ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения, перемены во всех сферах нашего общества влияют на жизненные профессиональные ориентиры подрастающего поколения. В условиях социальных перемен наиболее значимой становится проблема самоопределения личности старшеклассника, ответственного за свои поступки, осознающего результаты выбора всего жизненного и профессионального пути. Сегодня все чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы обновления содержания образования в условиях агрошколы. В сельской местности ухудшаются условия хозяйственно-экономической деятельности, снижается уровень материального обеспечения, под угрозой образовательные перспективы детей из малообеспеченных семей. Школе отводится особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей.
Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
Цель исследования: изучение и обоснование психолого-педагогических условий социализации выпускников в условиях села.
Методы исследования:
- Теоретические:
- анализ научной литературы;
- сравнительный анализ;
- обобщение;
- моделирование и проектирование при построении гипотезы, прогнозирование результатов.
- Эмпирические:
- анализ документов;
- анкетирование
- статистическая обработка данных.
Организация исследования: исследовательская работа проведена на базе МБОУ «Тандинская средняя общеобразовательная школа им. М.Н.Готовцева»
МР «Усть-Алданский улус (район)». Выборка участников : 20 учащихся 10, 11 классов, 10 выпускников 2015-2018гг, родители-20
Тандинская средняя общеобразовательная школа – это одна из старейших школ Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия). В 2017 году нашей школе исполнилась 125 лет. В апреле 2016 года школе присвоено имя нашего выпускника, Полного кавалера Ордена «Трудовая Слава», Героя Труда России – Готовцева Михаила Николаевича. В 2010 году наша школа вошла в Союз агропрофилированных школ РС(Я). В 2015году школа стала Республиканской инновационной площадкой по теме: «Школа АгроЭкоТехнологий-форпост развития села». Сегодня школа работает над единой методической темой «Агропрофильная школа – как модель сельской школы социализации»
В последние десять лет наша школа уделяет большое внимание проблеме закрепления кадров на селе, мотивации и ранней профориентации обучающихся на сельскохозяйственные профессии, воспитанию у молодого поколения идеологии хозяина земли. В частности, по окончании школы выпускники имеют возможность получить права водителя транспортных средств категории «В», тракториста категории «В», «С».
Как и другие сельские школы, наша школа имеет возможности эффективного педагогического воздействия, предоставляемые сельской школой:
- охват разными формами обучения и воспитания всех учащихся школы;
- большие возможности для осуществления индивидуального подхода к учащимся ;
- тесная связь школы с семьями учащихся с другими социальными институтами села;
- определяющая роль школы как центра воспитательной работы на селе.
Перечисленные особенности можно однозначно отнести к числу способствующих успеху в обучении и воспитании сельских школьников. Однако есть и факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса. Часть негативных факторов обусловлена спецификой социально-экономических условий села. Приведем некоторые из них:
- большая загруженность сельских жителей домашней работой, не способствующих личностному развитию ( личное подсобное хозяйство);
- меньший, по сравнению с центром улуса, с другими населенными пунктами, доступ к информации (плохая инфраструктура);
- высокая инертность сельской среды, противодействие к нововведениям.
Школа на современном этапе ставит перед собой задачи выпустить в жизнь человека не только знающего, но и компетентного в вопросах профессиональной самореализации, способного к самостоятельному хозяйствованию на земле и социальной адаптации в обществе.
Введенные новые предметы и организация внеклассной работы развивают интеллектуальные способности учащегося, расширяют круг его интересов, готовят к выбору профессии и сельскохозяйственному труду. В данном проекте предполагается обучение не только школьников, но и взрослое сельское население новым формам введения хозяйствования, современным сельскохозяйственным технологиям, проведение агробизнеса. Новые подходы к обучению вносят принципиальные коррективы в учебный план и учебные предметы, которые обеспечивают построение воспитательного процесса на основе «включенного обучения», т.е. обучения включенного в деятельность.
Таким образом, обучение на деятельностной основе заключается в том, что оно переориентировано с усвоения готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования, что позволяет осуществить социальную адаптацию к современным жизненным условиям на селе, способствует профессиональному самоопределению, позволяет добиться высоко поставленных целей и задач
Агротехнологический компонент предусматривает введение элективные курсы,программы для всех обучающихся школы.
На основе этих компетенций педагогами были разработаны элективные курсы, программы по агротехнологическому направлению в 1-11 классах.
Целенаправленная работа агрошколы дает детям многое. Не только приобщение к коллективному труду, но и дает возможность вести поисковую деятельность. Эта программа нацелена на увеличение трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственных работ, на проведение экспериментальных работ, с целью формирования и укрепления умений и навыков практической работы. Детям дается возможность вести поисковую деятельность, отслеживать результаты работы и самим делать соответствующие выводы. Одной из задач была социализация ребят к тем условиям, в которых они будут жить, находить способ выживания в трудных экономических условиях рыночных отношениях.
На сегодня взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями села - обязательная составляющая работы педагогического коллектива. Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Это расширяет круг общения участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Многое делается для формирования социокультурного пространства образовательного учреждения. Проект состоит из 19 подпроектов, которые направлены на реализацию агроэкотехнологического образования не только школьников, но и населения. Руководители подпроектов имеют опыт работы по выполнению концепции агроэкотехнологического образования в общеобразовательной школе. Данный опыт и компетенции позволяют им работать и с населением села, распространяя навыки для жителей наслега.
По данным социального паспорта наслега, население села, в основном, занимается животноводством. Функционируют два СХПК: «Танда», «Герой Егоров» и крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) «Удьуор» (рук. Готовцев М.Н.), с которыми Тандинская средняя общеобразовательная школа работает на основании Договора. Кроме того, на базе школы действует сезонный сельскохозяйственный потребительский кооператив (ССХПК) «Уйгу».
Таким образом, социальная карта наслега является показателем реальных условий развития личности обучающегося, в которых живет индивид.
По данным опроса школьников выявили, что есть учащиеся, заинтересованные в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве, желающие получить сельскохозяйственные профессии, хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля. Обучающимся нравятся такие курсы как «Тракторист» категории «В», «С», «Водитель категории «В», «Швея».
Обучающимся удовлетворены тем, что они учатся в агрошколе. Агрошкола дает им такие навыки работы, как обращение с транспортом, уход за растениями, трудовая деятельностьПредпринимательской деятельностью желают заниматься 36% опрошенных.
Анкетирование родителей
Для выявления отношения родителей к обучению профильных предметов был проведен социологический опрос. Количество респондентов: 46
Таблица
По каким учебным предметам по агротехнологическому профилю вы бы хотели, чтоб ребенок учился |
автодело, трактороведение – 13 (46%), агрономия, растениеводство – 7 (25%), животноводство – 7 (25%), предпринимательство – 7 (25%), по всем предметам – 2 (7%) |
Нравятся ли вам учебные предметы агротехнологического профиля, которые в данное время изучаются в нашей школе: |
да – 18 (64%), частично – 10 (36%) |
Как вы думаете для чего нужен агротехнологический профиль в школе |
в основном ответили, что для трудового воспитания, для процветания сельской местности, для развития собственного хозяйства, дела. |
Оцени агротехнологическое направление школы |
отлично – 45%, хорошо – 35%, вполне устраивает – 20%. |
По итогам социологического опроса можно сделать вывод:
- прослеживается рост мотивации к обучению профильных предметов по агротехнологическому компоненту. Особенно родители хотят, чтобы их ребенок имел свидетельства тракториста, водителя
Выбор села как места жительства по окончании учебы.
По итогам опроса среди обучающихся 10-11 классов 47% опрошенных после окончания учебного заведения желают работать в сельской местности.
Анализ профессионального самоопределения и становления выпускников нашей школы с 2010-2015 учебного года показал:
- за этот период обучения школу окончили 60 обучающихся, из них выпускники с высшим образованием – 38%, со средним специальным образованием – 32%. После окончания ВУЗов, ССУЗов в сельской местности работает 31% выпускников.
Социокультурный анализ села показал, что в сельской местности можно успешно организовывать свое дело, заниматься бизнесом, предпринимательством. На селе формируются различные формы хозяйствования ИП, КФХ, т. е новые «предприниматели». Их 10, все выпускники школы , которые сегодня вносят огромную лепту в социально – экономическом развитии села. В условиях экономического рынка на своем опыте предприниматели села отмечают отсутствие экономических знаний, экономической грамотности и низкий уровень предпринимательской культуры.
Вышесказанное свидетельствует о важности включения в содержание школьного образования основ теории и организации предпринимательской деятельности на базе школы. Актуален вопрос и об организации профильной предпринимательской подготовки старшеклассников, выработки у них практических навыков предпринимательской деятельности как важного элемента социальной защиты школьников на рынке труда.
По итогам анкетирования среди обучающихся выявлено следующее:
- желание заниматься предпринимательской деятельностью в селе;
- рост мотивации к профильным предметам;
- выбор села как места жительства по окончании у
Выводы:
Таким образом, «агрошколы» находятся на переднем крае морального, духовного и материального преобразования села и нацелены на развитие его индустриализации. [6.С.11].
Материалы исследований позволяют выделить возможности эффективного педагогического взаимодействия, профильного обучения агрошколы:
- Охват разными формами обучения и воспитания всех обучающихся школы:
- Тесная связь школы со всеми институтами воспитания
- Определяющая роль школы как центра развития села.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы можно сделать следующие выводы, что основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Цель системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года – становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной социально значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.
Проведенное нами исследование по изучениюуспешной социализации личности в условиях сельской школы подтвердило достоверность выдвинутой нами гипотезы и сформулировать следующие выводы:
- Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы способствовали сущности и понятию процесса социализации старшеклассников в условиях сельской местности.
- При проведении исследования мы учитывали целостность развития личности старшеклассника в контексте его саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования. Это и определило нашу методологическую позицию исследования, технологии работы, организационных путей реализации задач педагогической деятельности. Упорядоченные, систематизированные усилия всех участников образовательного процесса, их сплочение в реализации экспериментальной программы позволили добиться значимых результатов в достижении поставленной цели.
- Позитивная динамика социализации выпускников школы стала возможной в результате:
- Организации содержательной и целенаправленной работы, предусматривающей социализацию личности с учетом интересов, потребностей, способностей , а также социо-этнокультурных особенностей самих обучающихся.
Эксперимент доказал не только содержательность проведенной работы со старшеклассниками, но и способствовал осознанию обучающимися серьезности, ответственности, деятельного участия в выборе профессии и жизненных планов.
Такой подход старшеклассников, положительные результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования свидетельствуют о самодостаточности выдвинутых нами условий и правильности поставленной гипотезы в исследовании.