Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shishina V.V. 1
1

Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания,  культуры и обновление их  технологического обеспечения требует  от современного педагога формирования новых профессиональных компетенций, связанных с умением использовать и создавать информационные ресурсы. Современный рынок труда требует специалистов, обладающего высоким уровнем образованности, готовности к самостоятельному поиску и преобразованию информации, принятию нестандартных решений [1].  В соответствии с ФГОС СОО и Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области актуальной является проблема формирования информационной культуры обучающихся средней школы, что обуславливает актуальность данной статьи [3]. Целью данной статьи является  обобщение опыта организации  исследовательских проектов обучающихся десятых классов как   одного из показателя сфомированности информационной культуры выпускника. 

Рассмотрим понятие информационная культура.

Значимую для анализа нашего опыта структуру понятия предлагают А.Н. Дулатова, Н.В. Зиновьева [2]. По мнению ученых, информационная культура состоит из следующих структурных блоков:

1. Информационное поведение, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. 

2. Культура информационной деятельности, под которой, в данном случае, понимается совокупность процессов сбора, обработки, хранения, поиска и использования информации.

 3. Осознание собственных информационных потребностей, которые понимаются как физиологический и психологический феномен, выступающий первоосновой побудительной причиной поиска информации, толкающей субъекта к активным действиям по ее переработке и использованию. 

Обобщая мнения ученых, под информационной культурой мы будем понимать многоаспектное понятие, состоящее из информационного мировоззрения (гносеологический и аксиологический компоненты) и информационной компетентности (коммуникационно-технологический компонент), обеспечивающей готовность обучающегося к исследовательской и проектной деятельности в условиях информационного общества, а также возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться информационным окружением, уметь применять информационные технологии, владеть компьютерной грамотностью. Все это сегодня составляет необходимое условие любой профессиональной деятельности – «информационную культуру» специалиста, которая сводится к знаниям и умениям работать с информацией, умениям представить свои знания на любом уровне, используя ИКТ и программные средства; имеет общекультурную составляющую и предполагает информационное общение и непрерывный рост.

Информационная культура соотносится  с метапредметными результатами освоения основной образовательной программы средней школы, которые предполагают овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Начало работы над индивидуальным проектом связано с выбором темы. Именно на этой стадии демонстрируется аксиологический (ценностно-смысловой) компонент информационной культуры. Определение таких тем как «Музыка как социокультурный феномен», «Гендер как социальный конструкт», «Женщина – политический лидер: стереотипы и их разрушение», «Проблемы коммуникации у подростков», «Психология почерка», «Отражение репрессий в романе Е. Гинзбург «Крутой маршрут»» указывает на личностную значимость проблемы исследования, глубину понимания социальных противоречий, что необходимо обосновать в актуальности своей проектной или исследовательской работы.  В отличии от проектных работ, обучающихся седьмых классов, темы которых предлагаются, обучающиеся десятых классов формулируют тему самостоятельно, а значит, выбранная темы непосредственно связана с их системой ценностей. Ценность человеческого достоинства, проблема свободы выбора, культура и нравственность становятся объектом исследования.  Проблемы современной культуры, оценок событий прошлого, гендерных ролей в современном обществе, взаимодействие различных социальных групп действительно волнуют десятиклассников, что, в свою очередь, является одним из мотивов создания проектной или исследовательской работы [5]. Стоит признать, что далеко не все обучающиеся обладают хорошо развитым мыслительным аппаратом, способным к теоретическому осмыслению и открытию нового знания, именно поэтому личностный, ценностный компонент как показатель сфомированности информационной культуры выходит на первое место.   

Работа над введением и первой частью проекта связана с поиском и анализом информации по выбранной теме. На этом этапе в большей степени реализуется гносеологический компонент информационной культуры, который обуславливается интеллектуальными способностями личности, что закладывает компетентность будущего специалиста различными способами получать информацию о мире в целом, овладевать научными методами исследования в частности. Именно степень самостоятельности обучающегося при постановке цели и задач, формулировании гипотезы или критериев проектного продукта, определении методов и инструментов исследования или создания продукта будет являться показателем сфомированности гносеологического компонент информационной культуры старшеклассников.

Одной из проблем, с которой сталкиваются   на данном этапе обучающиеся десятых классов, является проблема отбора качественной информации. Во многом решение этой проблемы зависит от помощи наставника, задачей которого является ориентация десятиклассника на работу с качественными источниками, в том числе и Интернет-ресурсами.  Вторым помощником может и должен стать школьный библиотекарь.  В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся к качественной информации вне зависимости от территории их проживания (получения образования) [3]. Такие условия могут быть созданы благодаря открытию информационно-библиотечных центров на базе школьных библиотек. В этом случае школьная библиотека становится информационным и методическим, центром обеспечивающим развитие коммуникационно-технологического  компонента информационной культуры.

Многолетний опыт сотрудничества со школьной библиотекой помог определить ряд Интернет-ресурсов, которые могут быть рекомендованы при работе над индивидуальным проектом.  Такие ресурсы как «Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина», «Журнальный зал», «Киберленинка» предоставляют широкой перечень научных  и периодических изданий, обеспечивают контроль качества научных публикаций. Удобная система поиска, сочетание архивных фондов  и современных актуальных  исследований задают высокий уровень информационной компетентности.

Таким образом, анализируя опыт организации работы над  исследовательскими проектами обучающихся десятых классов,  в заключении мы можем сделать вывод о том, что проектная и исследовательская деятельность формирует осознанное отношение к работе с информацией, включает в себя  все компоненты (аксиологический, гносеологический и  коммуникационно-технологический), что  является показателем  степени сфомированности информационной культуры старшеклассника.