Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПУШКИН И АНЧАР, ИЛИ, А БЫЛА ЛИ ОШИБКА?

Ясинский А.В. 1
1 г. Ярцево, МБОУ средней школы № 9, 7 «А» класс
Шустова Е.В. (Ярцево, МБОУ средней школы № 9)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/2/26656.

Давайте познакомимся! Я – Ясинский Артём, ученик 7 «А» класса, средней школы № 9. Мне 12 лет. Я как многие мальчишки моего возраста люблю конструировать, играть в подвижные и компьютерные игры и даже… читать.

Научился читать в 6 лет. Первая прочитанная книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», последняя прочитанная на прошлой неделе «Гарри Поттер и кубок огня» Дж.К. Ролинг. Меня интересуют такие предметы как история, биология, география.

Так что всегда найдётся тема для обсуждения с друзьями-товарищами, одноклассниками, родителями. Кроме того, я считаю, что книга является источником знаний. Это источник мудрости, совести, истины, милосердия и доброты. Это интересный, богатый событиями новый мир для читателя. Есть книги, которые не стареют, они всегда наши ровесники, с ними не бывает скучно. Ги де Мопассан сказал: «Жизнь – гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро». Так вот книга помогает мне быстрее подняться на «вершину знаний» и никогда не опускаться.

Предлагаемая исследовательская работа – это возможность реализации описанного выше моего увлечения.

Предыстория исследования такова. Учитель географии порекомендовал прочитать книгу А.А. Сторярова «Занимательная география». Особый интерес у меня вызвал раздел «О Пушкине и о …» и в частности вопрос. Он звучал так:

«В пустыне, чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила»

Не погрешил ли поэт против истины? Впрямь ли анчар был столь ядовит, как о том писал Пушкин?

С этим вопросом я обратился к своим одноклассникам. Ответы были таковы.

№ вопроса

Предлагаемые вопросы

Ответы одноклассников

1

Известно ли вам растение анчар?

– да, по стихотворению

А.С. Пушкина -80 %

– нет – 20 %

2

Как вы представляете это растение?

– очень ядовито – 80 %

– растёт в пустыне – 73 %

– создаёт тень в знойный день – 62 %

– ничего не знаю – 30 %

О какой погрешности Пушкина можно говорить?

Кроме того, я попросил своих одноклассников проиллюстрировать первичное восприятие этого растения на основе предложенного Пушкиным описания.

Так предметом моего исследования стал анчар.

Гипотеза исследования

Мог ли А.С. Пушкин ошибаться, описывая это растение?

Цель исследования

Выявить истинные особенности растений рода анчар.

Задачи исследования

1. Узнать историю создания стихотворения «Анчар».

2. Определить: ареал распространения, условия произрастания, свойства и практическое применение данного растения.

3. Проследить характер визуального восприятия в зависимости от качества информации.

4. Предоставить результаты своего исследования одноклассникам, членам НОУ, способствовать формированию интереса в изучении литературы, истории, географии и биологии.

С руководителем работы мы определились с выбором конкретных методов исследования (ведь метод – это способ познания) и выбрали наиболее приемлемые:

1) основанные на опыте: изучение справочной, дополнительной литературы, средств массовой информации, наблюдения, консультация учителя русского языка – их называют эмпирическими.

2) обобщение, анализ, классификация (БРЭ. «Классификация – это деление на группы по определённому признаку»), систематизация (Из методической литературы. «Систематизация – это приведение в систему чего-нибудь») – теоретические.

Для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы исследования я составила план работы. (Эта форма работы проводилась совместно с руководителем).

Этап работы

Сроки выполнения

Моя деятельность

1. Подготовительный

Ноябрь 2014

Определения целей, задач, методов исследования. Выдвижение гипотезы. Анкетирование учащихся класса. Сбор информации.

2. Этап реализации

Декабрь 2015

Обработка полученной информации.

3. Аналитический

Январь-февраль 2015

Анализ полученных результатов исследования.

Подтверждение или опровержение предполагаемой гипотезы.

4. Презентация

Весна 2015

Оформление результатов, создание мультимедийной презентации.

Стихотворение начато поэтом в конце августа – в начале сентября. Под стихотворением стоит дата окончания – 9 ноября 1828 г. и место написания – Малинники. Здесь, в Тверском поместье Вульфов, Пушкин живёт с октября по декабрь. Возвратившись из своей ссылки, Александр Пушкин понимает, что его мечтам о свободном творчестве не сбыться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре.

В 1828 году против Александра Пушкина возбуждают дело с обвинением в написании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада»: эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». Поэт использовал рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому. С этим преданием Пушкин мог познакомиться, читая журнал Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Оно привлекло Пушкина и своей диковатой поэзией, и возможностью с ее помощью выразить важные и заветные мысли: об отношениях человека и власти, о роли зла в природе и в человеческой жизни.

Итак, перейдём к географическому анализу данного стихотворения.

«В пустыне чахлой и скупой…?!» – читаем мы в первой строфе стихотворения. Ключевое понятие, «субъективный герой» нашего повествования – анчар.

Обратившись к энциклопедическим биологическим справочникам, выяснил: «Анчар (antiaris) – род растения семейства тутовых» (долгое время это растение ботаники относили к семейству крапивных. Это ещё одно из заблуждений об этом растении).

Я решил определить близких родственников анчара. Какие они на первый взгляд непохожие!

Используя информацию из Википедии, я рассуждал: « Однодомные, значит, растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении (напр., осока, кукуруза, берёза). Используя другие Интернет-ресурсы, определил, что «мужские цветки» – находятся в плоских головчатых соцветиях, а «женские» – одиночные. После цветения растения образуются гроздья ярких, плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья смородины.

Промежуточный вывод: растения рода анчар принадлежат семейству тутовых. Различают древесные и кустарниковые формы.

О чём А.С. Пушкин и не подозревал

Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» (1828 г.) наделено множеством поэтических эпитетов, создающих образ этого растения. «Одинокий анчар», произрастающей в «чахлой и скупой пустыне»; порождён «природой жаждущих степей», имеет «дремучие листья». По причине чрезмерной ядовитости, к нему не приближаются никакие живые существа. Даже физическое образование «ветер», если уж «набежит», то мчится прочь, подозревая о свое приобретённой «тлетворности». Конечно, описывая особенности и свойства анчара, я несколько иронизирую. Меня оправдывает время, я имею взгляды на анчар человека XXI века. А.С. Пушкин жил лишь в 19 в., он невольно стал «рупором антинаучных воззрений» своего времени.

Данное стихотворение имеет аллегорический смысл (Аллегория – это художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога). Под образом восточного владыки, напитавшего ядом анчара «свои послушливые стрелы» и разославшего с ними гибель «к соседям в чуждые пределы», поэт подразумевал реакционную политику российского царизма. Об этом я, возможно, напишу, в своей следующей исследовательской работе по литературе.

Общие выводы моей работы

Гипотеза, выдвинутая в моей работе подтвердилась. А.С. Пушкин ошибался описывая это растение:

1. Настоящий анчар не может произрастать «на почве, зноем раскалённой. Это дерево – не обитатель пустынь, оно, напротив, любит тучные почвы влажных тропиков.

2. Ядовитость анчара не столь опасна, как это описано поэтом. Чтобы сделать сок анчара ядовитым, малайцы подмешивают к нему настоящие яды. И птица, и зверь, и человек могут чувствовать себя «под сенью» анчара в полной безопасности.

И в заключении, о чём А.С. Пушкин и не подозревал:

- о технологии производства яда. Местными жителями на коре дерева ножом делается надрез. Собирают сок анчара в бамбуковый контейнер. Его устанавливают на огонь. Происходит процесс дегидратизации. Этот процесс требует огромного терпения и осторожности. Для получения среднего количества яда необходимо его прогревание в течение нескольких недель. Если нагрев будет сильным, ядовитые свойства разрушаться и продукт приобретёт сладковатый вкус, темно-коричневый оттенок. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким, очень вязким, иметь чёрный металлический блеск – так утверждают туземцы.

- А.С. Пушкин не подозревал ещё и о достоинствах анчара. Кора анчара настолько толстая и эластичная, что местное население использует его для производства ковриков и одежды.

Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева. Затем кору размягчают путём поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая её до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины, и приобрело необходимые размеры, её погружают в воду сроком на 1 месяц. После этого кору моют, выколачивают ещё раз: избавляются от остатков жидкости, клейковины и яда. Теперь кора становится похожа на белую полотняную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мелкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.

И последнее моё исследование «Изменение визуального восприятия в зависимости от качества используемой информации» в рамках предложенной работы.

Я проводил его в несколько этапов.

1 этап

Предложил учащимся моего класса запечатлеть на бумаге образ анчара, воспетый Пушкиным.

Получил образы.

2 этап

Предложил учащимся класса зарисовать анчар, после их ознакомления с результатами моей работы

Рисунки получились разными. Но объединяет одно: анчар – высокое дерево тропических лесов.

3 этап

Предложил учащимся сравнить рисунки с фото анчара.

Высказывания 99 % учащихся класса: «Мы его всё равно представляли не так!»

Выводы

Предлагаемая информация для создания образа должна быть:

- полной, требующей всестороннего изучения;

- иметь научный характер;

- основываться на обобщении всех видов опыта.

И тогда создаваемые нами образы станут похожими на реальные. Обращаясь к современной действительности: не будут западные политики создавать из России «образ злого врага».


Библиографическая ссылка

Ясинский А.В. ПУШКИН И АНЧАР, ИЛИ, А БЫЛА ЛИ ОШИБКА? // Старт в науке. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=500 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074