Введение
Великая Отечественная война – одна из наиболее значимых страниц нашей истории. Современному поколению трудно представить ужасы войны, однако благодаря проводимой государством культурной политике, появлению честных, непредвзято написанных исторических трудов и художественных произведений события 1941–1945 гг. становятся зримыми и не утрачивают своей актуальности.
Так складывается, что в непростые времена особенно развивается искусство, в том числе литература – искусство слова. О войне было написано большое количество прозаических и поэтических текстов, в которых центральными темами становились героизм, стойкость нашего народа и в то же время жестокость фашистов, мелочность предателей.
Актуальность темы нашего исследования объясняется следующим:
– перспективностью изучения творчества талантливых советских, российских авторов, имеющего духовно-нравственную ценность;
– необходимостью правильного понимания истории родной страны современным поколением.
Объектом исследования явились произведения В. Быкова «Обелиск» и С. Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война».
Предмет исследовательской работы – особенности жизни героев В. Быкова и С. Олефира на оккупированной территории.
Цель исследовательской работы – рассмотреть особенности жизни на оккупированной территории героев В. Быкова и С. Олефира.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть, как репрезентируется тема войны в советской литературе;
2) выявить общность мотивов (несправедливости и жестокости) в двух повестях;
3) проанализировать особенности характеров героев повестей В. Быкова и С. Олефира, обозначить типичные черты в характерах персонажей разных авторов.
Научная новизна данного исследования заключается в актуализации проблемы жизни на оккупированной территории в художественных текстах о Великой Отечественной войне.
Практическая значимость: результаты исследования будут представлены на читательской конференции в классе; сам автор в ходе работы увидел новый взгляд на войну: война в анализируемых текстах предстает в бессмысленной жестокости, герои страдают не только из-за немилосердного отношения к ним фашистов, но и из-за непонимания своих соотечественников, из-за несправедливости, что соотносится с библейской истиной «нет пророка в своем отчестве».
Камертоны темы войны в советской литературе
Во второй половине ХХ века немалое количество произведений написано о войне, особое место в литературе занимает «лейтенантская проза», представителями которой являются В. Кондратьев, Ю. Бондарев, К. Воробьёв, Г. Бакланов. Справедливы слова Л. Лазарева о произведениях этих авторов: «Ржевская проза Вячеслава Кондратьева, «Наш комбат» Даниила Гранина, «Его батальон» Василя Быкова – об этом, о “без толку, зазря” скошенной пехоте, о её большой крови, неисчислимых потерях» [5].
Во многочисленных текстах о войне раскрываются различные темы: подвиг солдат, тружеников тыла, жизнь в оккупации, нелёгкая судьба детей , страшная военная повседневность, несправедливо забытые герои и т.д.
В лучших произведениях поднимается тема не только войны, но и веры: например, «В. Быков изящно вплетает в военную тематику религиозно-философские идеи» [3. С.26].
Таким образом, война – явление страшное в своей разноликости, неслучайно в художественной литературе так много камертонов этой темы.
Тема несправедливости и жестокости войны в повести В. Быкова «Обелиск» и С.? Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война»
О жизни в оккупации художественных текстов сравнительно немного, возможно, потому, что тема жестокости войны долгие годы ретушировалась, о самых страшных ее последствиях не было принято говорить.
Обе книги повествуют о жизни на оккупированных территориях, но авторы делают это по-разному. Если «Обелиск» – эпическое обобщение, то «Когда я был маленьким…» – свидетельство о повседневном.
В «Обелиске» Василя Быкова не только показан взгляд на войну уже взрослого, сформировавшегося человека, но представлена целая полемика, спор о том, кого считать героем войны.
Буквально на первой странице повести рассказчик размышляет над проблемой памяти и сожалеет, что не нашел времени для встречи с хорошим человеком П. Миклашевичем: «За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. <…> И, как это бывает в жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости – пришло время ехать на похороны» [2. С. 223].
На похоронах учителя Миклашевича рассказчик узнает историю Алеся Ивановича Мороза, положившего жизнь за своих воспитанников, долгое время считавшегося предателем. В этом и заключается несправедливость: в обхождении стороной тех, кто, может, и не сражался на фронте, но в тылу или в окуппации не падал духом и старался помочь остальным в этом. Забвение Алеся Мороза, погибшего «за други своя», словно иллюстрирует другую библейскую истину: «Нет пророка в своем отечестве».
В произведении С. Олефира «Когда я был маленьким…» повествование ведется от лица ребёнка. Произведение написано просто и читается легко, но жестокость войны становится более очевидной из-за внешне обыденного и привычного отношения к ней детей. Как пишет редакция издательства КомпасГид: «Станислав Олефир – из того поколения, которое играло не в “войнушку” – только в “войну”: не могло легкомысленно относиться к этому слову» [1].
Немецкими захватчиками человеческая жизнь не ценилась. А тех, кто пытался сбежать, уничтожали с особой жестокостью, показательно: «двое – муж и жена – выскочили из колонны и побежали в степь. Немцы сначала стреляли, потом догнали на танке и раздавили» [6. С. 18].
В отличие от многих жителей села, полицаи ни в чём не нуждались: «Жил Радько богато. Чего греха таить, немало крёстная перетаскала и в нашу землянку» [6. С. 62]. Крёстная Галина, вышедшая после гибели любимого мужа-летчика за полицая, чтобы спасти отправляемых в Германию девушек, всячески старалась помочь своим родственникам. Добрая и жалостливая, она низко пала в глазах односельчан, несправедливо забывших о принесенной ею жертве.
К сожалению, несправедливость в жизни встречается очень часто. Но в период войны предвзятость и неправда воспринимаются особенно остро. Важно помнить, что это время не только подвигов солдат и тружеников тыла, но горькой несправедливости, с которой справиться порой невозможно.
Своеобразие характеров героев двух повестей
Образы героев, жертвующих собой во благо других
Основной историей произведения «Обелиск» является жизнь Алеся Ивановича Мороза, учителя с большой буквы. Алесь Иванович даже во время болезни не мог оставить свою должность. Уроков не было, зато он читал детям Л.Н. Толстого: все были заинтересованы настолько, что боялись шелохнуться. Алесь Иванович Мороз был для детей авторитетом.
Когда мальчишек, проявивших самоволие, взяли в плен, Мороз знал, что фашисты его обманут – не освободят ребят, но пошел сдаваться. Он лишь осознавал свой долг быть рядом с учениками, потому что нужен им в самый страшный момент. А после войны историю Алеся Ивановича постарались забыть, решив, что поступки его были сомнительными, что с самого начала войны он согласился учительствовать при немцах, в то время как он не хотел бросать своих учеников и был связным у партизан.
В повести «Когда я был маленький, у нас была война» тоже есть герои, готовые взять огонь на себя. Когда село захватили немцы, некоторые односельчане подались в полицаи. «Когда пришла очередь отправляться в Неметчину моей крестной, ее и еще четверых девчат из новоселовки сопровождал Радько» [6. С. 62].
Крестная героя Галя спасла девушек, выйдя замуж за ненавистного полицая Радько. «Перед этим принесла к нам фотографии, на которых сфотографирован Лёня – летчик-самолетчик. Долго целовала фотографии и плакала, потом попросила маму спрятать» [6. С. 62]. Крестная решилась пожертвовать своей свободой, чтобы помочь другим, выйдя замуж на ненавистного Радька.
Галя старалась помогать родным и тайно носила еду в землянку, где жила семья ее крестника. Ей даже удалось спасти ребенка от гибели. Потом они уехали с мужем, но Радько вернулся через несколько дней и умер прямо на полу. Спустя много лет выяснилось, что вдова полицая живет в далекой Австралии.
Таким образом, «Обелиск» и «Когда я был маленький, у нас была война» объединяет религиозный мотив любви-самопожертвования. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорится в 15 главе Евангелия от Иоанна. Алесь Иванович и Галя не просто не совершают подвиг ради славы, но, даже не надеясь, что их поймут, приносят себя в жертву.
Образы врагов – фашистов и полицаев
В «Обелиске» представлены разные типы полицаев. Первый, Лавченя Владимир, оказался хорошим человеком: «был он не тем, за кого мы его поначалу приняли. <...> Дядька, в общем, оказался хороший, много добра нам сделал и в этой истории с хлопцами сыграл довольно пристойную роль» [2. С. 282].
Тяжелое время – способ узнать настоящего человека, понять, есть ли у него стержень или сломается перед первым искушением. Второму не зря дали прозвище Каин: он «оказался последним гадом… много бед принес людям. <...> Вроде никто про него, довоенного, плохого слова сказать не мог, а пришли немцы – переродился человек» [2. С. 282-283].
В повести «Когда я был маленький, у нас была война» действия фашистов и полицаев описаны очень подробно. Враги показаны в не очень типичных условиях – через призму бытовых ситуаций. Например, немецкие воинские части отнимали у местных жителей скотину: «Скоро в нашем селе появилась интендантская команда из трех полицаев и немца. Забрала корову Розку тетки Марии. Тетка Мария не хотела отдавать Розку – тогда немец убил тетку из автомата, и полицаи потащили корову в Новоселовку.» [6. С. 12]. Оккупанты не церемонились с несогласными, малейшая размолвка с ними могло привести к поднятию автомата и расстрелу. Людей не ценили, их жизнью не дорожили.
И в этой повести полицаи разные, из них самые продажные – Радько и Плужник, которые «сдали бы на потребу Гитлеру даже мать родную» [6. С. 61].
В повести С. Олефира есть и враги – исключения из правил. В войну спички были огромным дефицитом, ценились на вес золота. Ребята бегали за дровами из шпал с ведром, после того как разбомбят станцию или железную дорогу. В один из таких моментов герой попал в руки к немцам: «Молодому немцу я со своим ведром-кадилом не интересен, а старый присел, ковырнул желтым прокуренным пальцем угли и похвалил, <...> сунул руку в свой карман и дал мне коробок спичек!» [6. С. 22]. Автору удается показать, что даже в страшнейшей обстановке на каждое правило есть исключения.
Таким образом, в произведении и В. Быкова и С. Олефира враги делятся на два типа: жестокие и сочувствующие, и в этом проявляется психологизм авторов, показывающих индивидуальность харакетров.
Образы детей
Дети войны пережили многие трудности, лишения, они стремились быть взрослыми. Алесь Иванович в «Обелиске» был авторитетом для учеников, и те были готовы отомстить обидчикам своего любимого преподавателя. Они решились сами бороться с несправедливостью, порождаемую немцами и полицаями, подстроив аварию для фашистов и Каина. В итоге погиб не Каин, а немец, из-за чего началась облава на ребят и самого учителя, предостерегавшего учеников от мести.
Подвиг подростков оказался бессмыслен – в итоге не только они, но и их любимый учитель были казнены. Впоследствии пятерым юношам поставили обелиск, посчитав, что Алесь Иванович героем не является.
Станислав Олефир в своей книге показывает, что для военного поколения слово «война» не пустой звук, что оно познало смерть близких, унижение, знает цену хлебу и понимает, что такое голод. В борьбе за выживание дети на оккупированных территориях собирали окурки, чтобы добыть из них табак и обменять его на хлеб или деньги.
Во время войны для детей, к сожалению, не было чем-то особенным видеть мертвого человека или даже друга, брата: «Утром пошли на огороды, а он лежит мертвый. Лицо и руки в грязи, ботинки застряли в земле до самых заклепок» [6. С. 70].
Таким образом, если в повести «Обелиск» показаны юноши, горячие, решительные, но ошибающиеся, то в повести «Когда я был маленький, у нас была война» главный герой и его товарищи совсем маленькие дети, младшие школьники, воспринимающие войну как страшную повседневность.
Заключение
В произведениях В. Быкова «Обелиск» и С.? Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война» при всей их несхожести много общего: действие разворачивается на оккупированных территориях СССР в Великую Отечественную войну, решается вопрос о её несправедливости, жестокости.
В обеих повестях есть герои-дети, учителя, матери, есть место подвигу. Однако если в «Обелиске» мотив любви-жертвы является сюжетообразующим, то в тексте С. Олефира он переплетается с рядом других мотивов.
Эти произведения показывают жизнь в оккупации с разных сторон: «Обелиск» – это эпическое обобщение, главная линия в нем – героическая, а «Когда я был маленьким, у нас была война» – свидетельство о повседневном, в некотором смысле напоминающее хронику.