Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗНАЧЕНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Суркова А.С. 1
1 11 класс, МОУ СОШ № 23
Васильцова О.Н. (г. Комсомольск-на-Амуре, МОУ СОШ № 23)
1. Акунов Вольфганг «Военно-духовные ордена Востока»,2012г, издательство «Вече».
2. Акунов Вольфганг «История военно-монашеских орденов Европы», 2012г, издательство «Вече».
3. Акунов Вольфганг «История Мальтийского ордена», 2012г, издательство «Вече».
4. Акунов Вольфганг «История Тевтонского ордена», 2012г, издательство «Вече».
5. Заборов М. А. «Византийский временник» том XXII.
6. Карсавин Л.П. «Монашество в средние века» М., 1912. С. 95.
7. Лозинский Г. «История Папства» М., 1986. С. 113.
8. Моноусова Екатерина «Полная история рыцарских орденов в одной книге».
9. Научно – информационный журнал «Биофайл», «История Тевтонского ордена».
10. Перлинов П. «Под сенью восьмиконечного креста» М., 1991. С. 57.
11. Печникова Р.Ю. «Духовно-рыцарские ордена в прошлом и настоящем» М., 1990. С. 190.
12. Рождение Империи – сайт писателя Сергея Шведова.
13. Сенкевич Г. «Крестоносцы» М., 1993. С. 56.
14. Смирнов В. «Средневековая Европа глазами современников и историков» М., 1994. С. 141.
15. Стрыгин А. «Заботы Великого Магистра». М., 1996. С. 90.
16. Стрыгин А. «Рыцарские марки» М., 1996. С. 30.
17. Хейзинга Й. «Осень средневековья» М., 1988. С. 90.
18. Хейзинга Й. «Хрестоматия по истории средних веков» М., 1953. С. 53.
19. Хейзинга Й. статья «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем средневековье».
20. Шустер Г. «История тайных союзов, обществ и орденов» М., 1996. С. 139.
21. Эйдельман Н.Я. «Грань веков» М., 1982. С. 100.

Тема, посвященная изучению духовно-рыцарских орденов, является одной из наиболее интересных и актуальных. Это связано со следующими обстоятельствами: жизнь и деятельность духовно-рыцарских орденов во многом овеяна тайнами и загадками, что указывает на недостаточную изученность этой темы, так же данная исследовательская работа связана с такими понятиями как: рыцарь, духовно – рыцарские ордена, церковная власть, крестовые походы, магистр ордена и т.д.

В 1999 году исполнилось 900 лет со дня основания первого рыцарского ордена («Орден госпитальеров»), который продолжает существовать и в современное время. Также, прошло больше 900 лет со времен первого Крестового похода. Эти даты вновь наполнили о всемирно известной эпопее, с давних времен привлекавшей к себе внимание, как ученых-историков, так и самые широкие общественные круги. И это не случайно. Крестоносное движение на Восток – яркая, хотя и весьма противоречивая страница в истории человечества. Не даром своеобразный юбилей первого крестового похода вызвал к себе неоднозначное отношение в научной среде. Ведь походы в Святую Землю – это не только блеск рыцарских доспехов и ратные подвиги бойцов, это еще боль, страдания и гибель десятков тысяч людей, уничтожение бесценных творений культуры.

Исследованием истории рыцарских орденов и Крестовых походов занимались не только иностранные ученые, но также и русские, но несмотря на большое внимание, уделенное рассмотрению этой темы, все же очень недостаточная источниковедческая база, которая пополняется и в наши дни.Особый интерес к этой теме русских ученых в последней трети XIXвека был вызван оживлением византиноведческих занятий. В основе активизации византиноведения лежали причины политического порядка, такие как: исполнилось 900-летие принятия хРистианства из Византии, активизация внешней политике и на Дальнем Востоке и другие. В наше время, интерес к изучению данной темы снова вырос.

История духовно-рыцарских орденов

Причины возникновения духовно-рыцарских орденов. История их возникновения, расцвета и упадка

Рыцарство и духовно-рыцарские ордена – возникли в результате церковной реформы, проводимой папой Григорием VII (1020 — 1085 г). В этот период рыцарство приобрело новое самосознание и новую идеологическую основу. По мнению папы-реформатора, воинское искусство рыцарей, профессиональных военных, которые до этого момента служили в основном королям и феодалам, должно было быть поставлено на службу «Правому» делу: защите хРистианской Европы, завоеванию Святой земли, защите Веры и паломников от насилия «неверных». Рыцари духовно-рыцарски орденов сильно отличались от своих предшественников, светских рыцарей. Если вторые в сражениях и воинах искали личную славу, богатство или благосклонность короля, то первые – служили Господу, следуя жёстким правилам и посвящали свою жизнь беззаветному служению своему Ордену, полностью отказавшись от личных желаний.

Конечно спорный вопрос, нужны ли такие жертвы, но факт остаётся фактом – это были одни из самых продвинутых и сильных людей и могущественных организаций, с которыми по десяткам важных критериев не может сравниться и близко современный человек, и даже порядочный политик.

Основные духовно-рыцарские ордена

Орден госпитальеров

Орден госпитальеров – больше известен как Мальтийский орден. Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Орден госпитальеров был основан во время первого крестового похода в 1099 году. Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

missing image file

Госпиталь Святого Иоанна Иерусалимского существовал задолго до начала 1-го крестового похода. Госпиталь был создан группой итальянских наемников из Амалфи в средине XI века для оказания помощи пилигримам. В госпитале миряне могли вести религиозную жизнь и одновременно лечить свои болезни. В конце XI века госпиталь возглавлял Жерар де Торн. В составе госпиталя имелись два отделения: мужское и женское. В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в орден, не без участия первого правителя Иерусалима Готфрида Бульонского. Готфрид не только посетил госпиталь, но и подарил иоаннитам деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Четверо рыцарей-крестоносцев из свиты короля – Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю, Гастус – добровольно остались у Жерара де Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев. Тогда же вошла в обиход для членов ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконечным крестом. Сначала члены ордена ухаживали за больными и ранеными, потом к их обязанностям добавилась охрана паломников, прибывавших в Палестину двумя путями – по суше через Малую Азию и Византию или по Средиземному морю. Для защиты паломников в орден стали принимать рыцарей.

Поначалу орден иоаннитов продолжал оставаться чисто медицинским учреждением, однако постепенно он брал на себя и охранные функции. К 1120 году орден сумел освободиться от опеки бенедиктинцев и превратился в самостоятельную религиозную организацию, которая взяла под контроль большинство госпиталей в Палестине. Первый орденский госпиталь в Европе был создан в 1122 году. Госпитальеры развивали в Европе и сеть снабжения, которой руководили командоры и байлифы. В их задачу входили сбор денег и вербовка солдат для Святой Земли. Исследователь средневекового монашества Л.П.Карсавин отмечал:

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма – рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом хРистианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками хРистианства против неверных и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, в ней нуждались, защита Гроба Господня от неверных вытекала из идеала хРистианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские ордена… Первые рыцарские ордена – три наиболее известных ордена Святой Земли и три испанских ордена – возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась... реальностью»

На печати ордена госпитальеров св. Иоанна был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах

missing image file

Задачей ордена стала самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов и османов, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземноморье. Отметим также независимость ордена с самого начала от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия. Римские папы постоянно давали привилегии иоаннитам, исключив их из подчинения местной, светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники ордена отчитывались только перед капитулом и великим магистром. В1143 г. папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой орден иоаннитов не подчинялся ни духовным ни светским властям – только непосредственно самому римскому папе. В 1153 г. папа Анастасий IV буллой разделил членов ордена на рыцарей, одевавшихся в красную полумонашескую-полувоенную одежду с черным плащем-накидкой, и оруженосцев. Дальнейшие привилегии предоставили ордену папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III, а папа Климент IV пРисвоил главе ордена титул: «Великого Магистра». «Мальтийскими» рыцари Суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского стали называться лишь со времени их появления на острове Мальта, это пребывание длилось недолго — всего 268 лет из почти 900-летней истории ордена госпитальеров.

Уже со времен Великого Магистра Раймонда де Пюи (ХII век) рыцарское братство госпитальеров стало известно под названием ордена святого Иоанна Иерусалимского, поскольку местом основания ордена был святой град Иерусалим, а небесным заступником и покровителем ордена — святой Пророк и Предтеча Господа Иисуса ХРиста Иоанн Креститель. 900 лет не сменялся девиз Ордена — «PRO FIDE» («За веру»).

К концу XII века орден госпитальеров контролировал обширные территории в Святой Земле и Европе. Милитаризация ордена значительно ускорилась в период, когда им последовательно управляли несколько магистров англо-норманского происхождения. Первым из этой династии был Жильбер де Ассайи, которого избрали в магистры в 1162 году. До своего избрания Ассайи был командором Тира. Последним англо-норманским магистром ордена стал Гранье Неаполитанский, принадлежащий к числу рыцарей Ричада Английского, участников Третьего крестового похода.

Этот поход начался в мае 1189 года. Его возглавили германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард Львиное Сердце. В походе участвовали и рыцари-иоанниты. По дороге король Ричард взял отложившийся от Византии остров Кипр, королем которого стал бывший глава Иерусалимского королевства Гвидо де Лузиньян. 11 июля 1191г. крестоносцы штурмом взяли Акру, где и расположилась главная резиденция Ордена иоаннитов-госпитальеров. Резиденции иоаннитов находились также в Тире и Маргате.

Ричард Львиное Сердце осадил Иерусалим, но взять город не смог. 2 сентября 1192 г. между Ричардом и Саладином был заключен мир, по которому Иерусалим оставался у египтян, а за крестоносцами сохранилась только узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы. Столица Иерусалимского королевства была перенесена в Акру. Туда же перебрались и госпитальеры, хотя сфера их интересов отнюдь не ограничивалась этим городом и распространялась не только на Палестину, но и на Сирию, где находились их крупнейшие цитадели – замки Крак-де-Шевалье и Маркаб.

В конце XIII в. иоанниты перебрались на Кипр, захваченный еще в 1191 г. отрядами английского короля Ричарда Львиное Сердце и проданный тамплиерам, которые потом уступили остров королю Иерусалимского королевства Гвидо де Лузиньяну. Стараниями Великого Магистра Жана де Вилье у иоаннитов на Кипре уже были замки в Никосии, Колосси и других местах. После захвата мамелюками Акры в 1286 году госпитальеры вынуждены были навсегда покинуть Палестину. Великий Магистр Жан де Вилье и его рыцари прорубили себе дорогу на орденскую галеру, в то время как с палубы прикрывавшие их доблестный отход лучники обрушили грады стрел на врага, стремившегося уничтожить последних из оставшихся в живых защитников Акры. Разбитые и раненные, но не покоренные и не сломленные, рыцари высадились на Кипре, где король Анри де Лузиньян дружески встретил их. Орден стал вассалом короля Кипра и получил от него феодальное владение Лимассол (Лимиссо) в качестве лена.

«В Лимиссе был держан Генеральный Капитул, так что со времени основания Ордена не было такого многолюдного собрания. Некоторые из кавалеров советовали Великому Магистру переселиться в Италию, но он и прочие старшие кавалеры, имея в предмете возвратить когда-либо Обетованную землю, отвергли предложение первых, а решились на время остаться в Лимиссе. Здесь Великий Магистр для бедных и страннопришельцев основал гостиницу, повелел кавалерам вооружить суда, на которых прибыли они в Кипр, и употреблять их на защищение поклонников, кои и по потерянии хРистианами Иерусалима не преставали посещать Святые Места. Вскоре после сего кавалеры отправились в море, где, собирая страннопришельцев, провожали их в свое отечество и сражаясь за оных с корсарами, получали великие добычи, чем увеличили вооружения Ордена так, что в короткое время вышло из гавани множество судов, и флаг Ордена святого Иоанна на всех морях был наконец в великом уважении. По причине непостоянства короля кипрского, продолжались беспрестанные у него с кавалерами несогласия, почему Великий Магистр решился переменить сие место. Он обратил взор свой на остров, которым владел тогда Леон Галл, отпадший от греческого императора. Галл, собрав турок и сарацин, вооружился и кавалерам в совершенном покорении острова сопротивлялся более двух лет. Острова Ниссаро, Епископия, Колхис, Симия, Тило, Лерос, Калалю и Кос дали также в верности пРисягу Великому Магистру». (Лабзин А.Ф., Фахрушев А. История Ордена святого Иоанна Иерусалимского.)

Завоевание острова Родос позволяло госпитальерам основать независимое и самостоятельное княжество – орденское государство. Кроме того, иоанниты хотели остаться недалеко от палестинских земель, планируя со временем вернуться в Иерусалим. 27 мая 1306 г. великий магистр госпитальеров Фульк де Вилларет подписал договор с генуэзским корсаром В. Виньоли — через несколько дней 35 рыцарей и 500 пехотинцев, приплывшие на 6 судах, высадились на Родосе, имевшем две великолепные гавани — Порто дельМандраччио на северной части острова и Порто-Мерконтильо на южной. Почти четыре года иоанниты воевали за Родос, пока не укрепились на нем. На последнем этапе в 1309 г. в результате кровопролитных боев рыцари изгнали турок и сарацин под командованием Галла и обосновались на Родосе и семи соседних островах.

В 1310 г. иоанниты перенесли сюда резиденцию ордена и стали называться «сувереном Родоса», что было утверждено папой Климентом V. В это же время на острове был открыт большой странноприимный дом-госпиталь. Были построены новые укрепления, великолепный дворец, до сих пор поражающий воображение, склады, школы, расширен флот. Орден создавал государственную основу своего военного могущества и в тоже время центр образования и культуры. Иоаннитов стали называть родосскими рыцарями.

На Родосе окончательно сложилась иерархическая структура ордена иоаннитов. Орден рыцарей госпиталя святого Иоанна Иерусалимского имел военно-духовную организацию. Орден был полностью независимым от какой-либо власти и поэтому стал называться суверенным (державным) и обладал светскими правами — обмениваться послами и заключать договоры с другими государствами. Орден имел четко разработанную структуру. Все правила, должности и обряды описаны в специальном «Уложении о разделении и постановлениях...». Именно на Родосе окончательно сформировался устав Ордена, одной из главных задач которого была «особенная и приличествующая обязанность ХРистовых воинов — бороться за славу Божию и католическую веру. Потому-то воины госпиталя и носят на себе знак креста, чтобы, после многократной раздачи милости, преследовать и уничтожать войною магометанский народ и всех, кто погрешает в вере». Орден сделался столь многочисленным и мощным, что было решено разделить его составные части по национальному признаку — на «Нации» (или «Языки»).

Владения ордена в Западной Европе обеспечивали его финансовое могущество. 25 приоров и великих командоров образовывали средний слой руководства ордена. Более высокий уровень составляли главы «языков», а местные командоры и прецепторы находились на низшем уровне властной пирамиды. Общины возглавляли командоры и прецепторы. Они чаще были священниками, чем рыцарями или сержантами. В ведении каждой общины находилось местное население. Крупные хозяйства охватывали 5000 человек.

Процветающее, независимое от светских князей, признанное уже в 1309 г. папой Климентом V, орденское государство подтвердило свои права в 1448 г., когда папа Николай V признал полную юРисдикцию ордена над его территорией, независимость ордена от папы в вопросах управления, финансовых вопросах, право обмена посольствами с другими государствами, международно-правовую свободу договоров и действий, право чеканить монету и взимать налоги. Папа также признал Великого Магистра независимым, свободным князем, предоставив ему соответствующие привилегии и почести. Эти права ордена были еще раз подтверждены папой Пием II (1458–1464 гг.) и папой Иннокентием VIII (1484–1492 гг.). Владычество над Родосом вновь продемонстрировало двойственную природу ордена: как религиозного ордена и одновременно как светского субъекта международного права. Подчиненный в духовных вопросах Святому Престолу, орден был, тем не менее, совершенно независим в решении политических и светских вопросов, как от Святого Престола, так и от западноевропейских хРистианских сеньоров.

В 1530 г. папа Климент VII обратился к Императору Священной Римской Империи Карлу V с просьбой даровать ордену постоянную резиденцию на острове Мальта. Император благосклонно отнесся к этому ходатайству и 24 марта 1530 г. Карл V в Кастельфранко подписал грамоту, по которой острова Мальта, Комино и Гоцо, а также город и крепость Триполи в Ливии, передавался иоаннитам на вечные времена в виде дворянского свободного лена. Лен условно подчинялся вице-королю Сицилии. Император желал, чтобы рыцари защищали его суда в Средиземноморье от атак турок и промышлявших здесь алжирских пиратов и помешали бы туркам открыть военные базы в Триполи. Орден же должен был в качестве символической платы за этот дар ежегодно поставлять Карлу V одного охотничьего сокола, в знак вечной признательности за щедрость. 29 мая 1530 г. послы Ордена пРисягнули вице-королю Сицилийскому — вассалу Карла V. Орден стал

К 1632 г. население Мальты составляло 50000 жителей, основным поставщиком продовольствия для которого был Неаполь. В 1653 г. Мальтийский орден купил у французского короля Людовика XIV группу островов в Вест-Индии — Санта-Крус, Сен-Бартелеми, Ла Тортуга и часть островов Сен-Мартен и Сент-КРистофер, которые через 12 лет были проданы иоаннитами французской Вест-индской компании. В 1670 г. система фортификационных сооружений была расширена. Были построены новые форты и бастионы. Ла Валетта, Бирга и Сенглеа составляли единый укрепленный мегаполис вокруг Большой Гавани.

К концу XVII в. Орден превратился в независимую державу, обладающую прославленным флотом. Морская академия на Мальте была лучшей в мире. Сыновья многих правителей проходили там курс обучения. Европейские монархи брали себе на службу мальтийских капитанов и адмиралов. Орден учреждал публичные школы и построил знаменитый Мальтийский колледж, который затем получил статус университета. Рыцарский орден поощрял занятия искусством, музыкой, наукой. Госпитальеры построили также публичную библиотеку, которая была одной из крупнейших в Европе той поры. Орден основал наиболее современные для своего времени госпитали на Мальте в Европе, выступив первопроходцем в лечении душевнобольных, в изучении анатомии и в изоляции инфекционных больных. По традиции пациенты госпитальеров получали намного лучшую пищу, чем обслуживающие их хозяева. Только когда член ордена сам заболевал или ослабевал телесно, великий магистр разрешал ему получать ту же пищу, что и пациенты в госпитале.

В 1607 г. князь Рудольф II пожаловал Великому Магистру титул немецкого князя, который был подтвержден в 1620 г. князем Фердинандом II. С этого времени достоинство Великого Магистра было объединено с титулом Князя Священной Римской Империи, а в 1630 г. — со статусом, соответствующим рангу Кардинала Святой Римской Церкви. Правовое положение Ордена как члена международно-правовой общности было признано всеми без исключения государствами Западной Европы. Именно в таковом своем качестве Орден был представлен на Вестфальском мирном Конгрессе в 1643–1648 гг., на Нюрнбергских переговорах суверенов, участников мирного договора, об условиях его выполнения и на переговорах с имперскими сословиями. Орден принимал участие в заключении мирных договоров в Ниймегене в 1678 г. и в Утрехте в 1713 г., в заключении международно-правовых соглашений Польши с Россией в 1774–1776 гг. и в 1797 г. Орден был представлен постоянными посольствами при больших европейских дворах, например, в 1747 г. в Риме, Париже, Мадриде и Вене, или поверенными в делах при дворах других государств.

karta.tif

Родос и другие владения ордена.

Орден тамплиеров

Тамплие?ры («храмовники») или Бедные Рыцари ХРиста и Храма Соломона — католический военно-монашеский (духовно-рыцарский) орден, основанный в Святой землев 1119 годунебольшой группой рыцарейво главе с Гуго де Пейномпосле Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.

Первые сведения об Ордене Бедных рыцарей ХРиста и Храма Соломона дает нам историограф ГийомТирский, чье объемное произведение было создано между 1169 годом и 1184 годом. Согласно его информации, Орден был основан во главе с Хуго де Пейнсом. Первоначально в состав ордена входило всего девять рыцарей: Хуго де Пейнс, Хоффруа де сент-Омер, Андре де Монбар, Арчибальд де Сент-Аман, Анри де Мондидье, Жоффруа де Адельмар, Ролан Бизо, Эдуард Бизи, ЖоффруаБизо.

missing image file

Орден является вторым по древности, но первым по своему положению как в Палестине, так и Европе. В отличие от иоаннитов тамплиеры были изначально военным монашеским орденом.

Первые годы создания Ордена овеяны тайной, историки подвергают сомнению дату основания, указанную ГийомомТирским, ссылаясь на то, что кроме него никто из современных ему хронистов не упоминает о возникновении ордена. Правда еще одним документом, в котором говорится о тамплиерах, является трактат Святого Бернара Клеворского, появившийся на соборе в Труа в 1128 году. Возможно, именно поэтому часть ученых предпочитает считать годом образования Ордена 1128 год. Б.А. Печников подходит к этому вопросу, с другой стороны. Он допускает возможность правоты ГийомаТирского, но тут же, ссылаясь на его хроники, обращает внимание на то, что с 1118 – 1119 годы тамплиеры оставались в количестве девяти рыцарей. Но как, ни странно, популярность Ордена в Европе после 1128 года быстро росла. Очень многие люди из знатных семей вступают в ряды тамплиеров

Возглавил орден один из его основателей, знатный шампанский рыцарь Гуго де Пейен, ставший первым в истории Ордена Великим Магистром. Гуго де Пейени и восемь его преданных рыцарей принесли клятву защищать хРистиан, странствующих или нуждающийся в помощи, до последней капли крови, а там же три монашеских обета.

В течение долгих десяти лет храмовники вели совершенно нищенское существование, соблюдая устав ордена Святого Августина Блаженного, за неимением собственного. Так бы и продолжалось, если бы Король Иерусалимский БалдуинII «Прокаженный» в некоторой степени, оскорбленный лично таким бедственным положением дел подопечного ему ордена, не отправил бы Гуго де Пейена к Папе ГонориюII с требованием инициировать Второй Крестовый поход, мотивируя его необходимость наглостью мусульманских воинов, продолжавших совершать вылазки на территорию вновь образованного государства.

missing image file

Балдуин был весьма благосклонно настроен к ордену «бедных рыцарей» – он предоставил им, не имевшим никакого собственного имущества, церковь в своем дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву. В 1128 году тамплиеры официально признаны были папой римским, на соборе в Труа были также утверждены орденские уставы. Всего было два устава: на латыни и на французском языке.

Тамплиеры получили право строить свои церкви, иметь свои кладбища. Их не могли отлучать от церкви, они же могли снимать отлучения, налаженные церковью. Все имущество Ордена, как движимое, так и не движимое, освобождалось от церковных налогов, а десятина, которую они собирали сами, шла полностью в казну Ордена. Епископам запрещалось вмешиваться в жизнь тамплиеров, привлекать к суду, штрафовать их. Ни один духовно-рыцарский Орден не наделялся столь обширными полномочиями.

Вместе с рыцарями госпитальерами, храмовники составляли постоянную хРистианскую армию Востока. Именно тамплиеры построили мощные крепости Шато-Палерен, Сафед, Тортоз, Торак, Крак де Шевалье и т.д. В этой работе они использовали прекрасных мастеров, плотников и каменщиков – членов Ордена. Тамплиеры также обладали обширными знаниями в медицине. Храмовники были хорошо вооружены и обучены для ведения военных действий, и всегда во время военных действий их можно было назвать безукоризненными.

Переселившись в Европу, многие тамплиеры остались в Лангедоке, что на юге Франции. Многие тамплиеры были из семей катаров. Возможно, этим объясняется то, что Альбигойских войсках Орден был нейтральным и ограничивался ролью наблюдателя. Но великие магистры Ордена в обращениях к папе Иннокентию III подчеркивали, что настоящие крестовые походы следует вести лишь против сарацинов. Рыцари храма предоставляли убежище многим катарским беженцам, нередко защищая их с оружием в руках. Крестоносцы были бессильны этому помешать.

missing image file

Скрытность тамплиеров порождала массу слухов в народе, обеспечивая этим надежность охраны дорог и финансовых сделок. Французский король Филипп IV Красивый воочию убедился в богатстве храмовников в марте 1306 года. Во время одного из восстаний парижан он нашел убежище у тамплиеров в крепости Тампль. В том же 1306 году Филипп начал плести паутину интриг, направленную против тамплиеров. К тому времени монарх, казна которого была пуста, задолжал храмовникам большую сумму денег и не смог бы ее выплатить до конца своей жизни. Филипп отдавал себе отчет в том, что рыцари-тамплиеры не только имели вооруженные силы, состоявшие из профессиональных воинов, но и были, в отличие от королевской армии, хорошо дисциплинированы. Наряду с этим они имели обширные земельные владения, где они могли укрыться от короля, земли эти полностью выходили из власти Филиппа. Конфликт Филиппа с Бонифацием VIII: когда тамплиеры приняли сторону папы, показал, что рыцарей монахов, пользующихся поддержкой папы, несмотря на все старания короля, трудно обвинить в ереси, только на том основании, что они были нейтральны в Альбигойских войнах.

Тогда Филипп попросил Великого Магистра Жака де Моле сделать его, короля Франции, почетным рыцарем Ордена тамплиеров. Магистру стало понятно, что монарх в таком случае добьется звания Великого Магистра, для того, чтобы превратить его в наследственное для французской короны. И поэтому Магистр отказал королю.

Тогда король через папу Климента V попытался подойти к тамплиерам с другой стороны: курия высказала целесообразность слияния Ордена храма с его постоянным соперником - иоаннитами. Де Моле ответил отказом, ибо понимал, что для тамплиеров такой альянс под эгидой папы и Филиппа Красивого будет означать конец их независимости.

После этих событий Филипп с помощью Эскена де Флорайна, Монфоконского приора, составляет список обвинений. 13 октября 1307 года все члены Ордена были подвергнуты аресту, орденские дома и замки поставлены под надзор королевских властей, а вся недвижимость конфискована. Хотя Филипп и использовал момент внезапности, но не добился главной цели – сокровищ и документов тамплиеров он не получил. Как утверждают историки, в одну из ночей перед волной арестов сокровища были вывезены из Парижа и доставлены в порт Ла Рошель, где погружены на 18 судов, отбывших в неизвестном направлении. Известно также, что Магистр Ордена незадолго до арестов успел сжечь многие документы и рукописи ордена.

Допросы вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки

В мае 1311 года 54 тамплиера были осуждены инквизиторскими судьями и сразу же казнены. Церковный трибунал возобновил свои заседания в октябре 1311 года, которое продолжалось до мая 1312 года. По совету трибунала папа объявил о роспуске бедных рыцарей ХРиста и храма Соломона, имущества которого должно перейти к госпитальерам. 18 марта 1314 года был вынесен приговор Великому Магистру Жаку де Моле и еще троим руководителям Ордена. Жак де Моле и Жоффруа де Шарне объявили, что виновны в том, что позволили «возвести Хулу на Орден и, пытаясь спасти себе жизнь, предали Орден и признали правдой обвинения». В этот же вечер они были сожжены на Европейском острове против королевского дворца. Уже на костре Жак де Моле произнес свое знаменитое проклятие: «Папа Климент, король Франции Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд божий!». На этом завершилась краткая история самого могущественного Ордена. С этого момента начинается легенда Ордена Тамплиеров. Через две недели после сожжения Жака де Моле от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался Климентий V. А в ноябре того же года Филипп Красивый скончался от неизвестной болезни. Ходили слухи, что оставшиеся в живых храмовники отправили и того, и другого. Вера в подобные силы тамплиеров и в то, что проклятие де Моле сбывалось, получило новую пищу. О том, как проклятие Великого Магистра настигло род Филиппа Красивого, описывается в эпопее М. Дрюоона «Проклятые короли».

Такова история самого мощного таинственного военно-монашеского ордена, возникшего в Святой Земле в эпоху крестовых походов. Тамплиеры оставили после себя многочисленные слухи и легенда, касающиеся как первых дней существования, так и последних минут жизни Жака де Моли. Гордые и властные, храмовники, вопреки предрассудкам своего времени, ввели массу новшеств. Тамплиеры проводили собственную линию во внешней политике и считали себя вправе диктовать свои условия всем. Рыцари Храма, участники всех Крестовых походов со дня своего образования отказались от участия в Альбигойских войнах – Крестовом походе против катарской ереси, более того, они довольно открыто высказали свое недовольство римскому папе и даже с оружием в руках защищали катаров, укрывавшихся в тамплиерских крепостях. Но ни папа III, ни его преемник не предприняли ничего против Ордена.

Деньги принесли храмовникам неограниченную власть, они же послужили причиной упразднения Ордена. С 1128 года тамплиеры приобретают огромную популярность в Европе, вопреки и благодаря обету бедности Орден начинает накапливать богатства. Уже говорилось, что каждый вступающий приносил Ордену свое состояние. Крупные владения Орден получил в подарок от французского, английского королей. Таким образом, к XIII веку храмовники стали обладателями огромных богатств.

Как известно, основной причиной праха Ордена было его несметное богатство, на которое нацелился король Франции Филипп IV. Филиппу досталась резиденция Ордена Тампль, в которой, как он знал, хранились богатства тамплиеров. Но он не нашел того, что там искал. Королю достались кое-какие остатки от тех несметных богатств, о которых ходили легенды. Возможно, что храмовники знали о предстоящих арестах и позаботились о том, чтобы Филиппу досталось как можно меньше. В одну из ночей перед вольной арестов сокровища были отправлены из Парижа в порт Ла Рошель и вывезены за пределы Франции. С тех пор никто о них ничего не слышал. По другим сведениям, часть сокровищ увезли на запад к морю. Но эти три повозки не достигли места назначения, они исчезли где-то по дороге, очевидно, в Нормандии. Можно предположить, что, узнав об арестах, тамплиеры, сопровождавшие перевозимые богатства, укрыли их в одном из замков. По легенде, в замке под землей была сооружена тайная часовня. Однако вход в нее никто не может найти более шести столетий. Кто знает, может быть, тамплиеры сами распространили эту легенду, предвидя свою судьбу, и не желая, чтобы сокровища нашли непосвященные.

Тевтонский орден

missing image file

Тевтонский орден — германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века. Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять»

Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецких рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «DrandnachOften» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой – пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен ХРистиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то ХРистиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь ХРистиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с ХРистианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ ХРистиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер ЗихфридФейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.

Заключение

В начале своего исследовательского проекта я выдвинула гипотезу «Могли ли духовно-рыцарские ордена в процессе своего развития стать отдельным органом государственного управления?».

В результате работы над данным исследовательским проектом по теме «Значение рыцарских орденов в период средневековой Европы» я пришла к выводу, что поставленная мной гипотеза не подтвердилась.

Работа в этом направлении оказалась довольно непростой.

С одной стороны, духовно-рыцарские ордена были закрытыми организациями, с определенными жесткими правилами приема новых членов. Для принятия в Орден человек должен соответствовать ряду требований, кандидат проходил определенную длительную подготовку, приносил обеты и проходил рыцарские таинства.

Перед рыцарскими Орденами стояли определенные цели и задачи.

В своей деятельности ордена руководствовались четким принципами и правилами, закрепленными в орденских кодексах.

На начально этапе формирования и развития орденов главной их целью было приобщение людей к религии, её распространение.

Таким образом, сама организация орденов, форма их деятельности, членство, принципы и правила сравнимы с организацией и формами деятельности ветвей власти.

С другой стороны, в следствии своего развития, духовно-рыцарские ордена становились мощными военными организациями. Монархи некоторых государств прибегали к их помощи в войнах, возмещая ее денежными средствами. То есть, фактически произошла трансформация (изменение) целей и задач орденов: ордена, как религиозные структуры, превратились в действующую силу церкви, а также монархии.В результате этих изменений, многие духовные ценности орденов были утрачены. Основными целями и задачами становились собственное обогащение и захват новых территорий и тд.

В результате исследования истории и деятельности духовно-рыцарских орденов я могу сделать вывод о том, что возможно данные организации могли стать отдельными органами государственного управления, если бы они придерживались своих начальных ценностей и идеалов.

Многие исследователи считают, что духовно-рыцарские ордена сыграли свою роль в истории. Действительно, они выполнили задачу, поставленную перед ними папством. Ордена были постоянной организованной силой хРистиан в Палестине во времена крестовых походов. Ордена оставили за собой право расширить свои полномочия и сферу своей деятельности. На некоторое время это вполне устраивало римскую курию. Однако после того как Ордена стали претендовать на большую власть, чем была у самих, так понтифики начинают при помощи светских властей упразднять один за другим Ордена. Сначала знаменитый процесс тамплиеров, затем упразднение тевтонцев, после этого ничего не стоило прибрать к рукам Мальтийский орден, который уже не было необходимости уничтожать полностью

Много еще белых пятен в истории духовно-рыцарских орденов. Еще не до конца изучена их роль в крестовых походах. Остается загадкой их место во внешней политике Европы XII – XV веков.

Несомненно, что достаточными приемниками тамплиеров стояли иезуиты. Орден братьев Лойола был основан два с лишним века спустя после крестовых походов, но унаследовал практически весь богатый опыт своих предшественников. Духовно-рыцарские ордена продолжают свою деятельность и по сей день, правда, цели их теперь гораздо более мирные. Они перестали быть военной силой католической церкви, и к тому же из трех наиболее могущественных орденов остался только один – Мальтийский. Теперь их миссия носит исключительно миротворческий характер. Иезуиты и мальтийцы на сегодняшний день занимают одно из ведущих среди монашеских братств. Наверное, это один из последних духовно-рыцарских орденов.


Библиографическая ссылка

Суркова А.С. ЗНАЧЕНИЕ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ // Старт в науке. – 2017. – № 3. – С. 109-119;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=647 (дата обращения: 25.11.2020).