Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Schur E.N. 1
1

Введение

Петербург - один из красивейших городов мира. Его строили талантливые архитекторы, его памятники создавали выдающиеся скульпторы, и пленительная прелесть этого города, его белых ночей, его снежных метелей, архитектурных ансамблей, площадей, прекрасных дворцов, тихих старинных улочек, воспета не одним поколением поэтов и писателей. Великому городу на Неве посвящены тысячи книг, со временем интерес к нему не ослабевает, а ещё больше увеличивается. Литературная слава Петербурга объясняется тем, что он является столицей на протяжении как Золотого, так и Серебряного века русской культуры. Санкт-Петербург как архитектурное единство, культурный, научный, литературный центр сложился в результате содружества творческих талантов России, Италии, Германии, Голландии, Англии, Испании. Город вбирал в себя культуру, быт, религии, языки народов Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Но при этом Санкт-Петербург от самого рождения и доныне остается крупнейшим городом Русского Севера – региона, представляющего собой, по мнению современной науки, целостный памятник русской культуры. Каждый человек видит этот город по-своему. Поэтому представление одного и того же города оказывается не похожим у разных писателей. В литературе отражается и иной лик Петербурга — города «бедных людей», города «униженных и оскорбленных». Эти два пика города были совсем рядом и, может быть, именно поэтому многие литераторы воспринимали Петербург как город фантастический, обладавший какой-то тайной. Читая различные произведения, я думала, почему же все писатели по-разному описывают Санкт-Петербург. Ведь большинство из них, которые здесь проживали, видели практически одни и те же городские мотивы. Поэтому я поставила для себя цель.

Цель:

Рассмотреть на страницах прозаических и лирических произведений образ Петербурга, выяснить, как относились к нему поэты и писатели, а также провести фотоэкскурсию по улицам Санкт-Петербурга, связанным с литературными произведениями.

Задачи:

  • Рассмотреть и определить образ города в творчестве поэтов и писателей литературы XIX - XXI века;
  • показать многоликость города Петербурга глазами литературных персонажей;
  • рассмотреть облик города в разные эпохи;
  • найти отрывки произведений, связанные с Санкт-Петербургом.

Знакомство с литературными местами Санкт-Петербурга.

А теперь я предлагаю вам отправиться со мною в путешествие по Санкт-Петербургу.

Наше путешествие я предлагаю начать с памятника «Медный всадник», который, по словам Валерия Брюсова, всегда будет центром Петербурга.

Сенатская площадь

Медный всадник находится на Сенатской площади, удобнее всего добраться до этого памятника от станции метро Адмиралтейская.

Медный всадник работы Этьена Мориса Фальконе — один из самых известных символов Северной столицы. Первое стихотворение о памятнике было написано спустя год после его открытия, и с тех пор монументальный образ появляется в литературе. Вспоминаем «медного Петра» и его воплощения в русской поэзии.

Одним из самых известных и, пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Начинается произведение с признания в любви «юному граду Петрову», который вознесся «из тьмы лесов, из топи блат». [5]

В январе 1906 года на свет появилось еще одно стихотворение «К Медному всаднику». Его написал поэт Валерий Брюсов. Он дал понять нам, что Медный всадник всегда будет центром Петербурга. Несмотря на перевороты и смены поколений.

У другого русского поэта Серебрянного века, Анны Ахматовой - Медный всадник становится свидетелем волнительных эпизодов в жизни петербуржцев. [13]

Гороховая улица.

Здесь я предлагаю Вам посетить несколько домов, находящихся на этой улице.

Гороховая улица ведет свою историю еще с двадцатых годов XVIII века. За это время она стала, по мнению некоторых литературоведов, самой «литературной» в классической русской литературе. Кто только не прогуливался по Гороховой улице! Обломов, Вера Павловна из романа Чернышевского «Что делать?», Рогожин, даже бедняк Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского был частым гостем этой улицы и размышлял о ее шумности и ярком изобилии красок. [3] На Гороховой улице 8, располагался ресторан «Вена», где собиралось множество выдающихся писателей, поэтов и артистов Серебряного века, таких как: Андреев, Блок, Аверченко, Куприн, Городецкий, Шаляпин. Сейчас в этом здании находится мини-отель «Старая Вена», где каждый номер посвящен деятелям ХХ столетия. В отеле постоянно проходят литературные вечера и поэтические чтения, отдающие дань прошлому ходу жизни этого здания. Сейчас я вам расскажу в каких ещё произведениях отображена эта улица.

Дом «Пиковой дамы» на Гороховой 13, А.С. Пушкина:

Этот дом действительно существовал. Образ старухи был написан Пушкиным по богатой княгине Натальи Голицыной. Есть легенда, что именно она сказала одному из друзей Пушкина о беспроигрышной комбинации карт — тройке, семерке и тузе, которая помогла вернуть ему проигранное в карты.

Александровский сад

Александровский сад находится по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский проспект. Из любой точки города можно доехать на Дворцовую площадь. Если выбрать поездку на метро, то выходить надо на станции «Адмиралтейская». Пройти по красивым проспектам (Невскому, Адмиралтейскому) и оказаться у входа в сад.

Благодаря Иосифу Бродскому Александровский сад очень сложно перепутать с Александровским парком.

Сад находится рядом с Адмиралтейством, потому Бродский и упоминает «негасимый кораблик» на его шпиле. [8]

Летний сад

Сейчас мы прогуляемся по Летнему саду ,который находится по следующему адресу:набережная Кутузова, 2. До него можно добраться на метро от станций

«Невский проспект» и «Гостиный двор», «Чернышевская» и «Горьковская».

Именно здесь можно почувствовать себя Александром Пушкиным, вспомнить строчки Анны Ахматовой и восхититься видом чуть ли не самой красивой в Европе парковой ограды. Погулять и сфотографироваться в Летнем саду Петербурга стоит в любую погоду. Парк, обладает невыразимым аристократическим шармом и в то же время приятной легкостью прогулочного сада.

О летнем саду часто писали стихи, но Ахматова сочинила настоящий гимн этому месту. [11]

Проспект Литейный

На проспекте Литейный 37/39,мы сможем оказаться у дома, возле которого происходили действия знаменитого стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. В этом стихотворении «Размышление у парадного подъезда» роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов показывает глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным, с ненавистью к праздным и богатым. Писатель жил в доме напротив и частенько наблюдал за толпой просителей, боязливо останавливающихся у этого могущественного и величественного здания. Именно это подвигло Некрасова написать произведение. [10]

Сенная площадь

Чтобы добраться до Сенной площади, расположенной на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы, нам нужно выйти на станции метро «Сенная площадь».

Сенная площадь — еще одно место в Санкт-Петербурге, встречающееся в произведениях Некрасова и Достоевского. Сенная площадь всегда была центром торговли Петербурга, здесь собирались бедные слои населения, располагалось дешевое жилье. Здесь проводились телесные наказания. Именно это «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» и наблюдал Некрасов однажды на Сенной, написавший знаменитое произведение «Вчерашний день в часу в шестом». Недалеко отсюда находится знаменитая «коморка Раскольникова», Родион Раскольников часто бывал на Сенной площади. Достоевский отлично знал этот район, поэтому маршрут главного героя автор воспроизвёл очень точно. [12]

Невский проспект

На Невском проспекте находится несколько станций метро. Чтобы попасть в самую его середину, нужно выйти на станции «Невский проспект»/«Гостиный двор». Чтобы пройти наиболее интересную часть проспекта от начала до конца — на «Маяковской» или «Адмиралтейской» (последняя находится не на самом проспекте, примерно в 100 м).

Повесть Гоголя «Невский проспект» входит в состав «Петербургских повестей». Никто ни до, ни после него так полно не описывал жизнь главной городской улицы — с утра и до самого вечера. Более того, если вчитаться в гоголевские строки, то можно понять, что Невский мало изменился с тех пор: просто стал немного шире и немного чище. [2]

Невский проспект – место встреч многих литературных персонажей и их создателей. Поручик Пирогов и художник Пискарев – герои гоголевской повести «Невский проспект» – именно здесь замечают прелестных женщин и устремляются за ними. Обманчивый Невский, переворачивающий действительность с ног на голову, заставит лермонтовского Арбенина испытывать муки ревности на маскараде, проходящем в доме Энгельгарта.

Совсем другим увидел Петербург кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством», который приехал в Екатерининский дворец. Он находится по адресу г. Пушкин улица Садовая 7. [2]

«Три адреса» одного произведения

Давайте посетим один известный памятник в Санкт-Петербурге «Нос».

В мире всего три памятника знаменитому носу майора Ковалева, который является героем повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя. И все три памятника мы можем увидеть, гуляя по улицам Санкт-Петербурга. Первый на стене дома на Вознесенском проспекте 11, второй на фасаде нового выставочного зала Музея городской скульптуры. Этот музей расположен в переулке Чернорецком, доме 2. Третий находится во дворе филологического факультета СПбГУ, Университетской набережной 7-9-11 [2]

Фонтанка

Прогуливаясь по набережной реки Фонтанки , здесь мы вспомним, что о ней говорил Ф.М. Достоевский.

Это сейчас Фонтанка является престижным районом с множеством достопримечательностей. Но во времена Достоевского здесь заканчивался центр Петербурга, и начинались рабочие окраины. Это было мрачное место.

Коломна

Я предлагаю вам прогуляться по Коломне и посетить некоторые известные адреса. Этот район раскинулся вдоль канала Грибоедова, между Невской набережной и Фонтанкой. До него можно добраться от станции метро «Садовая площадь».

В начале XIX века Коломна представляла собой окраину Петербурга и не вписывалась в городской ансамбль. Пушкин посвятил этому месту поэму «Домик в Коломне». Гоголевский ростовщик, портрет которого приносил всем людям несчастья, жил именно в Коломне.

Также здесь находилась тесная каморка Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести «Шинель». В этом городе одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон. Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. [2]

Какое-то время в Коломне жили Куприн, Пильняк, Карамзин, Островский, Григорович, Вересаев, Соколов-Микитов, Ерофеев.

На Литейном проспекте, 24 есть дом, в котором в свое время жили Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и Иосиф Бродский. Это Дом Мурузи, построенный в неомавританском стиле в семидесятые годы XIX века. Сложный для понимания, играющий словами, Бродский становится чуточку ближе, когда удается подышать с ним одним воздухом и уловить повествовательную интонацию его стихов, рисующих эпическую картину мира. [8]

Улица Рубинштейна известна тем, что на ней проживали многие известные писатели.Она названа в честь композитора Антона Рубинштейна, проживавшего на ней в доме № 38. На этой улице в доме № 7 больше десяти лет провела поэтесса Ольга Бертгольц. Страшное блокадное время писательница прожила с ленинградцами, и ее творчество поддерживало людей в тяжелые времена бедствия. Сейчас на здании установлена памятная доска с изображением поэтессы, смотрящей в сторону.

Михайловский замок

Михайловский замок на Садовой улице, 2,упоминается в произведении ода «Вольность» Пушкина

Именно из-за этого произведения Пушкин был отправлен в свою первую ссылку. Ода представляет собой рассказ о мрачном конце царствия Павла I c намеком на причастность к убийству Павла I его сына Александра I.

Набережная канала Грибоедова, 104/25

Пройдемся по знаменитым местам романа «Преступление и наказание». И начнем с адреса набережная канала Грибоедова, 104/25, в котором жила старуха-процентщица.

У исследователей романа «Преступление и наказание» нет единого мнения касательно адреса дома старухи-процентщицы. Существуют 3 версии, по одной из них — Алёна Ивановна жила на набережной канала Грибоедова, по второй — старуха обитала в доме на левом углу Садовой и Никольского рынка, по третьей — жилище процентщицы находилось недалеко от Гороховой улицы. Но первая версия оказалась убедительнее 2-х остальных. [3]

Юсуповский сад

Юсуповский сад находится в Адмиралтейском районе, до него мы доберемся с помощью метро и выйдем на станции метро Садовая.

Прямо перед совершением преступления, когда Раскольников направлялся к Дому старухи-процентщицы,«... Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только все ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь…» . Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей столицы и окрестных районов Санкт-Петербурга. [12]

Заключение

Мы рассмотрели образ Петербурга в произведение разных писателей и поэтов, начиная с пушкинских времён до наших дней. Тема Санкт-Петербурга актуальна как для писателей прошлых веков, так и современных.

Проанализировав работу, я поняла что, далеко не все авторы воспевают красоту петербургских улиц, площадей, дворцов и каналов так, как это делает А.С. Пушкин или А. Ахматова. Многие писатели глазами своих героев видят самые неприглядные стороны жизни города. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Примером тому служат произведения Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, поэта С. Черного.

Петербург как самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся над бездной, противопоставленный России и особенно Москве - эти и другие черты петербургского текста реализуются во многих произведениях классической литературы XIX века. На его улицах случается все что угодно: здесь может зародиться мысль о преступлении и найти свое завершение. Человеку трудно жить и дышать в этом городе, но ни у одного из героев не возникает мысль покинуть его: какая-то непреодолимая тайная сила влечет и заставляет остаться в этом «самом умышленном и отвлеченном городе на всем земном шаре». Писатели XIX века придали образу города трагические черты. Но все же есть в отношении поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ уходящего века.