Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с вопросом экологического воспитания.
Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к природе у младших школьников на уроках литературного чтения.
Одним из средств воспитания любви к живой природе является слово, художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературного чтения.
Произведения о природе в этом аспекте являются уникальными и несут в себе огромнейший, неоценимый воспитательный потенциал. Справедливость мысли о необходимости и важности любви к природе и её воспитания в детях отражена в трудах многих авторов, писателей, учёных, педагогов.
«Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее».
Другим аспектом необходимости любви к природе и одной из проблем современности является экологический кризис. Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно. Воспитание же любви к природе очень тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием. «Экологическое воспитание – это составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно-эстетических качеств по отношению к природе». Любовь к природе без этих определённых экологических знаний своего рода бесплодна, неплодотворна. Потому, говоря о воспитании любви к природе у младших школьников в системе начального образования, целесообразно говорить об их экологическом воспитании.
«Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы». Дети в младшем школьном возрасте особенно удобопреклонны к восприятию любви, добра, красоты. Ребёнка-младшего школьника намного легче научить любить природу, беречь её. Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта и знаний. Потому одной из важнейших задач начальной школы является экологическое воспитание. Начальная школа имеет богатый арсенал средств и методов воспитательного воздействия на душу и ум ребёнка.
Не менее важную роль, а скорее даже, наоборот, в экологическом воспитании младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО играют уроки литературного чтения.
Обогащение чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе – одна из основных задач курса литературного чтения.
«Изучение литературных произведений на тему природы – важный аспект экологического воспитания детей» [15] Произведения таких писателей как Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, носящие природоведческий характер расширяют и углубляют знания детей о природе, помогают увидеть живой мир так, как это не возможно на уроках окружающего мира, в деталях, не описываемых природоведением. Любовь же к природе «возникает не на основе знаний, а на основе эмоциональных переживаний» [5], и именно на уроках литературного чтения наиболее успешно происходит её воспитание в детях.
Уроки литературного чтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мир художественной литературы, которая является, ближайшим помощником учителя в важном деле воспитания у детей любви к природе.
Многие писатели и поэты, писавшие о мире животных и растений, воспевшие в своих произведениях красоту и величие природы, её невыразимое премудрое устроение, затрагивают самые нежные струны человеческой души. При помощи художественного слова они приобщают читателя к миру природы, помогают увидеть и видеть красоту её. Стихи и проза, живописующие о природе, воспитывают любовь к ней, ту любовь, которая, возникает тогда, когда ребёнок начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженную берёзку, прилетевшего снегиря.
Здесь «слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи». На уроках литературного чтения средством воспитания являются сами тексты произведений, сам литературно-художественый текст здесь непосредственно воспитывает. «… глубокое читательское вхождение в пространство художественного текста, в образ литературного героя, в обстоятельства его жизни, в его проблемы вызывает у любого читателя желание «примерить на себя» его судьбу, его обстоятельства…».
Одними из наилучших произведений, содержащих в себе огромный воспитательный потенциал, являются рассказы Константина Георгиевича Паустовского.
В произведениях других авторов, писавших о природе, таких как Николай Иванович Сладков, Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, чаще всего, изображаются животные и растения во взаимоотношениях друг с другом. Человеку в этих произведения места нет. Он является в данном случае своего рода сторонним наблюдателем, никаким образом не участвующим в жизни героев произведения. В рассказах же Паустовского показаны непосредственные отношения между человеком и живой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героев произведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведениях Константина Георгиевича Паустовского очень реалистичны и в то же время лиричны. Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго, любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке, восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь».
Уроки литературы дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им.
Очень нравятся ребятам задания включающие элементы драматизации (чтение по ролям, инсценировки, выразительное чтение), когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.
Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.
На примере литературных произведений очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.)
В своей работе я использую нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально-позитивный отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится после знакомства с несколькими произведениями о природе, причем вопросы викторины дети готовят самостоятельно.
Таким образом, уроки литературы дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам.