В МО с 2006 года вступил в силу РКПОМ (Региональный комплексный проект модернизации образования). В РКПМО уделяется большое внимание внедрению ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в образовательный процесс. Школы насыщаются компьютерами и др. оборудованием.
Мультимедиа - компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Важной характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования. Например, сочетания видеоряда с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным фоном и текстом и т.п.
Мультимедийные уроки в школьном обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями.
Возникает два главных вопроса: что же дает „мультимедийный урок “? и как его использовать?
І. Что дает использование мультимедиа
Во-первых, мультимедийные уроки дают возможность многосторонне подойти, разнообразить учебный материал, тем самым, приспособить его к особенностям учащихся. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими разноуровневую подготовку.
Во-вторых, позволяют организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности. Реализуются следующие уровни усвоения учебного материала детьми:
1-й уровень - иллюстративно-описательный,
2-й - репродуктивный,
3-й - творческий.
Организация мультимедийных уроков позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
В-третьих, использование различных технических возможностей позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Как известно, большая часть школьников имеет большее визуальное восприятие в сравнении с аудиальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в мультимедиа курс графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
В-четвертых, мультимедиа курсы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, так как основаны на интерактивности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальное представление при изучении конкретного предмета.
В-пятых, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь „зацепить “каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам ? фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п. Повышается мотивация к тому или иному уроку в частности и к обучению в целом.
ІІ. Как использовать мультимедиа?
Преобладают три основных способа (или подхода):
Иллюстративный. визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем можно использовать при опросе или обобщении. Но здесь надо учесть, что рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок“ учащимися притупляется.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ, отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе ? высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
При использовании мультимедиа расширяются возможности. Образно говоря, не меняя педагогической стратегии, у учителя удлиняются руки, становятся более гибкими и умелыми.
Мультимедийный урок ? урок тот же самый, только технически более оснащенный. Вопрос состоит в том, какая стратегия из трех описанных более предпочтительна, более полно позволяет использовать эти самые возможности.
Ответ, опять-таки, достаточно очевиден. Любой урок имеет двух субъектов ? учителя и учеников (другое дело, что второй субъект состоит из ряда подсубъектов). Но мультимедиа позволяют увеличить время работы на уроке учеников. Более того, они позволяют заставить работать каждого из них. Даже при очень разном уровне их индивидуальной готовности. Каждый сможет видеть, слышать, анализировать ? пусть и на своем уровне, пусть и не всегда вербализируя результаты этой работы. То есть уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать прежде всего подбор материала и методическая его обработка.
Максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
- визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
- материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
- предпочтительнее представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.;
- хороши «личностные» материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;
- лучше сочетать различные виды материалов ? фото, плакаты, тексты, графики, диаграммы, карикатуры, схемы и т.п.;
- чем оригинальнее и неожиданнее сочетание различных материалов ? тем лучше;
- материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика не обязательно должна основываться на учебнике;
- материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;
- максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.
Таким образом ? как можно ярче больше возможностей для работы учеников.