Сегодня уже без использования ЦОР и ЭОР трудно представить современный урок. Однако важно не только иметь доступ к ЭОР, но и эффективно его использовать, чтобы достигнуть тех целей, которые ставит перед собой учитель.
ЭОР на уроках являются важной частью, главное не подменять урок на ЭОР, а грамотно распределить ЭОР на все этапы урока. Мне лично нравится ресурс ФЦИОР, огромное количество ЭОР по биологии и химии.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении [1:23]. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
образовательные ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР) http://www.fcior.edu.ru которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся [4:63].
Урок как основная форма обучения предоставляет большие возможности для использования электронных учебных модулей.
Как правило, каждый урок состоит из трёх модулей: информационного, практического (тренажёра), модуля диагностики и контроля.
ЭОР на уроках являются важной частью, главное не подменять урок на ЭОР, а грамотно распределить ЭОР на все этапы урока.
Информационный и практический модули можно применять на уроке, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Контрольный модуль целесообразно использовать при повторении нового материала, а также при контроле знаний и умений на обобщающих уроках.[2:36]
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Приведу список интернет-ресурсов, используемых мной в работе со средствами ИКТ.
Таблица 1
№ п/п |
Адрес ресурса |
Название р |
Краткое описание ресурса |
Уровень государственной системы |
Сроки действия ресурса |
Рекомендации по использованию ресурса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
http://www.standart.edu.ru |
Федеральный Государственный Образовательный стандарт |
Содержит информационно-методические материалы, описывающие процедуру введения ФГОС в школе. Сайт включает научно-методические разработки, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы и требования к результатам её освоения, рекомендации по организации введения ФГОС, дает возможность заказать методическую литературу. |
Федеральный |
Размещение материалов 2008 г. |
В качестве справочного руководства |
Продолжение табл. 1 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В материалы сайта включены наиболее интересные публикации по проблемам содержания и внедрения ФГОС |
||||||
2. |
http://fcior.edu.ru |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. |
Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Модули содержат тестовые задания, иллюстративный материал. В электронном учебном модуле использованы различные способы передачи знаний: анимированные модели, видео и аудиофрагменты, рисунки, тестовый и текстовый материал. |
Федеральный |
Информация размещена в 2011. |
Для углубленного изучения предметов по различным темам |
3. |
http://school-collection.edu.ru |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
В коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. |
Федеральный |
Размещение материалов 2006-2011 г. |
Для подготовки к различным учебным занятиям |
4. |
www.nisse.ru/business/article/article_859.html |
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства: Концепции развития законодательства в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации |
Информация приводится в текстовом формате без рисунков и гиперссылок. Содержит информацию о правовом регулировании разработки и применения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и основные направления совершенствования законодательства в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации |
Федеральный |
Информация размещена 20.08.2003. |
Для изучения правовых основ разработки и применения информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации |
5. |
http://shent-med.ucoz.ru/_.pdf |
Образовательные ресурсы сети Интернет |
На сайте приводится каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного и среднего (полного) общего образования, в котором приводятся как федеральные так и региональные образовательные ресурсы, ресурсы по предметам образовательной программы и рекомендацию по использованию приведенного каталога. |
Федеральный, региональный |
Информация размещена в 2006 г. |
В качестве справочного руководства по поиску информации |
Окончание табл. 1 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6. |
http://www.edu.ru |
Федеральный портал |
Включает ресурсы по уровням образования и предметным областям. Имеются: справочник электронных адресов организаций российского образования, информационные и аналитические материалы, образовательная статистика, государственные образовательные стандарты, фонды, конкурсы, конференции, семинары, программы и проекты дистанционного образования, обзор образовательных и развивающих CD и DVD. Возможен поиск по образовательным сайтам, каталогу образовательных интернет-ресурсов, рубрикаторам, в электронных библиотеках, электронных периодических изданиях общего и профессионального образования. |
Федеральный |
Размещение материалов 2002-2011 г. |
В качестве справочного руководства по поиску информации и подготовки к занятиям |
7. |
http://www.rg.ru/ 2011/03/16/ sanpin-dok.html |
Российская газета: документы |
Приводится постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» |
Федеральный |
Опубликовано 16 марта 2011 г. |
Для создания условий и организации обучения в общеобразовательных учреждениях |
Приведу конкретный пример грамотного построения занятий с использованием ЭОР http://www.fcior.edu.ru ресурсов, способствующих повышению качества обучения.
Тема «Классификация
химических реакций»
Базовый |
И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс», Москва «Русское слово», 2016. |
1. Цель урока:
– первичное усвоение изученных элементов содержания темы «Классификация химических реакций»;
– освоение приемов действия в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем,
– формирование умений работать в группе.
2. Задачи:
– обучающие: закрепить и расширить представление учащихся о многообразии химических реакций; сформировать понятия об обратимых и необратимых реакциях;
– развивающие: формировать у учащихся умения систематизировать, обобщать знания о классификации химических реакций, а также выработать умение характеризовать химические реакции, используя различные признаки; развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы.
– воспитательные: развивать эмоционально-положительное отношение к изучению химии.
10. Тип урока: закрепление новых знаний и формирование умений и навыков; урок-семинар.
11. Формы работы учащихся: фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
13. План урока:
1. Мотивация деятельности.
2. Выполнение заданий по развитию умений классифицировать химические реакции.
3. Подведение итогов. Анализ выполнения тестовых заданий.
14. Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Вступительная часть (7 мин.)
3. Основная часть (30 мин.)
– Актуализация опорных знаний.
– Закрепление знаний и формирование умений и навыков.
– Тест.
4. Заключительная часть. Подведение итогов урока (3 мин.)
5. Домашнее задание (3 мин.)
Структура и ход урока
Таблица 2
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Содержание. |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятель ность учеников |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Организационный момент. |
2 мин. |
||||
2 |
Вступительная часть. |
1. Извержение вулкана |
Рассказ учителя, беседа. Модуль И-типа. |
Демонстрация отрывков, видеосюжетов, комментарии. |
Воспринимают информа цию. |
7 мин. |
2. «Фараоно вые драконы» |
||||||
3. Мгновенное скисание молока |
||||||
3 |
Основная часть. |
|||||
Актуализация |
Рассказ учителя, беседа И-типа. |
Рассказывает о классификации химических реакций в повседневной жизни, задают вопросы об этих примерах. |
Воспринимают информа цию, сообщенную учителем, отвечают на вопросы учителя. |
30 мин. |
||
Формулирование вопросов учащимися. |
Вопросы учеников. |
Отвечает на вопросы учащихся. |
Задают вопросы учителю подготовленные дома. |
|||
Ответы учащихся |
4. Информацион ный ЭОР. Классификация химических реакций. Модуль И1. |
Вопросы учителя. |
Задает вопросы учащимся на основе информацион ный ЭОР |
Отвечают на вопросы учителя |
||
Формирование умений |
5. Практический ЭОР. Признаки химических реакций. Модуль П1. 6. Реакция соединения. Модуль П2. 7. Реакция разложения. Модуль П3. 8. Реакция замещения. Модуль П4. 9. Реакция обмена. Модуль П5. |
Модуль П-типа |
Задает вопросы учащимся на основе практического ЭОР. |
Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию |
Окончание табл. 2 |
||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
Выполнение заданий учащимися |
Практический ЭОР. 10.Тренажер. Классификация химических реакций. Модуль П6.(возможно затруднение, обратить внимание) |
Модуль П-типа |
Анализирует результаты выполнения учащимися |
Выполняют задания, закрепляют по средствам практического модуля при повторении частичных выводов |
||
Формулирование контрольных заданий теста |
Контрольный ЭОР. 11. Тест. Обобщение понятий о химических реакциях. Их классификация. Модуль К1. |
Модули К-типа |
Определяет контрольные ЭУМ |
Знакомятся с заданиями |
||
Выполнение учащимися контрольных заданий теста |
Контрольный ЭОР |
Модули К-типа |
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
Выполняют задания (повторение и примене ние получен ных знаний для решения заданий) |
||
4 |
Формулирование выводов урока |
Выводы по уроку |
Формулирует выводы |
Фиксируют выводы |
3 мин |
|
5 |
Домашнее задание |
П.19, Задача 1-4, Н.р. II, в.20.(5,7) |
Задает задание |
Фиксируют задание |
3 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Классификация химических реакций
Таблица 3
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Извержение вулкана. Пример реакции разложения. |
Информационный |
видеофрагмент |
http://video.mail.ru/mail/angelcheva-elena/33/26.html |
2 |
Фараоновые драконы. Интересная химическая реакция. |
Информационный |
видеофрагмент |
http://www.youtube.com/watch?v=yN9pioJWTk0 |
3 |
Мгновенное скисание молока. Реакция обмена. |
Информационный И1. |
видеофрагмент |
http://www.youtube.com/watch?v=yiU7c1L5-LY |
4 |
Классификация химических реакций |
Информационный |
Видеофрагмент с интерактивной схемой 6 слайдов. |
http://fcior.edu.ru/card/14477/klassifikaciya-himicheskih-reakciy.html |
5 |
Признаки химических реакций |
Практический П1. |
Видеофрагмент, модель опытов |
http://fcior.edu.ru/card/11363/laboratornaya-rabota-priznaki-himicheskih-reakciy.html |
6 |
Реакция соединения Взаимодействие меди с кислородом. |
Практический П2. |
Видеофрагмент лабораторной работы. |
http://fcior.edu.ru/card/3675/reakcii-soedineniya.html |
7 |
Реакция разложения гидроксида меди(II) при нагревании |
Практический П3 |
Видеофрагмент лабораторной работы. |
http://fcior.edu.ru/card/5534/reakcii-razlozheniya.html |
8 |
Реакция замещения. Взаимодействие цинка с серной кислотой |
Практический П4 |
Видеофрагмент лабораторной работы. |
http://fcior.edu.ru/card/6012/laboratornaya-rabota-vzaimodeystvie-cinka-s-sernoy-kislotoy-reakciya-zamesheniya.html |
9 |
Реакция обмена. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. |
Практический П5 |
Видеофрагмент опыта. |
http://www.youtube.com/watch?v=1t3GaPKH6jE |
10 |
Тренажер. Классификация химических реакций |
Практический П6 |
Видеофрагмент тренажера |
http://fcior.edu.ru/card/8949/trenazher-klassifikaciya-himicheskih-reakciy.html |
11 |
Тесты по теме «Обобщение понятий о химических реакциях. Их классификация » |
Контрольный К1 |
Тест |
http://fcior.edu.ru/card/11828/testy-po-teme-obobshenie-ponyatiy-o-himicheskih-reakciyah-ih-klassifikaciya.html |
12 |
Тест по теме «Реакция соединения» (неудачный пример ЭОР, не используем) |
Контрольный К2 |
Тест |
http://fcior.edu.ru/card/5373/testy-po-teme-reakcii-soedineniya.html |
В заключение хотелось бы отметить, что, эффективное внедрение ЭОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания. Использование ЭОР в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор, как педагогов, так и учеников, способствует обмену мнениями и опытом
с коллегами.