В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка среди нескольких компетенций, входит и социокультурная компетенция. Согласно словарю русского языка компетенция — это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен . В современном мире социокультурная компетенция играет особую роль. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном ногокультурном мире.
Сутью социокультурной компетенции является изучение истории, традиций, культуры страны, изучаемого языка.
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка подразумевает обогащение лингвистических, эстетических и этических знаний учащихся о разных странах. Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.
Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.
Современный мир , мир Интернета предлагаем огромный выбор и огромные возможности для развития социокультурной компетенции.
Я хочу остановится на одном из направлений социокультурного развития-это написание писем или открыток.
Я понимаю, что в современном мире не так стало популярным писать письма, лучше всего, конечно, это умение веси беседу с иностранным собеседником, но не надо забывать , что писать письма или подписать открытку это важно и нужно для воспитания личности в целом. Простая открытка дает нам возможность изучить и географию, и историю страны, узнать о важных культурных событиях , о необычных праздниках, познакомиться с удивительными увлечениями людей , и даже узнать историю жизни человека, который живет на другом конце планеты.
Тема моего выступления развитие социокультурной компетенции на уроках иностранного языка, используя аутентичный материал.
К аутентичным материалам относятся подлинные литературные, фольклорные, изобразительные, музыкальные произведения, предметы реальной действительности, такие, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративные изображения.
Я взяла для работы со своими 6 классиками аутентичный материал -открытки, написанные иностранными школьниками из разных стран .
Использование подобных материалов представляется для нас крайне важным и интересным , так как открытки являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны изучаемого языка, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся.Мы занялись посткроссингом.
Посткроссинг – явление далеко не новое. Можно сказать, что это своеобразный способ международной переписки. Слышали о нём многие, но, правда, далеко не все знают, в чём же суть этого уникального для нашего века проекта. Значение слова "посткроссинг" происходит от слияния двух английских слов: «почта» и «обмен».
С каждым днём количество поклонников этого необычного хобби растёт, и пополнить их ряды можно, зарегистрировавшись на официальном сайте проекта. Нужно указать свой адрес, потом заполнить профиль, где выбирается тематика желаемых открыток (это очень удобно для коллекционеров) и рассказывается немного о себе. Потом сам ресурс выдаёт пять адресов, на которые можно отправить послания. И с первой опущенной в почтовый ящик открыткой, человек становится полноценным участником посткроссинга.
Посткроссинг позволяет попрактиковаться в английском, а также лишний раз безгранично обрадоваться, получив однажды маленький сюрприз из почтового ящика. И это будет действительно сюрприз, ведь вам до конца неизвестно, из какого уголка Земли должна прийти желанная открытка.
Сообщения на открытках могут содержать разнообразную информацию. Среди популярного контента на открытках можно встретить:
(1) биографические сведения об отправителе (место рождения, количество лет, увлечения, место учебы или работы);
(2) факты и информация, имеющая отношение к тому, что изображено на открытке (описание к фотографии, сделанной адресантом, факты о городе, изображенном на открытке, рассказ про любимого героя, который изображен на открытке и т.п);
(3) визуальную информацию (рисунки отправителя, наклейки и стикеры);
(4) историческую справку о городе или деревне , где живет отправитель и т.д.
Ребятам очень понравилась эта работа. Они с интересом покупают или создают открытки своими руками. С огромным увлечением они пишут текст на английском языке для незнакомого друга .
Как правило, стиль открытки –неформальный, лаконичный. Открытка может содержать молодежный сленг, особенности словоупотребления, сокращения и аббревиатуры; паралингвистические выразительные средства.
Практика применения посткроссинга в школе доказывает: он несет в себе мощный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал.
Приобщение к традициям эпистолярного жанра и формирование культуры письма посредством почтовых открыток в рамках этого проекта способствует самореализации школьников и приобретение ими позитивного жизненного опыта.
А так же посткроссинг развивает способность и готовность учащихся общаться с носителями изучаемого иностранного языка, расширяет лингвистический кругозор, учит соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами. Обучая детей писать и читать открытки, мы закладываем основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком.
Подводя итог, подчеркну еще раз: международный сетевой проект «Посткроссинг» представляет собой действенный образовательный ресурс, который может и должен быть использован в процессе изучения иностранных языков на современном этапе реализации ФГОС с целью повышения его эффективности для формирования социокультурной компетенции в образовании.
Присоединяйтесь к проекту !