В современном мире учитель больше не является основным источником информации. Получить знания школьник может, где угодно. Причём зачастую информация, поданная в интернете, для него будет намного интереснее, чем то, что говорит учитель. Ведь она имеет более яркую «упаковку»: картинки, видео, звуки, комментарии, встроенные карты, слайд-шоу, вплывающие цитаты и т.д. И чтобы не потерять интерес ученика, учитель вынужден меняться, осваивать новые технологии и методы преподавания.
Итак, учитель больше не единственный источник знания. Значит, основная его задача – организовать учебный процесс таким образом, чтобы среди обилия информации ребёнок выбрал нужное и сделал необходимые выводы.
Каким образом это сделать?
Ведь современные дети, это особенные дети с другим видением и восприятием окружающего мира. Это обусловлено многими факторами. Одним из них является понимание того, что дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие – не последовательное и не текстовое. Они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.
Знаете ли вы, что образы обрабатываются в мозге человека в 60 000 раз быстрее, чем текст, 90 % информации, получаемой человеческим мозгом, воспринимается именно по зрительному каналу, 50 % мозга активизируется при восприятии визуальной информации и 40 % людей лучше реагируют на визуальную информацию, чем на обычный текст?
Кто может повторить, какие числа я сейчас называла? А теперь посмотрите на картинку … Постарайтесь воспроизвести увиденное. Как мы видите, таких людей стало больше. Значит, теория подтверждается. Наши глаза могут фиксировать 36 000 визуальных сообщений в час и обрабатывать изображения, которые мы увидели всего на 13 миллисекунд.
В 2016 году я взяла очередной первый класс. На начальном этапе для определения готовности к обучению в школе проводится региональный мониторинг готовности дошкольников, как изучение предпосылок успешности обучения младшего школьника.
В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого моего первоклассника.
Вы видите общие результаты мониторинга, которые показывают проблемы в формировании познавательной сферы учащихся.
После анализа полученных результатов встал вопрос: «Как научить ребёнка учиться?»
Актуальность. В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
В первый год обучения моих первоклассников я столкнулась с тем, что мои дети впитывают информацию глазами, любят наблюдать, рассматривать, рисовать, вырезать из бумаги. Видимо, поэтому так сложно заставить их было, прочитать или пересказать текст без наглядного ряда. Неусидчивость и неспособность долго концентрироваться говорили о том, что дети предпочитают смотреть, а не слушать. Увиденное, поглощалось ими намного быстрее, нежели прочитанное. Это потребовало от меня пересмотра своей системы работы.
Проходя курсы и вебенары, я натолкнулась на прием, который помогает лучше представить и запомнить учащимся материал в полном объёме. Это – инфографика.
Гипотеза. Исходя из всего выше сказанного, изучив теорию, историю данного приёма, я предположила, что использование в педагогической практике приёма инфографики, а именно в моей деятельности, позволит мне сформировать, те условия, которые будут способствовать достижению метапредметных и предметных компетенций.
Я поставила перед собой следующую цель: формирование и развитие метапредметных и предметных компетенций обучающихся при помощи опоры на визуальные образы.
В своей работе я опираюсь на Концепцию развития универсальных учебных действий, которая разработана под руководством доктора психологических наук Александра Григорьевича Асмолова на основе системно-деятельностного подхода, авторами которого были известные (видные) учёные.
Инфографика в образовании явление новое.
Хотя и в советские времена попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами.
В основу моего педагогического опыта легли труды, Виктора Федоровича Шаталова (теория опорных сигналов), Пюрви Мучкаевича Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц), Василия Васильевича Давыдова, (теория содержательного обобщения). П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном».
Не секрет, что инфографика уже давно стала реалией современной жизни. Дети встречаются с инфографикой, разглядывая информационные плакаты, изучая учебные наглядные пособия, в рекламных роликах, на улицах мегаполисов, в средствах массовой информации, ну и конечно же на просторах интернета.
Одним из родоначальников современной инфографики считается Эдвард Тафти, который создал концепцию, а также впечатляющую коллекцию инфографики.
Что же такое образовательная инфографика – это визуальный информационный блок учебного материала, с которым ученики могут работать самостоятельно или в группе, в последствии анализировать, делать выводы, находить дополнительные смыслы. Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.
Существует три типа инфографики:
• статичная – чаще всего одиночная картинка. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
• интерактивная – это вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных. Здесь нам предоставляет большие возможности интерактивная доска, где мы создаём инфографику. Также нтерактивная инфографика широко представлена в электронных учебниках УМК «Начальная школа 21 века»
• видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
На уроках я использую данный приём на разных этапах, чтобы стимулировать открытую познавательную позицию и активную поисковую деятельность учеников.
Например: на этапе актуализации я предлагаю ученикам инфографику для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний.
Для решения проблемных ситуаций приём инфографики помогает в открытии новых знаний.
Работа с инфографикой применяется и на этапе закрепления полученных знаний в процессе и после воспроизведения текстовой информации.
Использую инфографику и на этапе рефлексии, совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Для дифференциации домашнего задания предлагаю учащимся самостоятельно составить или проанализировать уже имеющуюся инфографику. Конечно же, предварительно дети работают с памятками. Каждому выдается памятка, которая может выглядеть следующим образом:
1) определите тему инфографики;
2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике;
3) сформулируйте цель и задачи инфографики;
4) разбейте выбранную тему на части;
5) подберите картинки;
6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику.
Инфографика – простой способ сделать сложные вещи доступными для восприятия. С помощью инфографики можно быстро и понятно рассказать детям о любом событии, явлении или процессе, выделив только важные моменты и отбросив всё лишнее.
Конечно, применение и создание инфографики подходит не для каждого занятия, но как показывает практика, такой приём является наиболее интересным для детей. Почему? Да всё просто. Потому, что позволяет мне предложить детям новые методы изучения и изложения информации, обработки этой информации, способствует развитию поисковой деятельности и формированию критического мышления. С инфографикой школьники могут работать коллективно, тогда у них появляются навыки работы в команде, развиваются личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Следует отметить, что активное участие обучающихся в создании инфографики и обучение ее анализу способствует более эффективному формированию у них визуальных образов, с чем и связана в первую очередь цель использования визуализации в образовательном процессе и кроме того позволяет каждому ребёнку реализовать себя творчески не только на уроке.
На занятии внеурочной деятельности, например: на факультативе «Уроки здоровья» у меня есть возможность познакомить детей и научить их создавать инфографику связанную с здоровым образом жизни.
Итоги достижений проявляются при выполнении комплексной работы, поскольку именно она отражает умения обучающегося добыть информацию из текста. Целью комплексной проверочной работы является оценка способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Кроме этого мои учащиеся активно участвуют в конкурсах и олимпиадах различных уровней, создают исследовательские проекты, где результатом исследований является инфографика. В прошлом году моя ученица стала победителем Международного конкурса исследовательских работ «Старт в науку», который проводила Российская академия естествознания. Помимо всего прочего растут наши предметные результаты.
Такая планомерная работа даёт мне возможность наблюдать за тем, как меняются мои дети, перестают бояться публичных выступлений, осваивают новые знания, создают новые проекты, и стараются стать лучше и образование.