«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи)
Актуальность работы
Гражданско-патриотическое воспитание школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
Цель работы – показать, как в ходе проектной и исследовательской деятельности формируется гражданско-патриотическое сознание.
Задачи:
– обосновать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников;
– показать эффективность проектной и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании школьников.
1. Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка и литературы, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
– работать с проблемами;
– анализировать данные, ситуацию;
– самоопределяться, осуществлять выбор;
– формулировать замысел своего действия;
– фантазировать, мечтать;
– планировать работу;
– работать в группе;
– оценивать свою работу.
1.1. Метод проектов
Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом. Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения .
Цели проектного обучения:
- Развивать у школьников:
– исследовательские умения;
– умение творчески подходить к способу подачи материала;
– командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать.
- Научить:
– самостоятельному, критическому мышлению;
– принимать самостоятельные аргументированные решения;
– размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.
- Способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Задачи проектной деятельности.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другим.
Каждый проект реализуется поэтапно.
1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.
2 этап – организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого и др.).
4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).
5 этап – презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).
Практическая часть
Проект «Судьба и Родина едины» – долгосрочный, рассчитанный на 1 год.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего детства, имеют огромное значение на протяжении всей жизни и составляют основу гражданского поведения человека.
Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи, дому, семейным традициям, взаимоотношениям в семье.
В преддверии 72-летия Великой Победы родилась идея создания проекта «Мои родственники в годы войны», который включил в себя поисковую работу по сбору информации о своих предках – прабабушках и прадедушках, участниках войны или тружениках тыла, проведение Урока Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто».
План реализации проекта
1 |
Классный час «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?» |
октябрь |
2 |
Сбор информации учащимися о героическом прошлом своих близких. |
Ноябрь-декабрь |
3 |
Чтение книг о Великой Отечественной войне. Презентация прочитанной книги. |
Январь-февраль |
6 |
Библиотечный час «Дети – участники войны» |
март |
8 |
Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто!» |
май |
Аслезов Никита, 6 б
Однажды я был в гостях у моей бабушки. В то время она недавно приводила в порядок ящики с книгами, бумагами и различными документами. И тут на глаза попался старый альбом с фотографиями. Бабушка посоветовала мне заглянуть в него. Я очень любопытный, поэтому сразу же схватил находку. Мне стало очень интересно узнать о своих ближних родственниках.
Альбом оказался очень толстым и тяжёлым. Мне показалось, что его вес не менее 4 кг. В нём было очень много фотографий.
Мне особенно запомнился фотоснимок, где моя бабушка была совсем маленькая. Там она была со своими родителями и бабушкой. Я начал расспрашивать её о том дне и о тех кто на фотокарточке. Она сказала, что была совсем маленькая и не помнит момент фотографирования, но прекрасно помнит своего отца и очень гордится им, так как он был очень хорошим папой и храбрым солдатом. Его имя Бедринский Виктор Степанович. У меня сразу появилось миллион вопросов. Бабушка продолжила рассказ. Оказалось, что мой прадед был командиром пулеметного расчета в Красной Армии, участвовал во многих сражениях. Например: освобождение Варшавы, оборона Москвы, битва за Берлин. Он дважды получал ранение и был госпитализирован, но как только выздоравливал, сразу же отправлялся на фронт. Например: В 1942 году во время боя был контужен в голову и отправлен в госпиталь. После этого он опять вернулся на фронт. В 1943 г. опять было сквозное ранение в живот и снова возвращение на фронт. Его уважали товарищи на фронте и хвалили командиры за его храбрость и доброту.
А я не видел деда,
он не пришёл с войны.
Зато была победа
и слёзы той весны.
На память только фото,
и старая тетрадь.
Теперь моя работа –
Россию защищать.
Е. Долгих
Цель работы: Исследование роли моего прадеда в Великой Отечественной войне, изучение его судьбы,судьбы его родственников.
В своём исследовании я поставил задачи:
1. собрать сведения о участнике Великой Отечественной войны – Бедринского Виктора Степановича, его жене и дочери.
2. познакомиться документами; поработать с архивом;
3. рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным лицам.
Гипотеза исследования: мой прадед был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внёс посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Судьба моих родственников.
Предмет исследования: Судьба фронтовика и его родственников, их вклад в победу над фашисткой Германией.
Методы исследования: изучение семейного архива, работа с архивом «ОБД – Мемориал» анализ и обобщение собранной информации.
Дорогая сердцу находка
Столь неожиданное открытие о моем прадеде, подтолкнуло меня к написанию работы о его участии в Великой Отечественной Войне. Для этого понадобилось изучить множество старых записей, которые я упорно искал в бабушкином доме. Однажды, в кладовке в их старом доме, я нашел старую, помятую, пыльную тетрадь. Бабушка была очень удивлена и обрадована, так как сама не могла найти её вот уже 10 лет. В ней она собирала и хранила все письма с фронта и записи моего прадеда после войны. Мы обнаружили и копии наградных листов, которые объясняли в каких сражениях учавствовал прадед, и за что он получил медали и ордена. Я не мог упустить такой шанс и, конечно же, взял их для своего исследования. На первом клочке бумаги был неполный текст наградного листа. Однако, для начала работы мне хватило этого материала.
Как прадед оказался на фронте.
Мне удалось узнать, что он родился в деревне Новая, Кстовского района, Горьковской (ныне Нижегородской) области в крестьянской семье. Был русским. Окончил неполную среднюю школу в селе Мокрое Кстовского района и поступил в пулемётное училище в г. Горький.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт его взяли не сразу. Их, молодых ребят, доучивали очень быстрым темпом в училище. И в конце 1941 года, присвоив ему звание младшего лейтенанта, отправили на фронт. В поезде он и молодые ребята были горячи и рвались в бой.
Награды
Орден Славы III степени
Свой первый орден он получил во время ожесточенных боев в районе г.Прага. Во время прорыва долговременной обороны противника, он первым ворвался в окопы противника и уничтожил несколько немцев. Однако, немцы оказали жестокое сопротивление, и наступление осталных было остановлено огнем трех станковых пулеметов фашистов. Прадед остался с несколькими товарищами во вражесих окопах среди гитлеровцев. Он принял решение уничтожить огневые точки, чтобы помочь нашим соладам продолжить наступление. Имея несколько человек и автоматы, они захватили три траншеи и уничтожили три пулеметных расчета врага. Однако во время уничтожения третьей огневой точки, он был тяжело ранен в голову. Но Бедринский не покинул бой, а продолжал командовать своим отрядом. Благодаря их действиям была прорвана оборона противника, и наши войска продолжили наступление. А прадеда отправили в госпиталь на поправку.
Орден Красной Звезды
После возвращения из госпиталя его часть вела бои под Варшавой, в районе деревни Стара. Шел 1945 год. Новый орден он получил за операцию прорыва, где командовал пулеметным расчетом.Его задача была поддержать наступление с правого фланга. Однако, немцы направили в его сторону основной огонь для подавления его орудия. Все солдаты его отделения были убиты. Он остался один и контуженный. Наступление вот-вот должно было провалится, но мой прадед нашел в себе силы и сам залег за пулемет и начал вести прицельный огонь по ближайшим траншеям врага. Благодаря его силе и самоотверженности красноармейцы успешно захватили деревню, а моего прадеде наградили Орденом Красной Звезды.
Орден Александра Невского
В самом конце войны мой прадед снова отличился. Это была операция по ликвидации Альткюстринхенского плацдарма на правом берегу реки Одер. Он первым пошел в атаку, командуя своим пулеметным расчетом, первым ворвался во вражеские траншеи и уничтожил до 20 гитлеровцев.
Подвиг (27.03.1945)
После боя к прадеду подошел его командир.Он был удивлён смелостью моего деда. Прадед вспоминал: «Командир много раз хвалил меня и говорил, что я лучше всех. Он даже сказал: «Учитесь, вот так надо воевать!»» Это даже отражено в наградном листе, где написано: «Проявил себя смелым, отважным и мужественным командиром.» Но бабушка рассказала, что когда дома он вспоминал об этом случае, то говорил, что во время боя он ничего не чувствовал, а было страшно только потом, когда осознал каким чудом он остался жив и победил. И от этого становилось ему радостно, что жизнь продолжается.
Родные люди
Рядом с прадедушкой всегда была моя прабабушка – Татьяна Матвеевна. Её судьба тоже интересна. Во время Великой Отечественной войны она была тружеником тыла.
Когда началась война, и все мужчины ушли на фронт,прабабушка понимала,что её помощь – это труд. Она, как и многие женщины, выполняла самую тяжелую работу. В ее обязанности входило: уход за скотом и перевозка сена на лошадях. Ей приходилось пахать землю, чистить дороги. Прабабушке было очень трудно. У нее постоянно болели руки и спина.
Это были самые сложные и голодные годы. Все овощи, собранные с полей, увозили на фронт. Женщины оставляли себе минимум продуктов. Ожидание и страх за тех, кто был на фронте, не покидали мою прабабушку.
Прабабушка – ветеран труда. На одной из ее полок хранится медаль за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Я горжусь своей прабабушкой. Без таких женщин, как моя прабабушка, не было бы Победы!
Моя Бабушка
Также на фотографии мы видим девочку и бабушку – это моя бабушка Люда и прапрабабушка Антонина Васильевна.
Моя прапрабабушка, как рассказывала баба Люда, была очень интересный человек. Она окончила педагогическое училище и стала работать учительницей. Она ни разу не изменила своей профессии: учитель начальных классов. Более сорока лет прапрабабушка была окружена пытливыми девчонками и мальчишками и всегда относилась к ним с пониманием и любовью. У неё не было нелюбимых учеников. И в ответ на это она была их любимой учительницей.
Всю эту любовь к учёбе она привила моей бабушке. В детстве бабушка Люда очень любила математику и всё что с ней связано. Она получила высшее экономическое образование и устроилась на работу бухгалтером. Ей очень нравилась работа со сложными числами и задачами. Ей много раз удавалось попасть на доску почёта, она считалась очень ценным сотрудником.
Сейчас моя бабушка уже не работает. Все мы стараемся сделать её жизнь интересной и уютной. И она с удовольствием участвует в наших делах. Летом мы вместе ездим на дачу и на речку, ходим в лес за грибами. Зимой вместе гуляем, ходим на концерты и выставки.
Бабушка Люда говорит, что ее мама очень не любила вспоминать о войне. «Дай, Бог, чтобы вам не довелось в своей жизни испытать такое», – говорила она ей.
Это прекрасно, что я могу разговаривать со своей бабушкой, слушать её рассказы о прошлом. Я обязательно расскажу о своем прадеде и пробабушке своим детям. Думаю, мы должны учиться у этих людей верить в лучшее, ценить и любить жизнь, с благоговением относиться к тому, что даёт нам судьба, с честью проходить все испытания. Как бы ни было порой нам плохо, обидно и досадно, обернёмся назад, посмотрим на судьбы наших прабабушек и прадедушек… и поймём, что все наши неудачи легко побеждаются, обиды забываются, а мы становимся сильнее духом.
Заключение
Проведя свои исследования и собрав достаточно данных о своем прадеде, я решил показать это все бабушке. Спустя две недели я приехал к ней и за чаем все показал.Она очень внимательно читала и изучала. Где-то ей пришлось сделать пометки, где-то исправления. Бабушка была очень довольна, но в конце сказала мне, что исследование будет неполным без записок деда и его размышлениях о конце войны. Она принесла их мне, где он рассказывал, что чувствовал после захвата Берлина и объявления победы. Ему было трудно поверить, что война закончилась, так как все к ней привыкли. Но это было таким ожидаемым событием, что он и его товарищи веселились и радовались как малые дети. Прадед понимал, что он счастливый человек, что скоро увидит свою семью и дочку. Не многим удавалось выжить в той войне, а при этом еще получить и три ордена – единицам.
Мой прадед был частью той войны и той великой Победы. Я не могу без гордости читать его наградные листы, где за каждым словом и строчкой: ужас, кровь, мужество, смелость, героизм, вера в победу и любовь к Родине. Благодаря, таким как мой прадед и была возможна победа. Благодаря тем, кто не жалея себя, первым рвался в атаку, первым прыгал во вражеский окоп. Мне есть кем гордиться и быть на кого похожим – это мой прадед!
Свою работу хочу закончить небольшим отрывком из записок прадеда о пос-дних днях войны:
«Потом была дорога на Польшу. Восемь месяцев длились бои за Польшу и ее столицу Варшаву. 3 февраля с боями вышли к Одеру. За форсирование Одера получил орден Александра Невского. Мне выпала доля участвовать во взятии Берлина, там победу встретил. День Победы встречали всеобщим ликованием. Салюты давали со всего имеющегося оружия. А вот свою подпись на рейхстаге не поставил – ставить некуда было. Бойцы аж под куполом все исписали.»
Приказ о награждении
Приказ о награждении
Проект «Письмо любимому писателю», посвящённый 150-летию М. Горькому-долгосрочный, рассчитанный на 1 год
Цель проекта: пропаганда и популяризация творчества М. Горького.
Задачи:
образовательная: обучение детей процессу нешаблонного понимания и осмысления творчества писателя.
воспитательная: воспитание чувства любви к русской литературе, гордости за свою страну,за людей,которых знает весь мир.
развивающая: развитие речевой культуры и интереса к творчеству писателя.
В 2018 году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя ХХ века Максима Горького. Президент РФ Владимир Путин 13 июля 2015 года подписал указ о праздновании в 2018 году юбилея писателя, учитывая его выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру.
Максим Горький – литературный псевдоним русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Горький – один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии.
План реализации проекта
1 |
Классный час «Биография М. Горького» |
октябрь |
2 |
Сбор информации учащимися о горьковских местах в Н. Новгороде. Презентация «Виртуальная экскурсия по Н. Новгороду» |
Ноябрь-декабрь |
3 |
Чтение повести «Детство».Презентация прочитанной книги. Написание сочинений «Письмо писателю». |
Январь |
6 |
Библиотечный час «М. Горький и В. Короленко» |
март |
8 |
Экскурсия в домик Каширина. |
май |
Миронова Варя, 7 д
Сегодня мне приснился сон: иду я по лугу, трава высокая, зеленая, где жесткая, а где мягкая. И запах такой, что голова кругом идет. Лето. Август. Воздух наполнен теплом и пением птиц, жужжанием насекомых и песнями кузнечиков. И ни о чем не думается, разве что только о хорошем и о теплой воде в Волге...
Вдруг, внезапно, слышу я, как кто-то окликнул меня: «Эй, маленькая красавица!». Оглянулась я и увидела пожилого человека, вернее дедушку. Тот сидел в тени на пригорке, под старой и ветвистой сосной. Большая соломенная шляпа лежала рядом, дедушка вытирал большим белым носовым платком пышные усы и мокрый от пота лоб. «И куда это ты так спешишь?»- спросил он меня, улыбаясь лукаво, и его усы улыбались вместе с ним. Я не испугалась его, а, наоборот, мне показался он знакомым. «Матушка просила зверобоя набрать. На зиму засушим и потом чай пить будем», – ответила я, оставаясь на месте. «На берегу реки он как-то по-особенному растет».»Это хорошо, травы – это здоровье», – ответил дедушка уже более серьезно. «Ты, как я посмотрю, матушке помогаешь? Молодец!» Вдруг он замолк на минуту и задумался, а потом сказал: «Знавал и я одного мальчика, который тоже маме помогал, как мог. Тяжело ему было: отец у него умер, а отчим его постоянно всем недоволен был и недовольство свое на мальчике и на маме его вымещал. Но мальчуган ничего, крепким малым был».»Бедный мальчик», – сказала я, вздохнув тяжело. И в следующий момент, мне вдруг стало очень обидно за мальчика. Я решительно подошла ближе к дедушке. «Так почему же вы не помогали ему, если вы его хорошо знали? Ведь мы же должны помогать людям, особенно детям, особенно таким, кто в беду попадает», – выпалила я. «Ишь ты, какая бойкая! Тоже за справедливость?», – спросил он уже совсем не улыбаясь. «Я ему помогал, но по-своему, по-особенному. Я верил в него, что у него все будет хорошо, говорил ему об этом каждый день. Говорил ему, что он мужчина, пусть пока еще маленький, но все же мужчина. А настоящие мужчины трудностей не боятся. Они закаляют, делают наш мужской характер сильнее. Испытаний может быть много: смерть ли близкого человека – отца или брата, неприятности ли в школе, когда тебя обзывают и называют нищим и оборванцем, и много чего еще в жизни бывает. Но надо помнить, это дается не просто так, а лишь с одной целью – сделать тебя сильнее и научить выживать в этом сложном окружающем мире. И о других не забывать. Это тоже важно»,- уже более мягко сказал дедушка.
«Скажите, а как звали того мальчика, и жив ли он сейчас»,- почти со слезами спросила я.
«Алеша», – ответил он, вздохнув полной грудью. «И у него сейчас все хорошо. Это я точно знаю.»
«Алексей Макси-мо-вич», – раздалось где-то протяжно вдали. Как будто искали кого-то. Дедушка повернул голову в ту сторону, откуда доносился крик, прислушиваясь. Крик повторился снова, но уже ближе.
«Это, похоже, меня кличут. Пора мне. Пароход тут ненадолго пристал к берегу. Я решил сойти и один побыть. Хорошо тут на Волге у вас. Но, делать нечего, пора опять отплывать. Да и у меня, вот такие же, как и ты, внучки на теплоходе остались – Марфуша и Дарьюшка. Ждут меня, небось, уже. Да и тебя матушка, наверное, уже заждалась.» Дедушка поднялся с пригорка, я вслед за ним. Он, как будто бы, что-то еще хотел сказать мне на прощанье, но лишь помахал мне вслед своей большой соломенной шляпой.
Что за сон такой удивительный? Вроде бы и во сне все происходило, но как наяву. Где-то я уже видела этого дедушку, и усы эти смешные, и шляпу...! Смешного и делового, строгого и доброго одновременно. И мальчика, его знакомого, я откуда-то знаю. Казалось, и я с ним была давно знакома; с его жизнью, его бедами и маленькими радостями...
Мысли исчезли со звонкой мелодией будильника. 7 утра. Пора вставать. Первым был урок литературы, на столе лежала книга Максима Горького «Детство».....
На уроках литературы я много узнала о жизни писателя в нашем городе. Особенно много связано было у Максима Горького с домом на улице Ильинской. Строки пришли сами собой:
Алексей Максимович Горький.
Каждый знает его с малых лет.
Настоящим он был мудрым стойким,
свой оставил нам книжный завет.
Жизнь писателя с трудной судьбою:
детство, отрочество, юность – в борьбе,
но всегда он вел всех за собою,
своим личным примером в труде.
Много памятных мест в Нижнем Новгороде,
где писатель наш жил и творил:
Ковалиха, Звездинка, Ильинская -
капля в море, что связана с ним.
И за каждым тут местом событие:
день, иль месяц, а может быть год.
Радость, горе и боль без прикрытия,
все мы знаем теперь наперед.
Но особенно день один помнится.
Вспоминаю его я всегда,
проходя по Ильинской, по улице,
шестьдесят восемь под литерой «а».
Представляется вечер с лампадою,
в доме каменном в два этажа,
майский воздух наполнен прохладою,
Пешков пишет, сидя у стола..
Строки, строчки и мысли все в повести:
«Про «Гордеева Фомку» писать
надо так, чтобы было по совести.
Чтобы было что всем почитать!..»
Но внезапно все мысли те прерваны,
стук в окно, лай собак у ворот..
Крик жандармов: «Вперед, вы задержаны.
И в Тифлисе тюрьма тебя ждет!»
Представляю, и сердце колотится..
Сколько ж надо отваги иметь,
чтоб достойно с угрозою встретиться
и жандармам в глаза посмотреть..
Один день может многое нам открыть,
жизнь с другой стороны показать...
В жизни Горького, так вот случилось быть,
один день мог бы годом тюремным стать..
Но я знаю, того не случилося,
вышел Горький с победой в конце-
закаленный, уверенный, с силою,
с верой в правду и волей к борьбе!
Один день тот из жизни писателя
может многому нас научить:
верить в силы свои и Создателя,
стойким быть и с душою творить!
Графова Настя, 7 в
Здравствуйте, Алексей Максимович!
Со словами признательности и благодарности обращается к Вам ученица 7 класса Графова Настя. Я школьница 21 века, поэтому пишу письмо в прошлое, далёкое время. Многое хочется сказать, многое поведать, поделиться своими мнениями и взглядами. Хотя Вас давно нет, живы Ваши книги, они увлекательны и интересны. Я родилась в Нижнем Новгороде. Мы земляки. С 1932 года город назывался Горький. В 1990 году было возвращено историческое название, но нижегородцы не забывают Вас, ведь Нижний Новгород – это малая родина, здесь Вы родились, здесь прошли детство и юность, началась творческая, общественная и политическая деятельность.
Для нас Вы не просто один из известных русских писателей, Ваша жизнь – часть истории Нижнего Новгорода. Мы с особой теплотой изучаем биографию, творчество, памятные места.
Знакомство с творчеством началось давно, а летом этого года я прочитала повесть «Детство». Из произведения узнала, что основана она на реальных фактах биографии. Главный герой повести – Алеша Пешков. События передаются очень подробно. Думаю это важно, ведь каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Детство стало настоящей школой жизни.
Читая повесть, я задумалась, почему Вы так подробно рассказываете о всех страданиях маленького человека? Наверное, чтобы, став взрослым, он сочувствовал и помогал людям ,попавшим в беду.
Особенно заполнился образ бабушки. Акулина Ивановна Каширина – это луч света: ласковая, добрая, мудрая, готовая прийти на помощь, поддержать. Очень проникновенно Вы говорите о глазах бабушки, которые как бы «светились изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». А когда она улыбалась, этот свет становился невыразимо приятным. Подчёркиваете, что именно она оказала огромное влияние на формирование характера Алеши, его восприятие окружающего мира, отношение к людям. И он вырос честным, добрым, милосердным, жизнелюбивым и стойким к трудностям. Мне очень понятны, Алексей Максимович, слова благодарности уже взрослого человека, зрелого писателя, своей бабушке, Акулине Ивановне: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
Хочу поделиться радостью: в моей жизни тоже есть такой удивительный человек, моя бабушка, Рида Хамисовна. Она всегда поможет, даст правильный совет ,просто скажет ласковое слово, и сразу станет легче. Бабушка-врач, она лечит детей, у неё любящее сердце и добрые руки.
Дорогой Алексей Максимович! Я знаю, что Вы очень любили г. Нижний Новгород и нижегородцев и не раз писали: «Люблю нижегородцев, – хороший народ!», «Я рад, что живу здесь». Прошло много времени, изменился родной город. Нижегородцы берегут и охраняют всё, что связано с Вашим именем. Сохранились почти все дома, где жили в разное время. Представляете, в городе остался тот дом № 33 на улице Ковалихинской, где жило семейство деда Каширина и где родились Вы в деревянном флигеле.
Конечно же, самым интересным для меня является дом-музей «Домик Каширина». Он как живая иллюстрация к повести «Детство». Музей был открыт в 1938 году. Инициатор и автор создания – Федор Павлович Хитровский, великолепный знаток быта старого Нижнего Новгорода, краевед, журналист, работавший в былые годы вместе с Вами в газете «Нижегородский листок». Он и стал первым директором музея.
Я с родителями и классом не раз ходила на экскурсию в дом Вашего детства .Там воспроизведена подлинная обстановка. Сразу попадаешь в кухню, здесь стоит большой обеденный стол, накрытый скатертью, вдоль стены – большая белая печь, иконы в углу. Сразу представляешь картину вечернего чаепития большой семьи. Напротив – деревянная скамья, на которой дед Василий частенько порол своих внуков, а около печи под рукомойником я заметила розги. Кажется, что сейчас покажется дед и скажет: «Ну что, кто следующий?»
Запомнилась комната бабушки. Она самая маленькая и уютная в доме. Вдоль стены – широкая кровать с пуховой периной, сверху – гора подушек в белых наволочках. За кроватью, в углу – большой деревянный сундук. Думаю, что именно здесь не раз спасался мальчик от многих жестоких обид и истязаний, часами, как зачарованный, слушал чудесные сказки и рассказы.
Через сени можно выйти во двор, где находятся хозяйственные постройки: красильня, амбар и каретник. И до сих пор сохранился тот знаменитый крест, который придавил Ваню Цыганка.
Этот неказистый старинный домик является неотъемлемой частью современного Нижнего Новгорода. Тысячи нижегородцев и гостей города его посещают. Осознание того, что именно здесь жил великий писатель, делает это место особенно интересным для всех.
Алексей Максимович, Вы даже не представляете, как изменилась окраина города ,где располагались болота и овраги, квакали лягушки, пахло тиной и камышом.
Сейчас здесь красивейшая площадь, одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода, она носит Ваше имя. Сегодня ни один турист не обойдет стороной эту величественную площадь.
К историческому проекту приложил руку русский архитектор ХIХ века, Георг Иванович Кизеветтер. Овраги засыпали, болота осушили, и в 1842 году были определены границы застройки. Площадь по-разному называлась, а в 1950 году она получила современное название – площадь имени Максима Горького. Её украшением является сквер, в котором было посажено более пятидесяти видов деревьев, привезенных из тех мест, где когда-либо Вы побывали. Там же установлен памятник. Он высотой 14 метров, смотрится основательно, очень хорошо виден со всех сторон. Вы изображены на нём молодым, в период жизни в родном городе, когда создавалась знаменитая «Песня о Буревестнике», стоите, распрямившись, заложив руки за спину. Плащ, наброшенный на плечи, как будто шевелит ветер, взгляд устремлён вперед! Мне кажется, Вы размышляете о будущем России, о её молодом поколении. Когда находишься рядом с памятником, невольно вспоминаются строки из «Песни о Буревестнике»: «Между тучами и морем гордо реет Буревестник» и «…в смелом крике птицы – жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе…».
По дизайн-проекту благоустройства на 2018-2022 годы, разработанному архитектурной мастерской Сергея Туманина, площадь Горького вскоре неузнаваемо изменится – расцветет и будет использоваться для проведения развлекательных мероприятий и спокойного отдыха нижегородцев. Площадь будет вымощена гранитом, будут посажены дополнительные аллеи, заменено освещение, установлены множество фонарей, скамеек, стенды с информацией о выдающихся нижегородцах. Изюминкой сквера станет большой красивый фонтан, как на Нижегородской ярмарке. У центрального входа останется архитектурная композиция «Я люблю Нижний Новгород», которая есть уже сегодня. Представляю, как будет интересно и красиво здесь!
Как бы мне хотелось, Алексей Максимович, чтобы случилось чудо, и Вы бы смогли увидеть родной Нижний Новгород. Думаю, что всё понравилось.
До свидания! С уважением ученица Графова Анастасия.
Кардынова Диана, 7 в
«История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, – человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живет века…»
Сердечный привет Вам, Алексей Максимович!
Хотела бы выразить свой восторг перед вашим талантом. Я родилась в том месте, где родились и выросли Вы. Вы родились в семье, где папа и мама жили в настоящей любви. Самое главное в жизни ребенка – жить в семье, где тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Я живу в замечательном месте со своей историей, своими шедеврами русской литературы. Ощущение красоты родной земли связано с любовью к Родине. Вы как художник, вносили свою красоту в русскую литературу на этой земле. Вы оставили после себя прекрасное – замечательные произведения, сделали нашу Родину и русский язык богаче и красивее.
Я прочитала Вашу повесть «Детство», где Вы рассказывали о суровой жизни в доме вашего дедушки. Я поняла, что из всего того, что Вы пережили, проживая с родственниками, вы сумели для себя найти свою дорогу жизни, нашли то, ради чего стоит жить, а именно бескорыстную любовь и доброту. Вы сумели с улыбкой смотреть в эту жизнь. Ваша бабушка, Акулина Ивановна, ваш верный друг, «самый понятный и близкий человек», заботилась о Вас. «Вся она темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». От нее Вы получили самые ценные жизненные уроки. Самые теплые и самые светлые воспоминания хранит Алеша о первом своем верном и надежном друге – бабушке. Человек богатой души, обладающий мудростью, которая свойственна русскому народу. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: «Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!» Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Поведение бабушки во время пожара отличается от реакции остальных, она, не задумываясь, бросается в горящий дом, чтобы вынести взрыва-опасную бутыль купоросного масла. Пожар был потушен, бабушка – получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. У Вас была замечательная бабушка.
В этом году, когда в нашем городе была «Ночь музеев», я со своими родителями посетила дом, где жила Ваша семья – домик Каширина. Вы не представляете, но там еще остался запах старины. Я испытала особое удовольствие, посетив это место, смогла окунуться в 1871 год и ощутить жизнь «маленького Алёши» в этом обычном домике. Я видела фотографию над диваном, парадный кафтан на вешалке у печи, русскую печь, два изразцовых подтопка и женское рукоделие. Всего в доме было пять комнат: кухня, комната Вашего деда, комната бабушки, комната Михаила, дяди Алёши, а ещё «рабочая» комнатка, где поселили Вас с мамой после приезда из Астрахани. Что скажете, хотели бы вернуться? Мне очень грустно спрашивать Вас об этом.
В вашу честь названа одна из главных площадей моего города – площадь Максима Горького. В самом центре стоит памятник, который производит величественное и грандиозное впечатление. Город гордится Вами! Мы помним!
Самые добрые и искренние слова в Ваш адрес!
Логунова Настя, 7 б
Здравствуйте, уважаемый Алексей Максимович!
Пишет Вам Логунова Анастасия, ученица 7 «б» класса школы № 102 города Нижнего Новгорода.
Сегодня, прогуливаясь по родному городу, который когда-то назывался в Вашу честь, я решила написать Вам письмо. Мне очень нравится Ваше творчество, хотя я знакома не со всеми Вашими произведениями. Большое впечатление произвела на меня Ваша повесть «Детство», которую я прочитала этим летом. Мне очень понравился образ Алеши. Несмотря на все, что происходило вокруг него, он оставался добрым и справедливым мальчиком. Особо мне запомнился образ бабушки Алеши. Если смотреть на бабушку глазами Алеши, то она поистине свет в окне, сердце мира, чуть ли не земная богородица. И это понятно. Бабушка для Алеши, если можно так выразиться, первое и даже единственное «теплое» место, которого коснулась его детская, но уже навек травмированная душа. Это даже не любовь, а просто спасение в холодном жестоком мире. С первых мгновений более или менее отчетливого детского самосознания вокруг него трупы, трупы и трупы. Холод, холод и холод. Мертвый отец в гробу. Мертвый младший брат. И даже мать, хотя и живая, выглядит как мертвая на корабле из Астрахани в Нижний: «Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она всё молчит, мать. Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, – вся она мощная и твердая…».Одно из самых первых жизненных впечатлений маленького Алеши: «В полутемной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног сфанно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на фудь, тоже кривые; его веселые глаза плотно прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами». «Второй оттиск в памяти моей – дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земли и смотрю в яму, куда опустили гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, – две уже взобрались на желтую крышку гроба. У могилы – я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает теплый дождь, мелкий, как бисер. «Зарывай», – сказал будочник, отходя прочь. Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка. Мужики, согнувшись, торопливо начали сбрасывать землю в могилу, захлюпала вода; спрыгнув с гроба, лягушки стали бросаться на стенки ямы, комья земли сшибали их на дно».
Эта добрая и сильная духом героиня Вашей повести напомнила мне мою бабушку. Она всегда окружает меня своей любовью и заботой. Я могу поделиться с ней своими секретами, а она всегда выслушает и даст совет. А ещё мы с бабушкой любим гулять по родному городу. Сегодня он называется Нижний Новгород. Но с 1932 по 1990 года он назывался в Вашу честь – Горький. В настоящее время в городе сохранился дом, где вы родились и провели своё детство. Теперь в нём расположен Ваш музей, и все нижегородцы и гости города могут увидеть дом, описанный в повести «Детство». Сам город сильно преобразился. На улице Арестантской, которая теперь является центром города и называется в Вашу честь – площадь Горького, находятся высотные дома и торговые центры. Тут же находится Ваш памятник. Теперь это место встреч и прогулок горожан. В городе открыт академический театр драмы, который носит Ваше имя и на сцене которого с большим успехом проходят спектакли, поставленные по Вашим произведениям.
В будущем я хочу ближе познакомиться с Вашим творчеством и уверена, что в Ваших произведениях я встречу много интересных героев.
Новикова Милена, 7 б
Здравствуйте, уважаемый Алексей Максимович!
Пишет Вам ученица 7 «Б» класса средней школы № 102 Новикова Милена. Как и Вы, я родилась в прекрасном городе Нижнем Новгороде, основанном в 1221 году и сыгравшем ключевую роль в сохранении российской государственности. Ваше имя известно не только нижегородцам, но и каждому жителю нашей великой страны и всему миру. Не случайно, что в 1932 году город был переименован в Вашу честь – Горький.
Выражая искреннюю признательность Вам и Вашему творчеству, хотелось бы отметить, что для нас Вы являетесь истинным патриотом, великим русским писателем, внесшим существенный вклад в дело единения России и отстаивания ее национальных интересов. Именно поэтому, все школьники нашей необъятной страны с удовольствием знакомятся с биографией Вашей семьи и изучают Ваши литературные произведения. Я также не являюсь исключением.
На уроках литературы я с удивлением для себя узнала, что Ваше настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. И мне стало интересно, что же Вас сподвигло на то, чтобы сменить фамилию? Ответ на этот вопрос я нашла в повести «Детство». До 3 лет Вы воспитывались, окруженные любовью и заботой самых близких и родных Вам людей – мамы Варвары Васильевны и папы Максима Савватьевича Пешковых. Но в один миг все изменилось. В силу тяжелых жизненных обстоятельств, Вы вынуждены были проживать вдали от своих родителей, в совершенно не привычных для Вас условиях. Многие вещи для Вас были просто не понятными и не объяснимыми. Приходилось терпеть бесконечные унижения и не заслуженные побои со стороны деда-домостроевца. Единственным «светом в окошке» в этом время для Вас была Ваша бабушка – Акулина Ивановна Каширина, ласковая, добрая и мудрая женщина, готовая всегда прийти на помощь и поддержать в трудную минуту. В самых сложных ситуациях она старалась Вас приободрить, пела Вам песенки, рассказывала сказки, при необходимости, лечила, чем могла. Нельзя не восхититься такой бабушкой. Признаюсь, моя бабушка также нежна и заботлива по отношении ко мне, что я также очень ценю.
Став в 1879 году сиротой, Вы в ущерб получению образования в 11 лет устраиваетесь на работу в обувной магазин. Интересно, смогла бы я в столь раннем возрасте так поступить? Не знаю. Меня в мои 13 лет обеспечивают мои родители, я учусь в школе, у меня есть светлый класс и новые учебники, в свободное от учебы время я занимаюсь эстетической гимнастикой. А Вы Алексей Максимович уже в 11 лет начали работать! Просто удивительно! В Вашей жизни было значительное количество трагических событий и испытаний. Вы узнали тяжелую жизнь безработных и нелегкий труд рабочих. Видимо именно поэтому, став писателем, Вы взяли себе псевдоним Горький. Вот, что значит, остаться в раннем детстве без родителей. Как же нам все-таки повезло, что мы все живем с папами и мамами, а у некоторых из нас есть еще бабушки и дедушки, которые холят нас и лелеют.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, Вы всегда тянулись к знаниям. Занимались самообразованием, читали книги, которые только попадутся под руку. Именно эти книги делали Вас сильным, открывали Вам неведанный мир и новые горизонты для творчества.
В марте 2018 года мы будем отмечать Ваш 150 летний юбилей, поэтому мне хочется немного рассказать о Вашей малой родине. В 1990 году городу вернули историческое название Нижний Новгород. Вы очень любили этот город и не раз писали: «Люблю нижегородцев. Хороший народ. Я рад, что здесь живу». Мы Вас также любим и гордимся тем, что мы с Вами земляки! Разумеется, у нас немало достопримечательностей, связанных с Вашим именем. Главная из них – это домик Каширина, расположенный по адресу: улица Почтовый Съезд, д. 21. Я неоднократно посещала его со своими родителями. Когда я пришла в этот дом в первый раз, неизгладимое впечатление на меня произвел, прежде всего, большой самовар. Видимо, именно этот самовар Ваша бабушка растапливала несколько раз в день, в нем всегда была горячая вода, а вечернее чаепитие традиционно превращалось в торжественный обряд! Площадь Горького преобразилась до неузнаваемости. Из простой окраины города, по которой ранее гоняли арестантов, она превратилась центральную улицу Нижнего Новгорода с множеством скверов и аллей, архитектурных построек различных стилей. А в центре площади установлен памятник в Ваше имя.
С уважением, теплом и благодарностью, Новикова Милена
Береснева Настя, 7 в
Дорогой Алексей Максимович!
Пишет Вам Береснева Анастасия из г.Нижнего Новгорода, ученица 7 «В» класса МАОУ СШ №102. Вы мой земляк, и я этим горжусь, наш город носил Ваше имя. Центральная улица и площадь города названы в Вашу честь. Все знают произведения, написанные великим писателем.
Особенно меня потрясла Ваша повесть «Детство». Жили Вы бедно, в школе учились плохо, смерть Вашего отца, ненависть отчима и мамина кончина – просто не укладывается в голове… Постоянный голод и лишения, тяжелая работа преподнесли Вам «хороший» урок знания жизни и внушили мечту о пересмотре образа жизни бедняков. И только бабушка Вас любила…
В повести Акулина Ивановна Каширина, несомненно, занимает центральное место. Она, как ангел-хранитель, оберегала внука, попавшего из дружной семьи в совершенно иной мир, наполненный завистью, жестокостью, взаимной враждой. Читая произведение, невольно задаешься вопросом о том, как бабушка, которая долгие годы провела в обстановке дома Кашириных, смогла сохранить в себе те лучшие человеческие качества, что даны были ей при рождении? Судьба никогда не баловала эту женщину, но всякий раз она находила в себе силы не просто жить по законам божьим, но и скрашивать тяготы окружавших ее людей. Мы узнаем о жизни Акулины Ивановны в основном из ее разговоров с Алешей: как она вместе с матерью-инвалидом до девяти лет просила милостыню, как научилась от нее чудесному искусству – плести кружева, как в четырнадцать лет ее выдали замуж за Каширина. Горькой была и ее дальнейшая жизнь. Родила восемнадцать детей, и только трое из них выжили. Да и те никогда не ладили друг с другом. Больно было глядеть бабушке, как насмерть бьются из-за наследства два ее сына. Не жалел жену и дед: даже в старости часто поколачивал. И хотя была героиня намного выше и сильнее его, крики и побои сносила молча. Считала: все, что случается с человеком, ему божьей волей прописано. Немалым испытанием стало и то, что перед смертью пришлось бабушке самой зарабатывать себе на кусок хлеба: дед распродал все имущество и оставил ее ни с чем. Я живу совсем по-другому. У меня любимая семья – мама, папа и братик. Бабушка с дедушкой души не чают во внуках, любят и обожают. И я их…
В прошлом году мы ходили в музей Вашего детства – дом деда В.В.Каширина. Там сохранилась старинная мебель, печь, ступа, самовар, утюг, сундук и другие предметы старины. Во дворе стоят сани, в которые запрягали лошадей и Вы ездили на них, а также красильная мастерская.
Сейчас на лошадях люди практически не ездят, их заменили автомобили. У нас таких вещей уже нет, все стало современным. Я думаю, что жить в Ваше время было очень трудно. Спасибо Вам за книги, которые Вы написали, они учат нас тому, как не должны люди жить на Земле. Спасибо Вам за правдивые картины жизни русского народа, Ваши произведения уникальны.
Искренне Ваша, Береснева Анастасия.
Заключение
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России, высокий уровень общей воспитанности учащихся. Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов.
Подводя итог, хочу отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно – нравственное воспитание.