Аннотация проекта
Социальный проект – это деятельность, направленная решение той или иной социальной проблемы. В данном проекте социально значимой проблемой является низкий читательский интерес у первоклассников. Не секрет, что чтение лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают процесс познания нового. К сожалению, всё чаще мы стали слышать, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого. Как следствие не понимают прочитанное, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание, а не как увлечение или досуг. Место чтения занимает телевидение, компьютерные игры, технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Основное содержание проекта состоит в создании адвент - календаря «Как хорошо уметь читать!», который содержит материал для организации мероприятий, направленных на формирование интереса к чтению и читательских навыков, повышению компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению. Мы включили в проект мотивирующие к чтению и повышающие читательскую компетенцию задания.Некоторые из заданий предусматривают участие специалистов-библиотекарей и семей первоклассников. Новизна еще и в том, что дети станут создателями социальной рекламы. Это плакаты, буклеты и социальный видеоролик для наглядной демонстрации важности чтения. Создание и использование адвент - календаря - это «проект в проекте». Сам по себе адвент - календарь - это метод проектной деятельности, так как его создание содержит все этапы проекта:
1. Проблема – целеполагание, выход на тему.
2. Планирование – разработка заданий для календаря.
3. Поиск информации – выполнение.
4. Продукт-календарь с творческими заданиями на каждый день.
5. Презентация работы, использование календаря.
А у нас адвент - календарь используется как средство реализации социального проекта. Адвент - календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, в том числе и к читательской деятельности. Календарь состоит из ежедневных творческих заданий, заканчивающихся итоговым мероприятием-праздником «Как хорошо уметь читать!». Число дней календаря зависит от периода реализации темы. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней оставшихся до мероприятия. Адвент- календарь-это эффективное средство стимулирования детей к чтению, при этом ожидание праздника проходит интересно, познавательно и насыщенно. Его использование оправдано и тем, что задания дают возможность создать ситуации, когда ребёнок будет не просто получать готовую информацию, но и объяснять, рассуждать и делать выводы, т.е. проектировать, самостоятельно делать маленькие «открытия», а эти ситуации успеха помогут формировать интерес к чтению. В ходе решения заданий дети сами придут к вводу, что умение читать и знание детских произведений помогает справляться с заданиями. У первоклассников семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в учебе и чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Для детей младшего школьного возраста нужны задания, которые их удивляют. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. А задания нашего адвент-календаря будут удивлять детей ежедневно, значит, результатом проекта будет формирование у первоклассников МОУ «СОШ №13» интереса к чтению детской литературы, развитие их читательских навыков и повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению.
Социальная значимость проекта
Актуальность проекта обусловлена необходимостью чтения не только для общего культурного развития ребенка, но и для развития мышления, памяти, становления личности, усвоения моральных принципов, моделей поведения, развития навыков, необходимых для успешного обучения. Но сегодня наблюдается тенденция снижения интереса и потребности к чтению. Особенно тревожно, что это затрагивает детей, которых больше привлекают просмотр телевизора, игры на планшетах и компьютерах. Да и многие родители совместное чтение заменяют электронными играми развивающего и обучающего характера. А ведь именно для первоклассников очень важно чувствовать интерес к книге, приобретать читательский опыт. Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности). Поэтому сформировать у первоклассников интерес и потребность в чтении - очень важная задача. Адвент-календарь для детей – это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к определенному событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. А наш календарь, приближая детей к празднику «Как хорошо уметь читать!», действительно, поможет в формировании интереса к чтению.
Цель проекта:
формирование у первоклассников МОУ «СОШ №13» г. Копейска интереса к чтению и читательских навыков через использование адвент- календаря «Как хорошо уметь читать!»
Задачи проекта:
-изучение литературы и интернет - источников по проблеме проекта;
-анализ уровня читательского интереса первоклассников и их семей;
-создание адвент - календаря;
-формирование интереса к чтению и развитие навыков чтения через задания адвент - календаря.
Объект проекта: читательский интерес и читательские навыки первоклассников
Субъекты проекта: первоклассники, педагоги, родители, библиотекари, психолог
Сроки реализации проекта: ноябрь - февраль 2021 -2022 учебного года
Механизм реализации проекта:
1 Определение целей и задач.
2 Составление поэтапного плана.
3 Опрос и анкетирование участников проекта.
4 Финансовое планирование.
5 Обеспечение информационно - методического, материально-технического сопровождения проекта.
6 Реализация составленного плана.
7 Анализ полученных результатов и определение перспектив проекта.
План работы над проектом
Таблица №1
Сроки |
Мероприятия проекта |
ноябрь 2021- 2022 учебного года |
Опрос первоклассников и анкетирование их родителей Анализ результатов опроса |
ноябрь 2021-2022 учебного года |
Подготовка материалов для создания календаря, консультации с библиотекарями и психологом |
декабрь 2021-22 учебного года |
Создание адвент -календаря |
декабрь-январь 2021-2022 учебного года |
Использование календаря, просветительская работа с родителями
|
февраль 2021-2022 учебного года |
Итоговое событие календаря - праздник «Как хорошо уметь читать!»
|
февраль 2021-2022 учебного года
|
Анкетирование и анализ результатов, оценка результатов проекта, определение перспектив деятельности Презентация проекта общественности |
Участники и социальные партнеры проекта:
- классный руководитель
- первоклассники
- педагоги школы
-родители первоклассников
- библиотекари
- логопед
- психолог
-детские писатели
Предполагаемые конечные результаты социального проекта
«Адвент - календарь «Как хорошо уметь читать!»
(гипотеза проекта)
Использование адвент - календаря «Как хорошо уметь читать!» будет способствовать формированию у первоклассников интереса к чтению, развитию их читательских навыков и повышению компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению.
Работа по реализации проекта
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (опрос детей, анкетирование родителей, беседы с библиотекарями, педагогом-психологом и логопедом, определение целей и задач)
Результаты опроса первоклассников и их родителей показали, что наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, изменилась позиция взрослых к совместной читательской деятельности с детьми, утрачиваются традиции семейного чтения, семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Сейчас поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. Всё это является причиной снижения личностной культуры человека. Необходимо возродить престиж чтения, показать детям, что книга-это интересно. Радует, что большинство родителей осознают, что существует проблема чтения и ее надо решать. В беседе с библиотекарями получили советы: для того, чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга. А советы логопеда и психолога такие: нужно не просто научить ребенка читать, а завлечь его всеми методами к этому занятию. Желание читать увеличивайте с помощью развивающих игр и творческих заданий, возможно использовать небольшие сюрпризы и подарки .
Идея использовать адвент- календарь актуальна. В этом проекте сочетаются творческие задания по чтению и удовольствие, которое дарят сюрпризы календаря. Работа с календарем вызывает интерес и прививает любовь к чтению.
II этап – основной (практический)
На основном этапе подобрана литература по теме проекта, изучена история и принципы создания адвент - календарей. Для работы над памяткой для родителей «Как и, что читать с ребенком?» получены материалы детской библиотеки, для организации акции буккроссинга получена консультация областной библиотеки. Создана и работает полка для буккроссинга, эта акция вызвала интерес у ребят из других классов и они присоединились к ней. Создан и используется адвент- календарь «Как хорошо уметь читать!». Для календаря подобраны и сделаны самостоятельно игры , способствующие выработке основных качеств чтения и развитию интереса к чтению. Календарь-это яркие конверты, вкаждом изкоторыхтворческое задание и сюрприз, наклейки, чтобы отмечать достижения. Выполнив задание, приклеиваем наклейку и с нетерпением ждем следующий день и новое задание. Это по-настоящему увлекает! Календарь содержит творческие задания, викторины, стихи, игры, кроссворды, загадки, скороговорки, подарки-сюрпризы. Все задания, подготовленные для календаря, составляют банк литературных творческих заданий, которые можно использовать и повторно на уроках.
Таблица №2
День |
Содержание задания |
Результат |
1 |
Диафильма по сказке. |
Прочитали сказку «Репка» по ролям, нарисовали героев, смонтировали диафильм. Рассказали и инсценировали сказку. |
2 |
Акция Буккроссинг. |
Создали в классе «Домик для книг», на каждой книге есть наклейка с указанием фамилии ее хозяина. Тот, кто берет почитать, тоже приклеивает свою наклейку. Так можно определить, какая книжка больше всего «читается». Читают все ребята. |
3 |
Игра «Собери пословицу» |
Из карточек, на которых напечатаны части пословиц, собрали целые пословицы. Работали по командам. Не все пословицы пока смогли собрать. Объясняли значение каждой пословицы. Заметили, что легче собирались пословицы у тех ребят, кто бегло читает. Сделали вывод, что надо учиться читать быстро. |
4 |
Игра «Литературное лото» |
В ходе игры надо к картинкам подобрать карточки с отрывками из произведений. Справиться может тот, кто читал эти произведения. Решили, что надо прочитать те произведения, отрывки из которых не узнали. Сегодня же отправились в библиотеку. |
5 |
«Портрет литературного героя» |
Каждый ученик нарисовал своего любимого литературного героя и подготовил небольшой рассказ о нем. Подарок каждому-раскраска с литературным героем. |
6 |
Кроссворды |
Отгадывали кроссворды, работая в группах. Некоторые слова вызвали затруднение. Кроссворды расширяют кругозор, речь и воображение. |
7 |
Мини–проект «Семейное древо чтения». |
Совместное чтение и обсуждение книг позволило крепче подружиться с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Общими усилиями смогли «вырастить» книжное дерево своей семьи. Потом, когда дети станут взрослыми, они расскажут об этом своим детям. Так образуется связь времен. |
8 |
Игра-ходилка «В тридевятом царстве» |
Сюрприз для класса - новая игра! Теперь на переменах можно поиграть в настольную игру и в ходе игры показать свои знания русских народных сказок. |
9 |
Считалки |
Выучили несколько считалок, они пригодятся во время игр. |
10 |
Иллюстрирование прочитанного рассказа |
Участвовали в конкурсе «Дорога жизни». Прочитали рассказ о шофере Максиме Твердохлебе, который по Ладоге вез мандарины детям блокадного Ленинграда. Свои рисунки отправили на конкурс. На мероприятии Ассоциации музеев Южного Урала получили Благодарность за участие в конкурсе |
11 |
Игра-путешествие «Незнайка в книжкиной стране» |
Провели онлайн-игру. Читать можно не только книжку. Читать можно и с помощью компьютера. |
12 |
Встреча с писательницей Ириной Ежовой |
Очень интересная встреча! Отгадывали загадки, слушали и читали стихи, играли. Разговаривали с настоящей писательницей. |
13 |
Творческая мастерская «Сказки в аппликациях» |
Из разрезных карточек собирали картинки и старались узнать, из какой сказки эта картинка. |
14 |
Акция «Дай лапу» |
Очень любим читать о природе и животных. Поняли, что природе и животным нужна помощь. Собрали корм для приюта животных. |
15 |
6 шляп Боно |
Надев цветные шляпы, мы стали критиками, художниками, руководителями, оптимистами, выдумщиками и учеными. Анализировать прочитанное интереснее с разных точек зрения. |
16 |
Игра «Литературная мозаика» |
Игра развивает внимание, память, сообразительность, уверенность в собственных силах. |
17 |
Творческая мастерская «Моя буква» |
В каждой семье дети с помощью родителей нарисовали, сшили, слепили, смастерили букву. Получился целый алфавит. |
18 |
Праздник «Как хорошо уметь читать!» |
Итог нашего проекта. Каждый день, выполняя веселые, интересные задания, мы приближались к празднику. Мы-читатели! |
|
В качестве подарков использовали наклейки с изображениями литературных героев, закладки для книг, книжки-малышки, литературные игры для всего класса, сюрпризами были поездка в театр, мандаринки под елкой после прочтения рассказа о подвиге на Ладоге, просмотр мультфильмов по сказкам. |
|
Работа с календарем помогает создать ситуации, когда дети не просто получают готовую информацию, но и рассуждают и делают выводы, т.е. проектируют, сами делают маленькие «открытия» и в ходе этих «открытий» учатся читать, получая удовольствие от процесса чтения. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении можно продолжать, так как устройство календаря позволяет менять задания в кармашках, а нам необходимо продолжить формировать читательские навыки детей.
III этап — заключительный (обработка результатов по реализации проекта, презентация проекта, работа с адвент- календарем, праздник «Как хорошо уметь читать!»)
Итоги проекта
В проекте подобраны различные виды заданий по чтению, которые вызывают интерес к книге и чтению, помогают первоклассникам избежать ситуации неуспеха, преодолеть негативизм к чтению, способствуют совершенствованию и развитию навыка осмысленного качественного чтения.
Первоклассники, заинтересовавшись коллективным творческим делом - выполнением заданий календаря, приобщаются к чтению, сотрудничеству, перед ними открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.
Гипотеза проекта ( использованиеадвент- календаря «Как хорошо уметь читать!» будет способствовать формированию у первоклассников интереса к чтению, развитию их читательских навыков и повышению компетентности родителей в вопросах приобщения детей к чтению ) подтвердилась.
Оценка результатов проекта
Качественные результаты проекта
В результате использованияадвент - календаря «Как хорошо уметь читать!»:
-у первоклассников вырос интерес к чтению;
-дети стали чаще посещать библиотеки;
-активно участвуют в акции буккроссинга;
-улучшилась техника чтения первоклассников;
-развиваются творческие способности ребят;
-дети проявляют желание сделать новые задания для календаря;
-ребята учатся сотрудничать друг с другом и с семьей;
-дети стали бережнее обращаться с книгами;
-расширены представления родителей о детской литературе;
-родители больше внимания стали уделять семейному чтению;
-родители заинтересованы в приобщении детей к чтению;
-получен положительный отзыв о проекте от социального партнера.
Можно сказать, что социальный проект Адвент- календарь «Как хорошо уметь читать!» позволяет не только заинтересовать детей чтением и расширить их знания о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы взаимодействия с семьями ребят.
Количественные результаты проекта
количество участвовавших учеников МОУ «СОШ №13»- 30
родители - 30 семей
учителей МОУ «СОШ №13»- 8
памятка «Как и, что читать с ребенком» для родителей- 30 штук
адвент- календарь «Как хорошо уметь читать!»-1
мультфильм-1
библиотечные уроки- 6
встреча с писательницей Ириной Ежовой «По солнечной дорожке»-1
анкеты для родителей – 30
мини-проекты- 25
плакаты социальной рекламы- 20
полка буккроссинга- 1(книг около 100)
презентация проекта в сообществе «Радуга талантов» и в поселковой детской библиотеке
банк творческих заданий по чтению-1(около 25 игр и заданий)
участие в школьном конкурсе чтецов- 3 человека
участие и победа в региональном конкурсе «Дорога жизни»
участие в международном конкурсе «Сказки мира», сертификат участника получили 25 первоклассников и 18 второклассников
праздник «Как хорошо уметь читать!»-1
список полезных интернет- ресурсов о детском чтении-1
отзыв социального партнера-1
Смета проекта:
Таблица № 3
№ |
Наименование товара |
Стоимость, руб. |
Количество |
Сумма |
1 |
Бумага для печати |
120 |
1 |
120 рублей |
2 |
Бумага для рисования |
100 |
1 |
100 рублей |
3 |
Фломастеры |
100 |
1 упаковка |
50 рублей |
4 |
Клей |
25 |
1 |
25 рублей |
5 |
Цветная распечатка |
- |
20листов |
- |
6 |
Альбом для рисования |
50 |
1 |
50 рублей |
7 |
Скотч |
30 |
1 |
30 рублей |
8 |
Ламинирование |
- |
25 |
- |
9 |
Пластиковые конверты |
10 |
20 |
200 рублей |
10 |
Наклейки |
5 |
10 |
50 рублей |
ИТОГО: |
625 рублей |