В современном обществе информация становится одним из главных ресурсов, ценностью, определяющей уровень и качество жизни людей. Именно качество жизни рассматривается в утвержденной Указом Президента России В.В. Путиным Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года, как один из важнейших факторов обеспечения безопасности страны [1]. Следовательно, проблема информатизации представляет особую актуальность.
Вместе с тем, в настоящее время происходит активное развитие инновационного процесса в различных сферах общества, что требует от современного человека систематического поиска новых и оригинальных решений. Оптимальное разрешение противоречий в условиях конкуренции, проверки на состоятельность и жизнеспособность возможно на основе интегрированного анализа-синтеза исходных условий, постановки и реализации задач направленного и систематизированного поиска вариантов, обоснованного и аргументированного выбора лучших альтернатив.
Наш исследовательский интерес связан с информационным проектированием, что объясняется доступностью и большими возможностями данного направления профессионального творчества. Установлено, что наиболее эффективными в поиске оптимальных решений являются эвристические методы, обеспечивающие направленность поиску инноваций [4].
При разработке проекта «Электронный учебный ресурс «История языков программирования» были поставлены цели: а) разработать электронную информационно-обучающую программу; б) принять участие в конкурсах компьютерного творчества учащихся и студентов. Кроме того, нами определена стратегия проектирования: придать информационным и коммуникативным процессам современное качество. Выделены и сформулированы принципы создания проекта: декомпозиция и иерархичность; этапность и цикличность; систематизация и технологичность, а также совокупность условий создания новых или совершенствования существующих информационно-коммуникативных проектов на основе эвристических методов.
В исследовательской практике мы используем морфологический и функциональный анализы, «список контрольных вопросов» [3] – методы направленного поиска творческих решений. Выделение основных компонент проекта произведено на основе структурного подхода. Было принято решение обобщить информацию в семь разделов: 1) введение, 2) общие сведения, 3) машинные языки и ассемблеры, 4) языки программирования высокого уровня, 5) краткие итоги, 6) контрольный тест, 7) источники информации.
Во введении обосновано значение предмета «История информатики и вычислительной техники» и его раздела «История языков программирования» в подготовке техника по ИТ, получающего профессиональное образование в учреждении СПО. Перечисляются структурные комоненты ресурса и называются основные особенности работы с программой.
В разделе «Общие сведения» приводится определение понятия «язык программирования». Называется первый программист в истории вычислительной техники ВТ – Ада Лавлейс. Она написала комментарии к статье о машине Ч. Бэббиджа, которые принято считать первым трудом по программированию. В текстовую часть включены фотографии А. Лавлейс и Ч. Беббиджа.
В третьем разделе «Машинные языки и ассемблеры» рассматривается классификация, особенности, достоинства и недостатки разных языков программирования. В частности, отмечается, что для облегчения общения человека с ЭВМ были созданы языки программирования уровня ассемблер. Благодаря им программист может пользоваться мнемоническими кодами операций, по своему усмотрению присваивать символические имена регистрам ЭВМ и ячейкам памяти, а также задавать наиболее удобные в том или ином контексте схемы адресации.
Основное содержание электронного ресурса составляет раздел «Языки программирования высокого уровня», включающий информацию о 18 языках, разработанных в разные годы второй половины XX – начала ХХI века [2]. Среди них: Фортран, Паскаль, С++, Java, C# и др. На страницах ресурса отражаются основные исторические сведения, связанные с возникновением, развитием и создателями языков программирования. Будучи уникальным воплощением человеческой мысли, язык общения с машиной, вызывает интерес уже потому, что является средством, понятным машине. Поэтому активизируется познавательная деятельность при освоении сведений, ибо развитие языков программирования сыграло важную роль в воплощении многовековой мечты человечества по созданию искусственного интеллекта.
При формулировании выводов в пятом разделе рассуждения строятся на основных концепциях программирования, что является еще одним основанием для классификации языков программирования. Отмечается, что в последнее время высокую популярность приобретает www-программирование. Языки таких технологий обладают рядом свойств, позволяющих использовать их на платформе, специализированной для работы в качестве сервера.
Контрольный тест состоит из 20 вопросов с возможностью выбора правильного ответа из числа трех предлагаемых вариантов. После выполнения заданий отражается результат в виде оценки по пятибалльной шкале. Критерии оценок содержатся в инструкции к тесту.
Среди источников информации в седьмом разделе перечислены печатные издания (книги и учебные пособия) и Интернет-ресурсы. Доступна возможность перехода по гиперссылкам на сайты и видеохостинги.
В разработке электронного учебного ресурса «История языков программирования» использованы средства создания web-документов – HTML, Java, CSS, а при обработке изображений – графические редакторы. Корректность написания программного кода проверялась валидатором.
Апробация созданного программного продукта (см. рис.) состоялась в текущем учебном году на занятиях по предмету «История информатики и вычислительной техники». Было отмечено повышение интереса студентов к учебной дисциплине. А нами приобретен инновационный опыт в создании электронных продуктов. Разработанный ресурс в настоящее время участвует в Международном творческом конкурсе школьников и студентов «IT-drive» в Красноярске.
Рис. Фрагмент страницы ЭУР «История языков программирования»
Таким образом, намеченная стратегия, в совокупности с выделенными принципами и условиями, посредством эвристических методов направленного проектирования позволила достичь поставленных целей: создать электронный ресурс и принять участие в крупном творческом мероприятии.
Библиографическая ссылка
Шурыгина Е.А. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕСУРСА СРЕДСТВАМИ НАПРАВЛЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=375 (дата обращения: 21.11.2024).