаринцева Нина Викторовна
«Первый после Бога»,- так моряки называют капитана корабля. Это не случайно. Ведь он отвечает за всё и всех. А в школе кто самый главный? Конечно же, директор!
В 1986 году, Нина Викторовна была назначена директором в Гавриловскую школу. Для нее, тогда еще совсем молодой женщины, недавно приехавшей в поселок, это было непростое решение. Ведь школа только что открылась. Голые стены, окна без штор, минимальный набор школьной мебели и методического материала, а главное – педагоги, которых нужно было объединить в коллектив - это могло испугать любого. Именно с создания коллектива единомышленников начала свою работу молодой директор. Энергичная, целеустремленная, она всегда шла впереди, показывая своим примером, как нужно работать. За высокий профессионализм Нине Викторовне присвоена высшая квалификационная категория. За свой труд Нина Викторовна была награждена наградным знаком ЦК ВЛКСМ «Мастер-умелец», неоднократно была награждена Почетными грамотами районного Комитета по образованию, Почетной грамотой Комитета администрации Алтайского края по образованию, а в 2008 году Нине Викторовне было присвоено звание
«Почетный работник общего образования Российской Федерации» [3]. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе.
24 года работы – это рубеж, когда можно увидеть результаты своей деятельности. За этот период школа превратилась в светлое, теплое, уютное место, где работает дружный, сплоченный коллектив. В котором каждый готов прийти на помощь коллеге. В этом несомненная заслуга директора школы.
Перечень должностных обязанностей руководителя школы едва вмещается на двух страницах. А если составить такой перечень для директора сельских школ, то он будет намного длиннее: он и хозяйственник, и бухгалтер, и скорая помощь, и милиция, и социальный работник. А главное, директор- человек, который все время на виду, под пристальным взглядом односельчан. Нина Викторовна пользуется заслуженным уважением не только членов коллектива, но и жителей всего поселка. «Человек на своем месте» - так отзываются о ней односельчане. К ней идут за советом и помощью и дети, и родители, и пожилые люди. Идут, потому что знают: для нее не бывает чужих проблем.
Валентина Ивановна Зубенко
Все знают эту спокойную, уравновешенную женщину в нашем поселке. Много ходила она одной и той же дорогой в школу: сначала в Гавриловскую начальную, а потом - в восьмилетнюю.
«Моя первая профессия агроном, - рассказывает Валентина Ивановна,- но так получилось, что меня пригласили преподавать агрономию в Хлопуновское ПТУ, «Заразилась», поняла, что работа с детьми - это моё. Поступила в педагогическое училище, работала заведующей детским садом, воспитателем и 27 лет учителем в нашей школе». [3]
Общий педагогический стаж Валентины Ивановны- 41 год. Она пользуется заслуженным уважением среди односельчан, дети её очень любят. В одной из комнат в доме Зубенко,- целый музей: это поделки детей, сделанные своими руками. Подарки на день рождения, Восьмое марта и просто так.
Валентина Ивановна - замечательная, заботливая жена, мама, счастливая бабушка четырех внуков. Примечательно, что обе её дочери тоже стали педагогами. Дочь Светлана в 1991 году после окончания Барнаульского педагогического училища была направлена в Николаевскую среднюю школу учителем начальных классов, где работает и сейчас.
Дочь Ольга в 1996 году после окончания Горно-Алтайского педагогического университета приехала работать в детский дом с. Поспелиха, где проработала 12 лет, затем перешла в детский сад воспитателем.
Валентина Ивановна – умелая хозяйка, в её доме всегда пахнет пирогами
– а это и есть главный признак настоящего дома.
Нагель Валентина Августовна
С детства она во всем брала пример со своей старшей сестры Надежды, поэтому и поступила в 1971 году в Рубцовское педагогическое училище.
После окончания в 1975 году она была направлена на работу в Тальменский район учителем начальных классов, а по совместительству – старшей пионерской вожатой. И с первых дней у неё всё получалось так хорошо, что уже через два года за свой труд она получила бесплатную путёвку в Москву!
С 1978 года по 1987 год Валентина Августовна работала в Поспелихинской школе № 2, где её до сих пор помнят и коллеги, и бывшие её ученики.
«Где родился, там и пригодился», - так рассуждает Валентина Августовна и в 1988 году переехала в родной посёлок Гавриловский, где проработала до 2017 года. Одним из основных принципов в своей работе учитель считала индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая психологические особенности, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития и особенности процессов внимания, мышления, памяти. [3]
Валентина Августовна всегда занимала активную жизненную позицию: в 2004 году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года», ежегодно предоставляла материалы на районные и краевые методические выставки, много лет являлась председателем школьной профсоюзной организации.
Её дочь Татьяна тоже стала учителем, как и мама, и есть все предпосылки, что можно уже говорить о будущей династии.
Валентина Августовна – грамотный, интеллигентный, интересный собеседник, пользовалась в коллективе и среди учащихся заслуженным уважением. За свой труд имеет благодарности администрации школы, грамоты районного комитета, в 1997 году была награждена Почётной грамотой Комитета администрации Алтайского края по образованию. В 2010 году была награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Сейчас она находится на заслуженном отдыхе. [2]
Тимофеева Галина Яковлевна
«С детства мечтала о том, чтобы работать с детьми. Так оно и получилось», -говорила Галина Яковлевна.
В 1967 году, после окончания Рубцовского педучилища, она приехала в наш поселок. Молодая, энергичная, приветливая, она сразу пришлась по душе местным жителям. Они оценили не только её педагогический талант, но и её творческие способности. Молодой педагог умела подобрать ключик к сердцу каждого ребенка, рассмотреть то доброе, что заложено в них.
Галина Яковлевна всегда стремилась идти в ногу со временем, постоянно занималась самосовершенствованием и в 44 года успешно закончила Барнаульский государственный педагогический институт по специальности
«история». Работать в малокомплектной школе- это значит уметь все. За годы педагогической деятельности она вела уроки истории, музыки, ИЗО, русского языка и литературы, приходилось работать и в начальных классах. [3]
Галина Яковлевна наделена удивительным творческим талантом.
Кажется, что она может все! Написать стихи? Сочинить сценарий? Нарисовать картину? Вылепить из глины, теста удивительные фигуры? Спеть, сыграть на баяне? -Все это подвластно ей, ее золотым рукам. До сих пор в школе можно увидеть работы, выполненные ею и ее учениками.
В 2009 году Галина Яковлевна ушла на заслуженный отдых. Но не тот она человек, чтобы просто сидеть дома. В поселковом клубе она организовала на общественных началах вокальную группу «Ивушка», которая стала постоянным участником всех сельских праздников.
Она счастливая мать троих детей. Все они выросли достойными людьми, двое ее сыновей стали военными.
Набока Любовь Валентиновна
Моя первая учительница…она взяла меня за руку и смело повела с огромного крыльца в новый для меня Мир! Мир, который ещё не изведан мной, в котором будут падения и взлеты, в котором я научусь писать, читать, мечтать, а самое главное она научит меня быть человеком!.
Да, именно человеком, который с гордостью будет нести сквозь года имя своей первой учительницы Набока Любовь Валентиновны!
Этот педагог -настоящий профессионал своего дела. Она мастерит из маленьких, ещё совсем неопытных душ –будущих ученых, поваров, учителей, врачей, доярок, работников сельского хозяйства и просто добрых, отзывчивых и понимающих ребят.
Она закончила Барнаульское педагогическое училище № 2 в 1985 году по должности «преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», которое позволило ей сразу же прийти в только, что открывшуюся новую Гавриловскую школу. [4]
Это же здорово, когда ты молод, полон сил и свежих идей начинаешь жизнь с белого листа в уютной красивой школе, где все ещё пахнет краской, но в которой огромное количество детей, желающих найти свой путь.
Любовь Валентиновна по своей натуре спокойная и очень добрая учительница. С длинной и толстой косой (она её заплетала 33 года) – самый настоящий сельский учитель. [3]
Родом она из с. Ильинка Шипуновского района. Все свое детство девочка провела возле реки Чарыш, а училась в с. Калмыцкие Мысы, которое находит в десяти километрах от родного села. Туда дети ходили пешком, ездили на санях в зимние стужи и бураны, а летом, брали по тихому, мотоциклы у старших братьев, и чтоб не опоздать на уроки., уезжали с девчонками.
«Помню, как с первых дней своей работы в школе, она до трех-четырех часов ночи, что-то вырезала, рисовала, клеила. А с утра пораньше встанет, управится и бежит к свои ребятам»- рассказывает её муж Василий. Да, кстати, и замуж она вышла за год до начала своего долгого трудового пути. И родить успела троих детей: девочку Алёнку и двух парней Андрея и Сергея. Вместе со своей дружной семьей она училась быть женой, мамой своим детям и своим ученикам. И это у неё получилось! Проработав на одном месте 35 лет, Любовь Валентиновна дала путевку в жизнь не одному поколению. Она и сейчас продолжает учить уже внуков своих первых, несмышленых ребят, которым
подала руку надежды и веры в свое будущее и которых провела с огромного крыльца в самостоятельную Жизнь.
Любовь Валентиновна ни разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя начальных классов, ведь только с младшими школьниками ты всегда молод душой и полон энергии, а значит ты на долгие века останешься в их сердцах.
Огарь Евгений Анатольевич
Отдельно хотелось бы отметить учителя много лет проработавшего в нашей школе Огаря Евгения Анатольевича. Именно он вырастил не одно поколение хорошо подготовленных, спортивных детей. Евгения Анатольевича после окончания техникума сразу же приняли на третий курс Новосибирского педагогического университета. Получив высшее образование, Евгений по настоянию родителей вернулся домой, в п. Гавриловский. И с первого месяца работы в местной школе проявил себя не только исполнителем, а настоящей творческой личностью. Начал с того, что поставил перед собой задачу помочь детям освоить основы физической культуры, дать почувствовать ни с чем несравнимую радость здоровья, спортивной дружбы, победы над собой. [1]
Первыми поддержали молодого учителя его верные друзья-мальчишки. Они с энтузиазмом ходили на тренировки, выполняли все задания тренера. И как-то незаметно появились первые ростки нового подхода к работе. Ребята из Гавриловской основной школы стали занимать призовые места на районных соревнованиях.
В спортивном зале Евгения Анатольевича можно было встретить и днем и поздним вечером. Уютный спортивный зал, весь инвентарь исправен, как и должно быть. И стертые лыжи, и старенькие коньки, и побывавшие в ледовых баталиях хоккейные доспехи. Что-то ребята штопали, что-то сушили, прилаживали проволокой… Ведь в конец рабочего дня ребят сменят взрослые. Кстати, Огарь не только занимался с детьми в школе. Он много делал для развития физкультуры в самом поселке. Это при его активном участии п. Гавриловский многие годы был одним из спортивных лидеров в районе.
Маленький поселок Гавриловский, выставлял и хоккейную и футбольную сборные, команды по всем заявленным видам спорта. [4]
В школе шла обязательная подготовка к лыжным соревнованиям. Ежегодно ребята принимали участие в районных, краевых, региональных соревнованиях где добивались высоких результатов.
В 2014 году Евгений Анатольевич был переведен на должность директора Спортивного комплекса «Юбилейный», где продолжает прививать ребятам любовь к спорту.
После того, как Огарь Е.А. переехал жить в с. Поспелиха, спортивная жизнь поселка стала угасать, спортивный зал начал разрушаться, и в итоге в сентябре 2017 года его совсем закрыли из-за аварийного состояния.
За 35 лет с 1987 по 2020 год из стен нашей Гавриловской школы выпущено 245 ребят из них 17 окончили ее с отличием. Меня заинтересовало, чем занимались ребята прошлых лет.
Из рассказа жительницы поселка Нижник Л.А. я узнала, что осенью учащиеся и учителя привлекались на оказание помощи колхозу в уборке урожая. Они ходили на поля чистить сахарную свеклу. Школьники выращивали на пришкольном участке свеклу, морковь и картофель. Было хорошей традицией весной наводить порядок на улицах посёлка. Ребята нашей школы вместе с учителями не только убирали пришкольную территорию, но и приводили в порядок парк, проводили экологические десанты.
«Зарницы», «Турслеты», походы, экскурсии, совместные праздники для родителей и детей, «Проводы Зимы» пришкольные лагеря, у каждого поколения есть много хороших добрых воспоминаний о школе. [3]
Сегодня Гавриловская школа это филиал МКОУ «Поспелихинской средней общеобразовательной школы №4». В ней трудятся 7 педагогов и обучается 29 школьников. В школе созданы все условия для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, мог в полной мере развить свои способности.
Заключение
В ходе написания исследовательской работы на тему: «Гавриловская школа: прошлое и настоящее», мне удалось собрать информацию об истории моей школы. Я изучила историю становления и развития школы от ее открытия до наших дней и систематизировала данные.
Во-первых, я собрала и проанализировала материал, имеющийся в школе. В книгах приказов по школе и книгах движения учеников 1985 - 2020 годы. [3]
Во-вторых, знакомясь с сохранившимися воспоминаниями преподавателей и выпускников школы, удалось восстановить информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы в разные годы. [4]
Я считаю, что поставленная в данной работе цель, мною была достигнута, и стоящие передо мною задачи, я сумела решить. Надеюсь, данная информация займет достойное место в школе.
Моя гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории посёлка, наших предков.
Моя задача на сегодня: познакомить учащихся и учителей школы с данной работой. А в будущем ее можно использовать на классных часах, на уроках окружающего мира и краеведения, создать стенд в фойе «История моей школы».