Цель:Знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи:
1.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). 2.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). 3.Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа:ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Оборудование:“Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), русский народный костюм для хозяйки и домового.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой (звучит песня « Русская изба» в исполнении Марии Пахоменко).
Хозяйка избы встречает детей у входа.
-Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Я – премудрая девица,
На все руки мастерица,
Все я знаю, там и тут,
Ну а как меня зовут?
Дети:...
Василиса:Правильно, меня зовут Василиса Премудрая. А вы помните сказки, в которых обо мне рассказывается?
-Посмотрите, куда вы попали?
-В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
-Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
-Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
-Вы пришли в мой дом я вам очень рада, но и рад вам тайный хозяин этого дома, он невидимый, но если я вам о нём расскажу, и вы угадаете, о ком речь, он вам впервые покажется.
-Давным-давно, уж и не упомнишь когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, за домашними животными ухаживали. И вот стали они замечать: в одном хозяйстве все в порядке, дети крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся - все спорится, будто помогает кто. Помогал им, да и сейчас помогает добрый дух дома, хранитель в ночи хлебного духа в печи. он поглядывает: справно ли хозяйка дом обхаживает, мужу подлаживает, деток поднимает, обряды старины соблюдает? Мало кто его видел, а вот слышали многие: под печкой кто-то возится, в подполе шуршит, в коридоре топочет. Любит этот дух уют и тепло, вот и ютится где-нибудь в уголке, за печкой, в темном чулане прячется, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут , весь дом обойдет, где заметит непорядок - поправит.
-О ком я говорю? Подумайте хорошенько, чтобы не обидеть хозяина дома ( о домовом).
Выходит ребёнок переодетый в домового.
-Здравствуйте ребятки , я домовой Кузя.
Кузя. Я, Шустрый дедушка, на человека похож, только весь шерстью оброс. Борода длинная, седая, в рубаху одет, а обут в лапти или в валенки. Хорошим хозяевам приношу пользу, а плохих наказываю. Я-хранитель домашнего очага. не люблю лишних расходов. Если жилье мне по душе, преданно служу семье. Завоевать мою симпатию не трудно - хорошо вести домашнее хозяйство, содержи дом в уюте и тепле.. Моя хозяйка Василиса ставит для меня кашу. Ровно в полночь прихожу я ужинать. Люблю и хлебушек.
Василиса (даёт хлеб).
Василиса. Прими гостинчик да будь к нам поласковее, хозяин запечный. Кто с домовым дружит - горя не знает. Новый дом без своего домового - пустой, необжитой. Хоть и не в избу - в высотный дом въезжают, а все же на всякий случай впереди новоселов в новую квартиру впускают кошку. Она всю нечисть за собой уводит. Обычай такой до сих пор сохранился.
-Ну, а как же переманить на новое место меня, домового? Открывают двери настежь и говорят: «Милости просим дедушка, к нам на новое жилье!». вот так ребята.
-Присаживайся с нами Кузенька, давно ты в этом доме живёшь многое о нем знаешь, о чём же мы сегодня с Кузей вам расскажем , ребята вы уже догадались? Посмотрите вокруг.
-А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
- Почему же из лиственницы строили дома?
- Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
-В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
- Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома.
- Центральное место в доме занимала она. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от слова "истопить".
- Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.
-С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. Складывали печь из кирпича, а сверху обмазывали глиной.
-А под печкой живу я , добрый домовой.
- А чем же топили печь?
-Давайте затопим нашу печку.
-Встаём с мест и повторяем за мной :
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Василиса и домовой показывают движения.)
Василиса. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
-В русской печи варили жидкие блюда, супы, их было огромное разнообразие: щи, похлёбка, солянка, уха, рассольник и др.похлебав горячих щей быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня.
-Каше очень много лет. она старше хлеба. блюдо это было ежедневным, люди говорили: «Каша-матушка наша».
-Любили наши предки и кисель. в старину его готовили густым, не разливали по кружкам, а резали ножом.
-Конечно же в русской печи пекли хлеб, пироги.
-Хозяйничала в избе женщина: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Кузя. Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Недаром говорили в народе- «печка матушка, а самовар-батюшка»
-А где стоит самовар? (на столе)
-«Божья ладонь» называли его, а потому по столу нельзя было бить, влезать на него детям, садиться.
-А что ещё есть на столе?
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
-А для чего оно хозяйке?
-Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
Василиса.«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
-Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках. Василиса показывает игру на ложках и движения (играет Камаринская русская народная плясовая) .
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
-Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
-Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
В каждой избе обязательно был красный угол.
Кра́сный у́гол( «красивый, прекрасный»;святой угол,— наиболее почётное место в избе, в котором вешалисьиконыи стоял стол. Я рассказывала вам, с каким уважением относились в древности к столу. В красном углу, помимо икон, хранили сосуд со святой водо, свечи, веточки освященной вербы,пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей.
Кузя. Изба состояла из одной комнаты, хозяйки всё содержали в чистоте. (Это чтобы меня не злить). Да изба состояла из одной комнаты, печь занимала много места, чем больше печь тем теплее. В избе жила большая семья .Это дедушка, бабушка, отец, мать и их маленькие дети .Семья была многодетной. В русской семье было не менее 3 или 5 детей. Считалось, что если рождался сын-продолжитель рода, то он строил свою избу с родительским домом и обзаводился семьёй, а если вырастала дочь, то её забирали в дом к мужу.
Василиса. Ребята, давайте ещё раз посмотрим, на те предметы о которых я вам рассказала и назовём и покажем их ещё раз.( Дети выходят рассказывают и показывают.)
-А хотите мы с вами поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях,игрумне оставили, называется“Что было, что стало”.Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите?
печь-газовая плита
чугун-кастрюля
самовар-чайник
люлька-кроватка
- А чем же занимались раньше такие же как вы дети? (ирали, водили хороводы)
-Давайте вернёмся в старину и поиграем.
Кукушка (хороводная игра)
Дети стоят в кругу.
В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай» (повторить хором Домовой)
Воспитатель указывает на любого в кругу.
Ребенок пропевает«Ку-ку».
Водящий должен угадать по голосу.
«Овощи»
Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.
Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг
Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.
Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.
Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.
«Игра с колокольчиком»
Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.
Рефлексия.
--Ну, что ребятки, понравилось вам в гостях у нас с Кузей?
-А что вам больше всего запомнилось?
-Помните, Кузя говорил, что он любит кашу.
-Да я очень её люблю, особенно гороховую.
-Вот чугунки для каши, их три. Вы будите складывать горошины в чугун в зависимости от вашего настроения.
Зелёная горошина- мне было интересно и весело, я узнал много нового.
Жёлтая горошина- мне было не интересно.
Коричневая – не понравилось,
-Русские люди на Руси всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами. Угощайтесь гости дорогие.
Библиографическая ссылка
Шерстнева Е.А. ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ // Старт в науке. 2023. № 4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2335 (дата обращения: 02.04.2025).