Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА ДЕРЕВЬЕВ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Недашковский М.Е. 1
1 г. Северодвинск, Архангельской области, МБОУ «СОШ № 25», 2 «А» класс
Филиппова С.В. (Северодвинск, МБОУ «СОШ № 25»)
1. Арктика – мой дом. Природа севера земли. Полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы, 1998. – 182 с.
2. Петров В.В. Лес и его жизнь. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. –159 с.
3. Википедия. [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия – Режим доступа: http://www.wikipedia.org, свободный (дата обращения: 03.11.2018).
4. Пресс-служба Администрации Северодвинска. [Электронный ресурс] / Официальный сайт – Режим доступа: http://www.severodvinsk.info, свободный (дата обращения: 28.10.2018).

Тема моего исследования – корневая система деревьев, произрастающих в условиях Крайнего Севера, а если быть более точным, то деревьев, посаженных для озеленения в городе Северодвинске. Поводом выбрать именно эту тему, послужили последствия сильного урагана, который бушевал в нашем городе в августе 2018 года. После которого, были с корнями вывернуты некоторые породы деревьев.

Цель моего исследования – изучение корневых систем разных типов деревьев. Привлечение внимания к правильному выбору пород деревьев для озеленения нашего города.

Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:

– изучить виды корней деревьев;

– узнать какими деревьями надо озеленять улицы и скверы нашего города;

– посмотреть корни деревьев после урагана;

– спросить у родственников, учителей и знакомых, что они знают о корнях деревьев;

– изучить литературу по данной теме;

– собрать и обработать материал;

Сотни растений и деревьев окружают нас в лесу и в городе. Названия одних мы хорошо знаем: берёза, рябина, тополь, ель, сосна, дуб. А вот другие растения для многих моих сверстников, пока что просто деревья, и мы ещё многого о них не знаем. Ведь деревьям и кустарникам свойственно меняться: разрастаться, набирать массу и увеличиваться в размерах. Не менее важно знать и детали «подземной» жизни корневых систем деревьев.

Наш город является центром судостроения, стоит на берегу Белого моря. Этот берег очень болотистый. Чтобы построить здесь дома и посадить деревья и кустарники необходимо намыть песок. Вот поэтому, очень важно знать, какими породами деревьев надо озеленять наш город. А это в условиях Крайнего Севера является очень актуально.

В этом нам очень помогла полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Природа Севера земли». Как хорошо, что эта книга есть в каждой северной школе, она укрепит вековую традицию бережного отношения к северной природе.

Объектом исследования являются корни деревьев.

Виды корней и корневых систем

Корень – подземный осевой элемент растений, являющийся самой важной их частью. Корнем растение закрепляется в почве и удерживается там в течение всего жизненного цикла, а также обеспечивается водой, минеральными и питательными веществами. Существуют разные виды и типы корней. У многих растений, помимо основного (главного) корня, развиты еще и другие виды корней – боковые и придаточные.

Главный корень – растительный орган развивается из зародышевого корешка семени. Сохраняется он на протяжении всей жизни дерева. Придаточными корнями могут быть стебли, листья, побеги и пр.

Что называется корневой системой? Корневой системой называют все виды и типы корней, имеющихся у одного растения.

Типы корневых систем.

Существует два основных типа корневых систем (рис. 1). У большинства дубов, некоторых сосен (например, жесткой и болотной) и многих других деревьев эта система стержневая: основание ствола переходит в крупный вертикальный корень, который постепенно сужается и ветвится подобно надземной части дерева. В случае мочковатой корневой системы, характерной, например, для буков и кленов, у дерева имеются только такие горизонтальные корни, а главный среди них не заметен. Кроме того, деревья одного и того же вида могут образовывать стержневую корневую систему на мощных плодородных почвах и мочковатую – на сырых или каменистых местах (Приложение № 1).

Диаметр корневой системы дерева приближен к диаметру кроны.

Трудно выкорчевывать пни с глубоким стержневым и развитыми боковыми корнями (дуб, сосна, лиственница), легко корчевать деревья с боковыми, поверхностно-стелющимися корнями (осина, ольха, ель).

Примеры пород деревьев с разной корневой системой:

Мочковатая корневая система:

– Береза повислая – неглубокие;

– Береза пушистая;

– Береза черная;

– Клен красный – неглубокие;

– Клен остролистный – не очень глубокие;

– Липа (большинство видов);

– Лиственница (большинство видов) – глубокие;

– Ольха серая – не очень глубокие;

– Пихта (большинство видов) – глубокие.

Стержневая корневая система:

– Боярышник гладкий;

– Боярышник круглолистный;

– Рябина обыкновенная;

– Сосна (большинство видов) – менее глубокие на тяжелых почвах;

– Черемуха обыкновенная.

Поверхностная корневая система:

– Ель (большинство видов);

– Ива (многие виды);

– Ирга;

– Сосна;

– Тополь [2,78].

На болотных же почвах при избытке влаги корни растений развиваются главным образом в верхних слоях почвы, где они приобретают мочковатый тип корневых систем, поэтому они менее устойчивые при сильном, шквалистом, северном ветре [1, 71].

Из этого следует, что надо проводить специальные мероприятия по охране существующих зеленых насаждений и предусматривать постепенную замену деревьев и кустарников породами, более устойчивыми к городской среде и северному климату.

Рост и восстановление деревьев и кустарников в условиях Севера протекают медленно, что не позволяет быстро получить эффект при посадке молодых саженцев.

Рекомендуемые породы деревьев для посадки в городских условиях Крайнего Севера:

осина – одна из разновидностей тополя, самая морозо– и влаго-устойчивая. Она обладает свойством очень долго не гнить в воде.

Лиственница – род древесных растений семейства сосновые, одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев. Корневая система лиственницы обеспечивает ветроустойчивость дерева.

Сосна – род древесных растений семейства сосновые, может расти на сухом песке, на моховом болоте, на гранитной скале. Она очень хорошо очищает воздух.

Ущерб, нанесенный городу после урагана

22 августа 2018 года в городе Северодвинске сложились очень неблагоприятные метеорологические условия. Скорость ветра достигала 18 – 22, а при порывах – 30 метров в секунду.

Городская комиссия ввела повышенный уровень готовности для спасателей, диспетчеров и сотрудников предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В состав оперативного штаба, кроме руководителей администрации, вошли главные инженеры градообразующих предприятий, командование Беломорской военно-морской базы Северного флота, ОМВД России по Северодвинску и пожарно-спасательной части № 7, а также руководители предприятий ЖКХ.

Спецслужбы ликвидировали последствия стихии. Работы по восстановлению города шли до наступления темноты.

На ликвидации последствий урагана были задействованы девять бригад, а это 162 человека и 51 единица специальной техники [4].

Основные усилия работников жилищно-коммунального хозяйства и спасателей были направлены на расчистку города от поваленных деревьев, восстановление поврежденных кровель зданий и остекления домов, а также ликвидацию аварии на электросетях в старой части города (приложение 4).

Город устранял последствия разгула стихии. По предварительным данным с корнями вырвано около 670 деревьев, и это только в самом городе, не считая санитарно-защитных и парковых зон. (Приложение 2).

В городе были созданы ремонтные бригады для уборки поваленных деревьев. Жители города тоже активно помогали устранять последствия урагана.

Тестирование

В результате написания работы был составлен тест (Приложение 5).В тестирование приняли участие два класса : 2 «А» и 4 «А». Общее количество человек – 45. Тестирование было проведено 16 октября 2018 года.

а) Результаты тестирования 2 «А» (22 человека);

Результаты ответов на первый вопрос представлены на рисунке 1(Приложение 3).

По диаграмме можно сделать вывод, что в нашей области, по мнению ребят, растут такие деревья как: берёза, дуб, осина, елка, рябина, тополь, ель, сосна, клен. На первом месте в 20 % стоит берёза, а на втором тополь – 15 %. Можно предположить, что это связанно со штормом в августе, именно эти деревья в большей степени повалило на землю и поэтому они так запомнились всем.

Результаты ответов на второй и третий вопросы представлены на рис. 2, 3 (Приложение 3).

Изучив ответы на эти два вопроса видно, что ребята знают больше лиственные деревья нашего города, чем хвойные. Более 90 % правильных ответов именно по лиственным деревьям, но и по хвойным не так уж мало, более 60 %. Можно предположить что это связанно с тем, что в самом городе больше посажено деревьев именно лиственных пород, а хвойных в основном за городом и в бору на острове Ягры.

Результаты ответов на четвертый вопросы представлены на рис. 4 (Приложение 3).

Этот вопрос самый важный для данной работы, так как именно выявлению нового дерева, которое надо сажать вместо поваленных в ураганом, она посвящена. Ученики 2 «А» хотят в нашем городе видеть такие деревья как: береза (41 %), тополь (23 %), дуб (14 %).

б) Результаты тестирования 4 «А» (23 человека);

Результаты ответов на первый вопрос представлены на рис. 5 (Приложение 3).

По диаграмме можно сделать вывод, что в нашей области, по мнению ребят, растут такие деревья как: берёза, дуб, осина, елка, рябина, тополь, ель, сосна, клен, каштан, пихта, кедр, лиственница, ива, ясень, яблоня, черемуха, ольха. На первом месте в 15 % стоит берёза, а на втором дуб – 14 %. Берез у нас и правда много, а вот дуб именно в нашем городе не так и часто встретишь. На третьем и четвертом месте такие деревья как сосна и ель – 11 и 12 %, а вот тополь аж на шестом месте вместе с рябиной и кленом (8 %).

Результаты ответов на второй и третий вопросы представлены на рис. 6, 7 (Приложение 3).

Изучив ответы на эти два вопроса, видно что ребята в 4 «А» классе знают примерно одинаково как лиственные, так и хвойные деревья нашего города. Более 80 % правильных ответов по лиственным деревьям, а по хвойным более 70 % правильных ответов.

Результаты ответов на четвертый вопросы представлены на рис. 8 (Приложение 3).

Ученики 4 «А» хотят в нашем городе видеть такие деревья как: береза(42 %), дуб(18 %), клен(13 %), рябина(11 %).

По результатам тестирования можно сделать вывод, что более взрослые ребята меньше хотят видеть тополь вновь посаженным в нашем городе, вместо упавших деревьев, чем ребята помладше.

Заключение

В ходе нашего исследования мы выявили, что в нашем городе лучше посадить такие деревья, как – сосна и лиственница, так как корневая система у них очень мощная, что обеспечивает ветроустойчивость дерева.

А вот осина и тополь не подходят для нашего края, корни у них находятся близко к поверхности, из-за чего они очень не устойчивы при сильных ветрах. Поэтому столько поваленных деревьев было после урагана.

Считаю, что цель моей работы выполнена, и решены следующие задачи:

– изучены виды корней деревьев;

– узнали, какими деревьями надо озеленять улицы и скверы нашего города;

– обследованы корни деревьев после урагана;

– изучена литература по данной теме;

– собран и обработан материал;

Горожане уверены, что деревья, самостийно выросшие на городских пустырях, более живучи, чем те, что выращивались в питомниках. Диким деревцам нипочём ни наш суровый климат, ни болотистые почвы: они привыкли. Таким образом, обречённые деревья получают шанс выжить и вырасти, а северодвинские дворы – озеленение.

Приложение 1

Типы корневых систем

ned1.tif

Приложение 2

Последствия урагана

ned2.tif

ned3.tif

Приложение 3

Тестирование

ned4.wmf

Рис. 1. Деревья растущие в нашей области

ned5.wmf

Рис. 2. Лиственные деревья растущие в Северодвинске

ned6.wmf

Рис. 3. Хвойные деревья, растущие в Северодвинске

ned7.wmf

Рис. 4. Новое дерево вместо упавшего

ned8.wmf

Рис. 5. Деревья растущие в нашей области

ned9.wmf

Рис. 6. Лиственные деревья, растущие в Северодвинске

ned10.wmf

Рис. 7. Хвойные деревья, растущие в Северодвинске

ned11.wmf

Рис. 8. Новое дерево вместо упавшего

Приложение 4

Ущерб после урагана

ned12.tif

Ущерб после урагана

ned13.tif

ned14.tif

Ущерб после урагана

ned15.tif

Приложение 5

Тест «Деревья северного края»

Ф.И. ________________________________________ Класс_____________

«Деревья северного края»

1. Названия деревьев растущие в нашей области:________________________________

__________________________________________________________________________

2. Какие лиственные деревья растут в городе Северодвинске? ______________________

__________________________________________________________________________

3. Какие хвойные деревья растут в городе Северодвинске?________________________

__________________________________________________________________________

4. Какое бы дерево (название дерева) вы хотели бы посадить вместо упавших деревьев?

__________________________________________________________________________

Дата __________________


Библиографическая ссылка

Недашковский М.Е. КОРНЕВАЯ СИСТЕМА ДЕРЕВЬЕВ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Старт в науке. – 2019. – № 2-5. – С. 699-706;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1550 (дата обращения: 26.05.2019).