Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАКУЮ ВОДУ ТЫ ПЬЁШЬ

Исхакова Э.Э. 1
1 г. Кумертау Республика Башкортостан, МБОУ СОШ № 12, 4 класс
Жидкова Е.Н. (г. Кумертау Республика Башкортостан, МБОУ СОШ № 12)
1. Ахманов М.С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002.
2. Белеченко Ю.П. «Человек и вода», М.: Колос, 1979.
3. Габриелян О.С. «Химия. 8 класс», М.: Дрофа, 2013.
4. Голубев И.Р. «Окружающая среда и её охрана», М.: Просвещение, 1985.
5. Осипов Н.Ф. «Кто живёт и что растёт в воде и у воды», Смоленск, 2001.
6. Савина Л.А. «Я познаю мир. Химия», М.: Аристотель, 2004.
7. http://www.stranamam.ru/post/3434496/
8. http://sqa.zapto.org/archives/2198
9. http://forumstest.tut.by/showthread.php?t=14069179&page=417&s=ff3cba20

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» – так писал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вода – самое распространённое на Земле вещество. Поверхность нашей планеты на треть покрыта водой. Организм человека примерно на 70 % состоит из воды. Трудно переоценить значение этого вещества в нашей жизни. Без еды человек может прожить около месяца, без воды же – не более недели. Для нормального функционирования организма человеку необходимо выпивать 2-2,5 литра воды в сутки. Но какой воды?

На уроке окружающего мира, изучая тему «Самое главное вещество», мы познакомились со свойствами воды и её ролью в жизни человека. Учитель нам задал вопрос «А какую воду вы пьёте?» И оказалось, что у троих наших одноклассников установлены фильтры для очистки водопроводной воды, в остальных семьях пьют воду из крана, не подвергая её дополнительной очистке. В сентябре в нашем классе появилась новенькая девочка, долгое время проживавшая в городе Москве. Она нам рассказала о том, что в школах столицы дети пьют только бутилированную воду.

Так какая же вода лучше? Этот вопрос нас с ребятами очень заинтересовал, и мы решили провести исследование.

Цель исследования – сравнить качество водопроводной (без фильтра), очищенной фильтром и бутилированной воды.

Задачи исследования:

– прочитать научно-популярную литературу о воде;

– познакомиться с возможными способами определения качества воды в домашних условиях;

– побеседовать с работниками МУП «Межрайкоммунводоканал» г. Кумертау;

– побеседовать со школьным фельдшером;

– провести опыты по определению качества воды;

– сделать вывод по проделанной работе.

Методы исследования:

– опыт

– наблюдение

– сравнение

– изучение литературы

Гипотеза:

– в нашей школе на питьевых фонтанах не установлены фильтры, в школу не поставляется для питья бутилированная вода, значит, питьевая вода в школе соответствует санитарным нормам и по качеству не уступает бутилированной и очищенной фильтром воде.

Начать наше исследование мы решили с теоретической подготовки и отправились в школьную библиотеку. Наталия Юрьевна помогла нам подобрать книги по интересующей теме, из которых мы узнали много интересных фактов о воде. (Приложение № 1)

Для нашего опыта мы купили бутилированную питьевую воду Bon Aqua (производитель – компания «Coca-Cola»), подготовили такой же объём профильтрованной воды (Приложение № 2) и набрали питьевую воду в школе. (Приложение № 3)

Лабораторное оборудование для проведения опытов нам предоставила Галимзянова Зульфия Дикатовна – преподаватель химии в нашей школе. Так же она дала нам советы по проведению опытов. (Приложение № 4)

Итак, всё было подготовлено к работе. Начали мы с самого простого – определения качества образцов воды по запаху. Все результаты договорились заносить в таблицы. Питьевой воде, которую мы набрали в школе, был присвоен № 1, воде, очищенной фильтром – № 2, бутилированной воде – № 3. (Приложение № 5)

Результаты первого наблюдения:

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

без запаха

без запаха

без запаха

Вывод: все образцы не имеют запаха.

2. Следующим этапом было определение качества воды по вкусу (Приложение № 6)

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

самая приятная на вкус

приятная на вкус

имеет горьковатый привкус

Вывод: с испытанием справились образцы № 1 и № 2.

3. Далее мы проверили воду на прозрачность. Для этого вода была разлита по колбам, за которыми был размещён печатный текст. (Приложение № 7) Текст хорошо просматривался во всех трёх случаях.

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

прозрачная

прозрачная

прозрачная

Вывод: все образцы справились с испытанием.

4. Для обнаружения в воде посторонних примесей, было проведено отстаивание испытуемых образцов. Для этого колбы с водой поместили в тёмное место на трое суток. По истечении времени никаких осадков в образцах обнаружено не было. (Приложение № 8)

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

осадка нет

осадка нет

осадка нет

Вывод: в образцах воды не содержатся посторонние примеси.

5. Следующим шагом было определение наличия ионов железа в образцах. Для этого мы использовали марганцовку. Если вода поменяет окраску и станет желтовато-бурой, то пить ее опасно. (Приложение № 9)

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

окраску не поменяла

окраску не поменяла

окраску не поменяла

Вывод: все образцы пригодны для употребления.

6. Следующий опыт – определение жёсткости воды. Жёсткость воде придают соли кальция и магния. На предметные стёкла были нанесены капли испытуемых образцов. После высыхания на каждом стекле остался чуть заметный беловатый развод. Это показывает наличие солей в каждом образце, но не выявляет лидера. (Приложение № 10)

Мы решили продолжить опыт. Добавим в образцы воды мыло и попытаемся при помощи трубочек вспенить воду. (Приложение № 11)

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

плохо пенится

пенится лучше

самое большое количество пены

Для более точного определения количества растворённых солей в наших образцах нами было проведено дополнительное исследование – выпаривание воды. (Приложение № 12)

Водопроводная

Фильтрованная

Бутилированная

самое большое количество солей

меньшее количество солей

самое маленькое количество солей

 

Вывод: самой жёсткой оказалась вода № 1, самая мягкая – № 3.

Подводя итоги проведённых опытов, мы пришли к выводу, что вода, набранная в нашей школе, оказалась самой жёсткой. Почему? Для разъяснения мы обратились к маме нашего одноклассника – Варнавской Светлане Вячеславовне – оператору Кумертауского водоканала. При встрече, Светлана Вячеславовна рассказала нам, что вода в город Кумертау поступает из подземного источника «Мокрый Лог», поэтому вода насыщена солями кальция и магния. Но жёсткость воды находится в допустимых нормативами пределах. Вода в городе чистая, её качество ежедневно контролируется в лаборатории водоканала. И самое главное, это то, что все работники водоканала пьют сырую водопроводную воду.

А что скажет о жёсткой воде медицинский работник? Мы решили побеседовать с фельдшером нашей школы – Аглеевой Риммой Рауфовной. Римма Рауфовна рассказала нам, что соли кальция и магния, придающие жёсткость воде, полезны для организма. С питьевой водой человек получает 1-2 грамма минеральных солей в сутки. (Приложение № 13).

Заключение

Проведя все опыты, сравнив разные образцы воды и поговорив со специалистами, мы сделали вывод: наша гипотеза нашла своё подтверждение – питьевая вода в нашем городе хорошего качества! А это большая редкость в современном мире. Ведь не зря в наступившем Году экологии проблемам охраны водных ресурсов уделяется огромное значение.

Приближается Всемирный день воды. Результатами своего исследования мы решили поделиться с учениками нашей школы, проведя 22 марта мероприятие «Самое главное вещество на планете». Так же мы с ребятами изготовили памятки «Береги воду!» и развесили их над умывальниками в нашей школе. (Приложение № 14).

А завершение мне бы хотелось продемонстрировать вам простейший способ определения качества воды без лабораторного оборудования. Он может вам пригодиться, если вы окажетесь в незнакомом городе. Вам необходимо заварить чёрный чай и крепкую заварку разбавить водопроводной водой. Если вода приобретёт персиковую окраску – она хорошего качества.

Приложение № 1

ich1.tif

ich2.tif

Приложение № 2

ich3.tif

ich4.tif

Приложение № 3

ich5.tif

Приложение № 4

ich6.tif

Приложение № 5

ich7.tif

Приложение № 6

ich8.tif

Приложение № 7

ich9.tif

Приложение № 8

ich10.tif

ich11.tif

Приложение № 9

ich12.tif

Приложение № 10

ich13.tif

Приложение № 11

ich14.tif

ich15.tif

Приложение № 12

ich16.tif

ich17.tif

Приложение № 13

ich18.tif

Приложение № 14

ich19.tif ich20.tif


Библиографическая ссылка

Исхакова Э.Э. КАКУЮ ВОДУ ТЫ ПЬЁШЬ // Старт в науке. – 2018. – № 4-3. – С. 433-437;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 04.08.2020).