1. Организация и управление процессом обучения детей Правилам дорожного движения;
2. Деятельность отряда ЮИД;
3. Инновации в деятельности педагогического коллектива;
4. Формы и методы дифференцированной профилактической работы по предупреждению ДДТТ с обучающимися МБОУ НОШ № 17 г. Красногорска;
5. Интеграция совместной деятельности учреждения с дошкольными образовательными учреждениями и другими учреждениями района.
Организация и управление процессом обучения детей Правилам дорожного движения
В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется работе с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В целях совершенствования образовательного процесса по обучению дошкольников Правилам дорожного движения каждый год разрабатывается план работы по профилактике ДТП, некоторые мероприятия стали уже традициями.
Актуальность. В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников. Для того чтобы разрешить сложившееся противоречие, педагогическим коллективом разработана система по обучению младших школьников правилам дорожного движения «Добрая дорога детства!».
Цель системы: создание в школе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
1. Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме
2. «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
4. Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
5. Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
6. Организовать предметно-развивающую среду в МОУ НОШ №17 г. Красногорска по проблеме.
7. Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, ГИБДД в Красногорском районе.
Принципы организации образовательного процесса:
• Последовательности – любая новая ступень в обучении реб?нка опирается на уже освоенное в предыдущем.
• Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
• Деятельности – включение реб?нка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
• Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
• Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
• Преемственности взаимодействия с реб?нком в условиях ОУ и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
• Интерактивный метод обучения.
• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
• Личностно-ориентированная технология.
• Технология игрового обучения.
Метод наблюдения и беседы.
• Метод проектов.
• Методы активизации родителей и педагогов:
•• Обсуждение разных точек зрения.
Решение проблемных задач семейного воспитания.
• Ролевое проигрывание ситуаций.
• Тренинговые игровые упражнения и задания.
• Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
• Обращение к опыту родителей.
Формы и методы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Ежегодно на дорогах мира гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Очень часто на дорогах погибают или попадают в аварии дети, поэтому в школах проводится очень активная работа по данному направлению. Результативность данной деятельности зависит от форм и методов проводимых с детьми мероприятий. Необходимо учитывать, при этом, возрастные особенности учеников.
Направления работы сотрудников МБОУ НОШ г. Красногорска
1. Директор НОШ № 17:
• Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
• Проведение инструктажей;
• Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).
• Составление дополнительных соглашений для сотрудничества с различными организациями.
2. Заместитель директора по воспитательной работе:
• Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
• Площадка для практических занятий с детьми (на территории школы)
• Помощь в организации предметно-развивающей среды.
• Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
3. Заместитель директора по безопасности:
• Определение места системы обучения школьников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве школы, е? связи с другими направлениями.
• Проведение инструктажей при поездках в автобусе, в связи с погодными явлениями.
4. Руководитель ЮИД «Зебра»:
• Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей
• ПДД и организации предметно-развивающей среды:
• уголки безопасности в кабинетах; информационные стенды для родителей;
• изготовление и оформление работ на школьные и муниципальные конкурс
• проведение занятий по оказанию первой помощи пострадавшим в ДДП.
5. Классный руководитель:
• Создание условий для обучения детей ПДД в классах:
– оформление уголков безопасности;
подбор литературы, фото и видео информации по ПДД;
– изготовление папок классных руководителей по изучению ПДД.
• Проведение таматических классных часов, бесед, инструктажей
• Взаимодействие с родителями на родительских собраниях.
• Формы организации образовательного процесса по ПДД:
• Работа с педагогами: консультации, педагогические советы, семинары- практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.
Работа педагогов с детьми по ПДД
План проведения обучающих занятий со школьниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде:
– умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
– умение различать величину транспорта;
– умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
– знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
– понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
– понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
– умение связно выражать свои мысли.
На занятиях со школьниками используются новые педагогические технологии:
– моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
– интерактивный опрос;
– коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Формы работы с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).
Взаимодействие с организациями: ГИБДД в г. Красногорска, ДК Подмосковье.
Формы работы с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, диагностика, участие в конкурсах по ПДД.
Инновации в работе педагогического коллектива
Мероприятия, посвящ?нные теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях начального школьного образования. Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой – выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей.
Определяя основное содержание и направление, развития детей по безопасному поведению на улицах и дорогах очень удобным для работников нашей школы является создание и разработка любого проекта направленного на изучение ПДД. В данном случае – это проект «Добрая дорога детства!». При его подготовке мы делим его на три этапа.
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.
2 этап – информационно-исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3 этап – обобщающий. Обобщение результатов работы в форме планшетов, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на конференции для педагогов образовательных учреждений города.
Методика работы в рамках проекта «Добрая дорога детства!», по безопасному поведению на улице, разработана с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, слушают музыку и т.д.
Проект можно рассматривать как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам и, использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Участники проекта: определяя круг участников проекта, и основные направления работы составили модель взаимодействия по изучению ПДД и модель направления деятельности проекта «Добрая дорога детства».
Руководитель проекта-директор – определяет круг обязанностей участников проекта, проводит консультации для педагогов и родителей, пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями.
Руководитель отряда ЮИД – главное, действующее лицо в организации работы, т.к. именно он постоянно работает с учащимися: проводит экскурсии, организует игры, задания, привлекает к участию в проекте родителей. Создаёт условия для развития творческих способностей детей.
Заместитель директора по безопасности – выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание проекта с программой по основам безопасности жизнедеятельности, консультирует воспитателей, участвует в проведении конкурсов и т. д.
Заместитель директора по ВР – по согласованию с классным руководителем, руководителем проекта, подбирает театральный репертуар, связанный с тематикой проекта, готовит с ребятами пластические этюды, праздники, помогает организовывать игровые, театральные мероприятия, проводит подвижные игры по данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с педагогами в проведении экскурсий и спортивных праздников.
Родители – принимают участие в совместных занятиях, праздниках, исследованиях.
Сотрудники ГИБДД – проводят встречи, беседы, участвуют в проведении акций, рейдов.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию). Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений.
Направления деятельности
№ п/п |
Направления деятельности |
Содержание работы |
1. |
Нормативно-правовое |
изучение нормативных документов создание нормативно-правовой базы в МБОУ НОШ г. Красногорска, ее систематизация разработка плана работы |
2. |
Организацион но-управленческ ое |
создание координационно-методического совета по проблеме преемственности разработка карт индивидуального развития детей анализ результатов адаптации первоклассников к обучению в школе проведение различных форм методической работы по проблеме преемственности (конференции, семинары, круглые столы, дискуссии, совместные заседания методических объединений воспитателей и учителей начальных классов, взаимопосещения и др.) продолжение работы по приоритетным направлениям шефство учащихся начальной школы над старшими дошкольниками экскурсии старших дошкольников в школьное отделение совместное проведение праздников работа с родителями (Дни открытых дверей, родительские собрания, в т.ч. «Портрет будущего первоклассника», наглядная агитация, консультации специалистов и др.) |
3. |
Информацион ное, научно- методическое |
проведение совместных педсоветов разработка методических рекомендаций для педагогов начальной школы по реализации преемственности в организации различных видов детской деятельности издание информации для родителей педагогическое просвещение общественности через СМИ привлечение к работе с родителями специалистов (психологов, медработников, работников ГИБДД) |
4. |
Кадровое |
анализ обеспечения квалифицированными кадрами работа по подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров активизация работы по самообразованию |
5. |
Материально- техническое |
создание условий – предметно-развивающей среды преемственность в ее построении в дошкольном и школьном отделениях |
Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Поэтому необходимо сделать вывод, что интеграция профилактики ДТП, имеет важную роль, и требует тесного взаимодействия коллектива школы с коллективами детских садов. Кроме того, данную преемственность и интеграцию необходимо соблюдать и при переходе учащихся из одной школьной ступени в другую.
Формы и методы дифференцированной профилактической работы по предупреждению ДДТТ с обучающимися МБОУ НОШ № 17
Фотографии с профилактических бесед с инспектором ГББД
В МБОУ НОШ разработана и реализуется программа, которая содержит следующие разделы:
Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма 1–4 классы, включая:
Пояснительная записка с описанием актуальности, целей, задач по реализации программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Учебно-тематический план
Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Тематическое планирование
Технологии обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Планируемые результаты освоения программы, включающие описание универсальных учебных
Система мониторинга достижения планируемых результатов Учебно-методическое обеспечение программы
Методическое пособие для педагогов (1–4 классов), включая:
Введение
Организационно-методические материалы по основным разделам Программы Поурочное планирование
Поурочное планирование в 1 классе Поурочное планирование во 2 классе Поурочное планирование в 3 классе Поурочное планирование в 4 классе Конспекты занятий и мероприятий
Описание технологий обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Рекомендации по организации занятий и проведению экскурсий. Список рекомендуемой литературы.
Учебные материалы для детей. Альбом тестовых заданий, включающих в себя графические и текстовые задания для контроля знаний обучающихся 1–4 классов.
Учебные материалы для детей. Учебное пособие для обучающихся 1–4 классов, включая:
Введение. Учимся соблюдать правила движения
Раздел 1. На улицах и дорогах города. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части Раздел 2. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Мой маршрут в школу
Раздел 3. Дорожные знаки Раздел 4. Наш друг – светофор
Раздел 5. Сигналы регулировщика
Раздел 6. Правила перехода улиц и дорог на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.
Раздел 7. Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров Раздел 8. Правила игр на улице
Раздел 9. Правила дорожного движения для велосипедистов. Заключение.
Список литературы.
5. Интеграция совместной деятельности учреждения с дошкольными образовательными учреждениями и другими учреждениями района
Воспитательная работа школьников с дошкольниками по профилактике дорожного травматизма объединила наше педагогическое сообщество и позволила расширить образовательное пространство.
Значимую помощь в пропаганде безопасности дорожного движения оказывают инспектора ГИБДД, которые совместно с педагогами проводят учебно- познавательные занятия с дошкольниками.
Неоценимую помощь в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма выполняют инспекторы ГИБДД. Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:
• посещение инспекторами образовательного учреждения с целью инспектирования и оказания методической помощи в определении наиболее значимых тем по основам безопасности дорожного движения;
• обследование территории, прилегающей к учреждению на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (не соответствия) ГОСТам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т.д.;
• участие в создании на территории школы зоны с разметкой по обучению детей ПДД;
• разработка схем безопасных маршрутов в общеобразовательное учреждение;
• оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;
• чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями;
• проведение бесед с детьми;
• участие в праздниках и развлечениях.
Знания детей по ПДД закрепляются через сотрудничество с детской библиотекой города. Здесь сотрудники помогают ребятам преодолевать трудности в вопросах дорожной азбуки посредством познавательных бесед, логических заданий, интерактивных опросов.
Следует отметить роль конкурсов детского творчества, где могут принимать участие ученики. Конкурс призван содействовать пропаганде безопасности дорожного движения; привлечению детей к изучению и соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах; популяризации детского творчества.
Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, с другими социальными институтами, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов позволяет сделать вывод о том, что система по формированию у детей безопасного поведения на дороге эффективна и результативна.
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс мониторинга, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность классного руководителя.