Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/5/28967
О, сколько мудрых мыслей в сказках скрыто!
Не стоит сказками, друзья, пренебрегать.
Советов жизненных не счесть. Но их услышав,
Мы не спешим всерьез все принимать….
А. Морозов
Во все века сказки сочинялись для того, чтобы в иносказательной форме научить человека понимать окружающий мир, явления природы, взаимоотношения между людьми.
К сожалению, многие сказки со временем утратили свой изначальный смысл. Это происходило потому, что каждый рассказчик понимал и передавал сюжет сказки по-своему. Из-за этого первично интересные и мудрые сказки, сейчас кажутся нам простыми поучительными историями.
В конце 19 и начале 20 века многие писатели специально переписывали их на новый лад, превращая мудрую историю в обычный приключенческий рассказ. После Октябрьской революции сказки и детские книжки в России вообще были запрещены. Но в устной форме сказки продолжали жить среди народа. Их снова и снова пересказывали люди своим потомкам.
Каждый из нас с детства слышал сказку «Колобок». Но мало кто знает, что эта многовековая сказка рассказывает о таком явлении природы, как цикличная смена фаз Луны.
Существуют древние книги, написанные на славянском языке. В них рассказано остроении нашей Солнечной Системы, Вселенной и всей нашей Галактики. Уже много тысяч лет назад наши предки знали о 9 планетах, вращающихся вокругСолнца. У древних славян был свой, очень удобный в обращении календарь (Бога Коляды дар),была своя письменность, азбука. Все это говорит о том, что древние славяне обладали знаниями, которые сейчас, из-за сложившихся обстоятельств,почти забыты.
Цель работы: раскрытие изначального смысла сказки « Колобок» и понимание связи смысла сказок и природных явлений, окружающих человека
Задачи работы:
– изучить литературу по данной теме;
– рассмотреть происхождение древнеславянских слов из сказки «Колобок»;
– рассмотреть законы движения Луны вокруг Земли и провести наблюдения за Луной;
– провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы;
– подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что, не смотря на широкую популярность русских народных сказок и знания их поучительного смысла, изначальный смысл остается незамеченным.
Актуальность работы заключается в том, что русская народная сказка «Колобок» рассматривается не с привычной точки зрения (когда выделяется поучительный смысл сказки), а исследуется ее изначальный смысл, что делает изучение фольклорных произведений интересным для детей.
Гипотеза
Изначально в старославянских сказках, прежде всего, отражались знания славян о строении Солнечной Системы, явлениях природы и описывались законы окружающего нас мира.
Объект исследования: русская народная сказка «Колобок»
Предмет исследования: изначальный смысл русской народной сказки «Колобок»
Методы исследования:
– изучение источников информации о сказке «Колобок»;
– чтение и построчное размышление над русской народной сказкой «Колобок»;
– анкетирование учащихся по анкете, разработанной автором;
– наблюдение за Луной.
Новизна работы заключается в том, что древнеславянская сказка «Колобок» может служить пособием для изучения фаз Луны.
Практическая значимость: сказка «Колобок» в игровой форме объясняет детям, как изменяется Луна в течение месяца: как она убывает и растет.Произведение может быть использована для изучения созвездий нашей Вселенной.
Было проведено занятие «Что мы знаем о Луне» с учениками 1–4-х классов МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги с использованием материалов научной-исследовательской работы автора «Изначальный смысл сказки» Колобок». Древнеславянская сказка, какучебное пособие для изучения цикла Луны».
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1. Возникновение древнеславянской сказки « Колобок» и ее изначальный смысл
Чтобы понять древние сказки и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена, когда и появлялись сами сказки.
Это были времена, когда по старинным преданиям наши предки жили на северном материке.
С давних времен известна поговорка:
«Сказка ложь, да в ней намек! Кто познает – тем урок».
Как лучше всего сохранить и передать информацию (или «урок») потомкам?
Носители информации могут быть разными. Сказки, сказы, былины – один из видов передачи информации из поколения в поколение. Русские народные сказки – это наше наследие, наша культура. Сказки рассказывают и читают дедушки и бабушки своим внучатам, мамы и папы своим детям перед сном и на досуге.
Одной из первых сказок, которую родители рассказывают своим детям, является Колобок. Почему?
Сказка содержит яркие образы животных, легко и просто рассказывает о приключениях симпатичного для всех героя – Колобка. Слушая сказки, дети учатся мыслить образно, что очень помогает им потом в жизни. Сказка про Колобка живет уже не одну тысячу лет. Из поколения в поколение рассказывают ее люди.
Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-Пончик. Это аналог русского Колобка. А самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США. Но в настоящее время рассказывается неполная и измененная версия старой русской народной сказки.
А какой же была полная версия сказки?
Главное отличие заключается в том, что в старой сказке убегает Колобок от зверей не целым. Каждый встреченный зверь откусывает от Колобка по куску. И до Лисы докатывается только его маленькая долька.
Вспомним сюжет сказки «Колобок» подробнее. История начинается, когда дед просит бабу испечь ему колобок. Баба помела-поскребла по сусекам, замесила тесто и испекла колобок. Дальше Колобок оживает и сбегает навстречу приключениям. По пути ему встречаются разные звери, которые пытаются съесть Колобка, но он ото всех убегает. И только хитрой лисе удается обмануть и съесть главного героя сказки.
Это современный вариант сказки, но более ста лет назад она звучала по-другому. Вот один из древних текстов знакомой нам сказки:
Попросил Дед испечь Колобок.
Она по амбарам по Сварожьим помела,
По сусекам по Чертожьим поскребла,
Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.
Пошел Звездный дождь, опрокинул Колобка,
Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:
Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал, Медведь бок примял, Волк часть съел,
Пока Лиса совсем не съела.
В этом тексте встречаются незнакомые нам слова и выражения. На сегодняшний день мы не употребляем их и не знаем их смысла. Раньше Сварожьим кругом называли круг зодиакальных созвездий. В нем было 16 созвездий, а сейчас их всего 12. И назывались они тоже по-другому. Это были созвездия в основном животных и птиц: Лебедя, Ворона, Вепря, Лисы– имена богов – покровителей этих созвездий.
Теперь становится понятно, о чем рассказывается в приведенном нами отрывке сказки. Мы догадываемся, что наш Колобок – не просто булочка, а что-то созданное на небе, среди созвездий. После создания он начинает свое движение из одного созвездия в другое, при этом в каждом из них он оставляет «кусочек своего бока».
Зная, что именно так ведет себя спутник Земли – Луна, мы понимаем, что эта сказка о ней.
Луна движется вокруг Земли, и мы можем наблюдать четыре ее фазы:
– полнолуние, когда Луна видна полностью;
– убывание Луны, когда с каждым днем Луна становится меньше и превращается в серпик;
– новолуние, когда Луна совсем не видна;
– рост Луны, когда ее видимая часть постепенно увеличивается.
Каждой фазе Луны соответствует свое созвездие. Спутник нашей планеты за 29 дней проходит все 12 (16 по-старому) созвездий. В каждом из них Луна задерживается несколько дней, при переходе из одного в другое, меняется по размеру ее видимая часть.
При растущей Луне происходит прибавление к ней «кусочков». Это Баба «наскребла по сусекам» муки. Затем она добавляет в муку воду. Луна еще увеличивается. Когда тесто помещают в печь, оно поднимается – Луна продолжает расти. И вот Колобок испечен – наступает полнолуние. Дальше Колобок отправляется в путь по Сварожьему кругу. Он проходит созвездие Вепря, и Вепрь ему откусывает кусочек бока – Луна начинает убывать (начало 3 фазы Луны).
Затем Луна-Колобок попадает в созвездие Ворона, который тоже «отклевывает» от него кусочек. Луна продолжает уменьшаться (3 фаза Луны).
Так от созвездия к созвездию, встретившись с Медведем и Волком, Колобок превратился в тонюсенький серпик. (4-я фаза Луны). Таким он попадает в созвездие Лисы, где исчезает без следа (новолуние).
Сказка поведала нам о циклах и фазах Луны, о ее движении через созвездия зодиакального круга.
1.2. Значение слов «колобок» и «сусеки»
Теперь рассмотрим, почему же наш герой носит имя Колобок.Перелистаемзнаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка»В. И. Даля. Из него мы узнаем, что в ходу в те времена было старинное слово «коло», означающее «круг, окружность, обод, обруч; колесо».
Было и слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Колобок – уменьшительное от слова « колоб». «Скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клецка из пресного теста».
В тверских говорах есть слова колобу?ха – «галушка, увалень», колоба?н – «толстая лепешка», околобе?ть – «сжаться». То есть, колобком называлась толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.
Таким образом, имя главного героя сказки продиктовано его формой. Рассмотрим еще одно незнакомое нам слово – «сусеки».
СУСЕКИ – для хранения продуктов раньше часто использовали разного вида короба или»ящики» – так называемые сусеки, иногда короб делали из цельного пня.
СУСЕК (из словаря В. И. Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба
2. Практическая часть
2.1. Наблюдение
В течение двух месяцев я проводила наблюдение за Луной. Узнавала по лунному календарю, в каком созвездии находится Луна в каждом из дней. В какое время она заходит и восходит. Как происходит ее изменение по фазам.
Выяснила, что:
– в сентябре 2015 года новолуние наступило 13 числа в 09:42 , в созвездии Скорпиона;
– солнечное затмение было тоже 13 числа, в 09:55;
– полнолуние наступило 28 сентября в 05:52, в созвездии Овна;
– лунное затмение было в тот же день, в 05:42;
– в октябре этого года новолуние наступило 13 числа в 03:07, в созвездии Весов;
– полнолуние наступило 27 октября в 15:06, в созвездии Тельца.
Кроме наблюдений. Мне стало интересно: знают ли про этот вариант сказки мои одноклассники. Я провела анкетирование в своем и параллельном классе.
По его результатам, были построенные диаграммы, на которых видно, как ребята относятся к сказке.
Библиографическая ссылка
Воробьева С.А. ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «КОЛОБОК». ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ СКАЗКА КАК УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИКЛА ЛУНЫ // Старт в науке. – 2017. – № 4-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=794 (дата обращения: 04.12.2024).