История разработки выбранной темы
У нас в школе есть музей «Русская старина». Когда я училась в начальных классах, то мы часто ходили на экскурсии в наш музей и меня всегда интересовали куклы наших бабушек, в чём ходили в старину. Экскурсии вели девочки старших классов. Теперь я учусь в 5 классе и являюсь экскурсоводом музея. И я решила сама разобраться в интересующихся меня темах. И так, тема моей работы «Традиционный женский костюм Калужской губернии». Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту.
Актуальность
Все девочки играют с куклами, одевают их, пеленают, кормят и т.д. В магазинах нашего города много кукол для игры. Но большинство из них напоминают героинь американских мультфильмов – образ американской «Барби». Я считаю, что мы россияне должны играть в русские куклы. Матрёшка для младшего возраста. Есть коллекционные куклы в красивой русской одежде, но цена одной куклы около 400 рублей, а чтобы собрать всю коллекцию, нужно несколько тысяч рублей. А это не всякая семья может себе позволить. Да и играть с коллекционными куклами нельзя – они нужны для сбора коллекции. На мой взгляд, для того, чтобы нам детям было интересно узнавать о культуре своего народа, нужны народные игрушки, куклы, «говорящие» о традициях России, о традиционном народном костюме. Поэтому, актуальность темы исследования обусловлена тем, что народный русский костюм – важная часть традиционной культуры, а вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей. Современный образованный человек не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.
Цель исследования: узнать о традиционном женском костюме Калужской губернии, познакомить ребят школы с традиционным женским костюмом Калужской губернии, с его составными частями и их назначением, развить интерес у детей к культурным традициям России через образ куклы в русском костюме и традиционную русскую одежду.
Задачи:
1. Выяснить историю возникновения костюма.
2. Составить составные части и назначение костюма
3. Найти на сайтах интернет информацию.
4. Провести анализ литературных источников по теме.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Научиться бережно, относиться к своему прошлому через историю через образ куклы в русском костюме и традиционную русскую одежду.
7. Сшить наряд для куклы в костюме Калужской губернии и поделиться своим опытом с учащимися.
Объект исследования: исследование народного женского костюма Калужской области.
Предметом исследования является традиционный народный костюм Калужской губернии.
Гипотеза исследования состоит в том, что, через игру с куклой в русской традиционной одежде можно открыть мир русских традиций, обычаев, формировать вкус и чувство красоты, воспитывать чувство гордости и патриотизма. А современный костюм – бытовой и сценический, будет прогрессивно развиваться, если глубоко изучать традиции.
Практическая значимость: Играя с куклой, наряжая ее в русскую традиционную одежду, дети узнают русский костюм. Смогут сами придумывать и создавать новые наряды. Материал исследовательской работы может использоваться для экскурсий в музее «Русская старина», а также на уроках в школе.
Методы исследования:
Источниками работы стали материалы архива краеведческого музея, художественного музея, периодической печати. В ходе работы использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение. Эмпирические: изучение документов и литературы, изучение результатов деятельности, работа над обогащением словаря, значением трудных слов.
– работа с информационными источниками: книгами, газетами, сетью Интернет.
– анкетирование
План исследования:
1. Анкетирование.
2. Мониторинг.
3. Обсуждение и варианты решения проблемы.
4. Изучение русского народного традиционного женского костюма.
5. Анализ, систематизация, обобщение собранной информации.
6. Практическая творческая работа: изготовление куклы женской и мужской русской народной одежды.
7. Подведение итогов. Вывод.
Изучение русского народного традиционного женского костюма
Русский народный костюм мы начали с изучения книг, которые нашли у себя дома, родственников, также в школьном музее «Русская старина», Краеведческом музее, музее «Деревянного зодчества». Затем в сети Интернет мы продолжили узнавать новое о традициях костюма. В сборе информации мне помогали родители и научный руководитель Н.Б. Покровская. В ходе моей работы над темой я встретила много интересных людей, рассказавших не только о русском народном костюме, но и о жизни русских людей в прошлом. Мне показали много предметов старины, характеризовавших жизненный уклад русских людей, их обычаи и традиции. А еще мы нашли старинные выкройки (Приложение № 1), по которым смогла самостоятельно изготовить сарафан для куклы. А вместе с мамой сшили для куклы традиционный женский костюм Калужской губернии. (Приложение № 5). Изучать историю родного края интересно и полезно, ведь без прошлого нет и будущего.
Я провела анкетирование среди учащихся начальных классов и учеников 5-7 классов. И по результатам анкетирования получила следующие данные:
Из 54учениц начальных классов в куклы играют 23человека (3 мальчика играют в куклы) В русских кукол играют 8человек, а остальные играют в куклы: Барби, Монстр Хай,Феи Винкс, Макси. Из русской народной куклы знают только матрешку-32 человека. У 14 есть дома матрешка или сувенирная кукла в русской народной одежде. А какую одежду носили в далёкую старину ответили – 18 человек.
Можем сделать вывод, что большинство девочек играют с куклами из американских мультфильмов, копируя при этом и поведение и общение.
Также я провела анкетирование среди девочек 5-7 классов . В анкетировании принимали участие 33 девочки. По результатам опроса были получены следующие результаты (таблица).
Мониторинг
Мы с мамой посетили магазины игрушек «Детский мир», собрали рекламные проспекты, содержащие информацию о предлагаемых игрушках, куклах и выяснили, что чаще всего детям покупают куклы иностранного происхождения. А куклы российского производства покупают лишь маленьким детям или более взрослым, как сувенир или в подарок. Я считаю, что родители должны приучать своих детей к традициям русского народа.
Результы опроса
Играете ли вы куклы? |
Какие русские куклы вы знаете? |
Есть ли у вас дома кукла в русском народном костюме? |
А вы знаете, какую одежду носили в далёкую старину? |
|||
да |
нет |
иногда |
||||
5 класс 12 ч. |
3 ч |
Матрёшка |
2 чел |
Да 4 чел |
||
6 класс 8 ч. |
2 ч |
Матрёшка, Петрушка |
1 чел |
Да 6 чел |
||
7 класс 13 ч. |
- |
4 ч |
Алёнушка, Матрёшка Ванька Встанька |
1чел |
Да 7 чел |
Анализ, систематизация, обобщение собранной информации
В каждом районе Калужской губернии сложилась своеобразная культура местных жителей, на формирование которой повлияла в первую очередь обособленность поселения. Русская народная одежда, сохранившаяся в основных чертах в крестьянской среде вплоть до начала XX века, – ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – все это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты и гармонии.
Виды одежды и особенности покроя
Женская одежда в Калужской губернии разделялась на праздничную, будничную и рабочую. Друг от друга костюмы, предназначенные для хозяйственных работ и ношения в торжественных случаях, отличались в основном тканями и количеством декоративных дополнений.
В комплексе праздничной одежды органично сочетались детали, выполненные в техниках узорного ткачества и вышивки, бахрома и блестки из перламутра, тесьма и украшения из бисера. Для праздничного наряда предназначались бархат и шелк, а также тонкие шерстяные ткани. Будничный же костюм был довольно простым, с лаконичными узорами, выполнявшими функцию оберега. Рабочую одежду шили из льна, хлопчатобумажной ткани, грубой шерсти.
В Калужском краеведческом музее нам рассказали, что в народном костюме каждая деталь, и каждый цвет были символическими. Так, в калужском народном костюме обязательно присутствуют два цвета – белый и красный. Красный цвет символизировал долголетие, плодородие, силу и власть. Это цвет огня и солнца. Он помогал выражать свое настроение и оптимизм.
Рубаха. Основной частью женского русского народного костюма была рубаха. Само слово происходит от корня «руб» – кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело ещё значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. Женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. В отличие от мужской народной рубахи, женская рубаха могла доходить длиной до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон женской рубахи со сборенными рукавами специально для кормления младенцев.
Они несли различный смысл, потому и шились по-разному.Шили рубахи из 4 полотнищ холста, рукав был присборен с ластовицей. Подол рубахи закрывал колени. Его украшали тканым узором красного цвета. В девичьих рубахах украшался весь подол, в женских – только спереди, а у пожилых женщин – совсем не украшался. Особенной была подвенечная, свадебная рубаха. Она была тонкая, белая, считалось, что она обладает целительными и охранительными свойствами. Женские рубахи шили из домотканины – льна, холста, шерсти, пеньки, конопли и других натуральных тканей. Калужские женщины трепетно относились к своей рубашке, подтверждая известную поговорку «Своя рубашка ближе к телу». По народным поверьям, продать этот вид одежды означало отпустить от себя счастье, удачу.
Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Детская одежда была одинакова для девочек и для мальчиков она не имела различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестёр и братьев, или перешитые из старых вещей родителей. Обязательным атрибутом рубахи считался пояс. Ходить без пояса считалось грехом. Часто в пояс зашивали тесёмки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза, помогают в беде. На пояс наносили знаки Рода – из какой семьи человек. Если за какие-то проступки человека изгоняли из Рода, пояс снимали. Поэтому, «распоясанный» – это человек без пояса, иными словами – преступник, за поведение которого никто не несёт ответственности. Кроме родовых символов на поясе так же размещались обережные узоры, позднее молитвы.
Приложение № 2 Схема рубахи
Сарафан. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эту нарядную одежду из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. «А сама-то величава, выступает, будто пава»- это Царевна-Лебедь из сказки Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, женщина в сарафане не идет, а «выступает» величественно и плавно. Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», – так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т.к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой.
Также женщины надевали китайчатые сарафаны . Китайчатые сарафаны делались из покупной темно-синей (кубовой) материи китайки, отчего они в крестьянском обиходе называются сокращенно «китайками». Подпоясывали «китайку» широким шерстяным зеленым или красным поясом с бахромой на концах, либо широким тканым поясом, завязывая его с правого боку узлом. Узкие поясочки и шнурки никогда с «китайкой» не надевали. Под сарафан надевают «манишки». Это сильно укороченные рубахи (выше талии).
Схема выкройки сарафана (Приложение № 3)
Поверх рубахи надевали – юбку-понёву -это недлинная шерстяная юбка тёмного цвета. Понева или понява, сначала была куском ткани, которым обвязывались взрослые женщины. Затем, три несшитых полотнища стали скрепляться на талии поясом. Позже появились глухие поневы (полностью сшитые). В этом случае к трем полотнищам добавлялось четвертое – «прошва». Ее делали короче и из другой материи. Снизу надставляли «подпольником» из куска основной ткани. Внешне выглядело как передник.
Фартук-передник
Поверх рубахи и понёвы надевался фартук-передник или занавеска Он был самым ярким элементом в одежде. Он был постоянно на виду. И поэтому богато украшался вышивкой, лентами. Фартук служил завершением всего костюма.
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные шубы Зипун представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна – чёрного, синего цветов; будничные – из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.«Шубка»— это не специально калужское название для той одежды, которая пришла на смену сарафану. Праздничная шерстяная «шубка» алого или малинового цвета подшивается у подола полосой кумача в 1/4 аршина ширины и украшается двумя рядами черного кружева – «накладами». «Шубку» подпоясывали самодельным плетеным шерстяным, либо крученым из разноцветной пряжи пояском, украшенным на концах кистями – «косниками» из того же материала с привесками из бисера и бус.
Головной убор Приложение № 4
Девочки, до замужества носили волосы открытыми и всячески их украшали, заплетали в косу, вплетали атласные ленты. Женщины Калужской губернии заплетали волосы в две косы и укладывали их на лбу или закручивали узлом на затылке. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем. По праздникам одевали налобную повязку или венец.
Женщины носили – кичку, кокошник, повязку, повойник, сорок, сборник. По виду головного убора можно было определить богатая семья или бедная, замужняя женщина или нет. Замужней женщине позорно было ходить простоволосой. Отсюда возникло выражение опростоволоситься, что означает опозориться.
Кичка – старинный женский головной убор. Древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока – без рогов, кокошник – с высоким передом) Кичка была не у каждой женщины, бывало, оно, как говорится «ходила по деревне из рук в руки». Налобник у кички может быть съемным или цельнокроеным. Он украшен «дутиками» – своеобразными мелкими блестящими бусинками, которые в наши дни нигде не изготовляют. Такое название возникло, благодаря способу их изготовления – выдуванию. Нагрудные украшения – бусы – тоже были изготовлены из «дутиков», только размером побольше. За отсутствием старинных, женщины делали бусы из стеклянных елочных бус. Естественно, цвет э тих дутиков поблек со временем, блеск исчез, кое-где они обсыпались. В старину считалось, что налобник должен гореть как зуб золотой – огнём. А вот невесте после венчания надевали кичку, а поверх – высокий венок из искусственных цветов, украшали «пушками» (сережками). Кроме кички, женщины, естественно, носили платки; были платки «заграничные», подшальники шерстяные и х/б. Повязывали платки обычным способом – под шеей. А так же, как бы «имитировали» кичку: платок повязывали назад, оставшийся конец подтыкали, образовывая на макушку «рожки» (калужанкам характерны рогатые кички) и поверх надевали налобник. Это тяжелый и неудобный головной убор носили не только в праздник, но и по будням в трудную работу: в нем косили и пахали.
Повойник шился в виде шапочки из холста, ситца, шёлка. Старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. В праздники же надевали кокошники. Одежда девочки одинакова с одеждой взрослой девушки. Лет с 12 девочки имели собственный сундучок, где лежали все их платье и украшения. Из этих вещей по обычаю, мать ничего не могла ни отдать на сторону, ни продать без согласия дочери. Большой популярностью у жительниц Калужской губернии пользовались серьги-пушки – круглые шарики из белого гусиного пуха или заячьих шкурок, к которым крепились бисерные поднизи. Их очень любили и девушки, и молодые женщины. Со временем серьги изготовляли и металла. В Калужской губернии серьги носили даже и мужчины. Мужчины носили одну серьгу, женщины две.
Народная вышивка Калужского края – одна их ярких страниц в художественной культуре русского народа. Она занимает свое, особое место, являясь одним из немногих «островков» в средней полосе России, где наряду с геометрическим орнаментом, бытовали красочные динамичные, со сложными композициями узоры. Я узнала, что в Калужском краеведческом музее хранится интересная коллекция местной вышивки, которая начала складываться в конце XIX в. стараниями губернской Ученой Архивной Комиссии.
Вышивкой украшались те части костюма, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека. Это ворот, манжеты, подол. Вышивали крестиком и цветной перевитью. В узорах вышивки были растения, птицы-павы, геометрические фигуры, изображения животных и солнца.
Определенный узор вышивался на девичьей рубахе, свои символы имела вышивка на рубахе замужней женщины, молодки (недавно вышедшей замуж), а также на рубахе пожилой женщины. Таким образом, присутствие символов плодородия указывало на свадебную рубаху или рубаху молодки. Так же узоры могли вышиваться в первый год семейной жизни с пожеланием к рождению детей. Также в узорах на рубахах молодых женщин встречались «лягушки». Этот узор («лягушки») вышивался на свадебных рубахах.
Очень интересен геометрический узор «куст с крестом» или «рожаница».
Практическая творческая работа: изготовление женской одежды Калужской области
В результате исследовательской творческой работы я узнала много нового и интересного о женском традиционном русском костюме Калужской губернии. Эти знания я смогла использовать при изготовлении наряда для своей куклы.
Вместе с мамой Прокофьевой Ириной Алексеевной мы сшили изготовили куклу и сшили для неё наряд , в котором ходили женщины нашей калужской губернии.. Может быть она не является произведением искусства, но у меня появились определенные навыки, свои маленькие секреты. Я поняла, что можно своими руками создавать красивые и неповторимые вещи. Играя с этой куклой можно увидеть, как красива народная русская одежда жителей Калужской губернии, узнать традиции в украшении одежды, познакомиться с цветовой гаммой и рисунками – оберегами, которыми она украшена. И мы уверены, что такая игрушка поможет привить интерес к русской культуре и поможет воспитывать чувства гордости за красоту нашего народа.
Подведение итогов. Заключение
В будущем знания и умения, которые я получила в этой исследовательской работе, я хотела бы воплотить в жизнь: заняться бизнесом, открыть свой салон-ателье по пошиву одежды и конечно бы я использовала элементы русского народного костюма.
Важная «пава», «душа голубица» -
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде – крестьянской одежде,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Чёрное – скорбь, что на родине свято),
По подолу будто вспахано поле –
Ромбы узорной легли полосою,
Символы солнца и знаки земли,
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока – убор молодицы,
Косник, венец – украшенье девицы,
Сборник, повойник – убор для старухи…
Самый красивый – убор молодухи.
Так испокон сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Приложение № 1
Анкетирование
Мною были разработаны следующие вопросы анкеты для учеников начальных классов:
1. Играете ли в куклы?
а) да б) нет в) иногда
2. Если да, в какие куклы вы играете?
3. Какие русские куклы вы знаете?
4. Есть ли у вас дома кукла в русском народном костюме?
5. А вы знаете, какую одежду носили в далёкую старину?
В опросе участвовали девочки начальных классов 1-4 классов
Приложение № 2
Схема выкройки рубахи
Приложение № 3
Схема выкройки сарафана
Приложение № 4
Головные уборы
Калужская губерния. район Верхней Песочни или Жилино. Старушечий или вдовий костюм (фото Виталий Ведерников) |
Фото Надя Линд |
Фото Надя Линд |
Калужская обл. Жиздрин. уезд Коллекция С. Глебушкина |
с. Хвастовичи Калужская область |
Жители села Березичи, фото 20-х гг. XX в., из архива А.А. Рябова (Козельский район) |
Головной убор «сорока». Кон. 19 в. Калужская губ. Вид сзади / Кат. № 9/ |
Головной убор «сборник»., позатылень. Калужская обл. Кон. XIX–нач. XX в. Бархат, вышивка золотными нитями. |
Ожерелье Калужской губернии. |
Выкройка головного убора –сорока
Девичья головная повязка
Серьги
Значение трудных слов
1. Эмпирический метод – означает получаемый опытным путем, это способ полученных в ходе изучения объекта конкретных данных.
2. Душегрейка – тёплая короткая кофта или стёганка без рукавов, со сборками сзади.
3. Кичка, кика – старинный женский головной убор, украшающий облик и придающий стать.
4. Оборка – завязка у лаптя.
5. Парча – шелковая ткань, затканная золотом или серебром.
6. Зипун – крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота
7. Кушак – Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура (Значение слова Кушак по Ефремовой).
8. Лапти – плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. – основной вид крестьянской обуви в России. ( в Энциклопедическом словаре)
9. Аршин – старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; = 71 см (Толковый словарь русского языка, Ожегова, совместно с Н.Ю. Шведовой).
10. Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – повязка на голову. Существуют как девичьи очелья, так и мужские (наголовень). Также очельем называют часть головного убора – сороки, кокошника и т.д., который прикрывает лоб. Очелье, как повязка, имеет несколько целей или предназначений. Очелье, как головной убор, для закрепления волос; очелье как украшение; очелье, как оберег.
Библиографическая ссылка
Прокофьева А. ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Старт в науке. – 2017. – № 6-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=926 (дата обращения: 05.12.2024).