Введение
Это исследование было проведено для того, чтобы узнать какое количество молодых людей нашей школы являются заинтересованными в какой-либо субкультуре и чем может быть обоснован растущий или уменьшающийся интерес учеников к теме «Субкультуры»? Такая тема работы была выбрана потому, что молодой человек сталкивается с проблемами самореализации, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути и переоценки ценностей. Соответственно он ищет себе единомышленников. Таких единомышленников часто находят именно в группах, относящихся к субкультурам. Ведь почти всегда эти группы имеют свое мировоззрение, свою идеологию, отвечающую на многие бытийные вопросы. Также в современном мире можно встретить представителей разных субкультур и, чтобы правильно уметь строить диалоги, не оскорбив людей, причисляющих себя к какой-либо субкультуре, важно разбираться в этой теме.
Целью работы является создание статьи о заинтересованности учеников МБОУ Гимназии в теме «Субкультуры». Чтобы прийти к цели, понадобилось ознакомиться с понятием субкультура и узнать основные течения и движения, относящиеся к субкультурам. Далее, на основе собранной информации нужно было составить и провести опрос для учеников МБОУ Гимназии, после чего сделать вывод и опубликовать статью.
Предметом данного исследования является заинтересованность учеников в теме «Субкультуры» и возможные причины этого. Поставленная гипотеза заключается в возможности заинтересованности учеников МБОУ Гимназии г. Новый Уренгой в теме «Субкультуры».
Обзор литературы
По теме субкультур в России были проведены исследования и сборы статистики.
Первыми западными субкультурами называют движение «битников» и хиппи. В советской России уже в 40-50 годы зародилась субкультура стиляг, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Достижением этой первой волны стала своеобразная ломка стереотипов застойного периода культа личности.
«Вторая волна» относится к концу 60 – началу 70 годов и приобретает важную свою составляющую – рок-музыку. Представители субкультур становятся более аполитичными, возрастает интерес к различным мистическим, эзотерическим учениям и верованиям.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Особый подъем российских молодежных субкультур приходится на 80-е-начало 90-х гг. С середины 90-x гг. и до настоящего времени молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. [1]
Главным критерием для вычленения субкультур в исследованной совокупности респондентов является «музыкальные пристрастия и соответствующая мода». Среди названных респондентами субкультур, о которых они знают группа, сформированная на основе данного критерия была самой многочисленной. Её удельный вес составил 65,53%. В сумме в той или иной степени связанными с какой-либо субкультурой считают себя 65,78% респондентов. Из них о сильной степени идентификации говорили – 16,55% респондентов, об умеренной – 15,29% респондентов, слабой (косвенной) – 33,94%. Раньше интересовались, а на данный момент утратили связь с определённой субкультурой – 5,19%, однозначно не считают себя частью какой-либо субкультуры – 33,94% респондентов (ГУ ЯО «ЯОМИЦ» 2007 г.) [2].
Опрос социологического исследования «Особенности функционирования молодежных субкультур в России XXI века выявил мотивы, под влиянием которых молодые люди становятся участниками определенной субкультуры. Ведущими мотивами участия в молодежной субкультуре, по мнению опрошенных, являются: на первом месте – реализация интересов молодых людей (47% респондентов); на втором месте – желание найти друзей и единомышленников, попытка победить внутреннее одиночество (34%); на третьем месте – потребность в эмоционально насыщенном общении (17%). Группа мотивов, обусловленных проблемами в отношениях со взрослыми, конфликтами в семье и учебном заведении, чувством незащищенности в сумме составляют 35%: конфликты на учебе и дома считают главным мотивом 17% опрошенных; потребность в защите и независимости – 10%; протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры – 8%. Таким образом, субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, удовлетворяющие потребности молодых людей в насыщенном эмоциональном общении, поиске единомышленников и друзей, становясь механизмами самоидентификации и социализации (Социологическое исследование «Особенности функционирования молодежных субкультур в России XXI века (на примере г. Москвы)» 2002 г.) [3].
Методы исследования
Исследование проводилось в МБОУ Гимназии г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Объектом исследования является осведомленность опрошенных учеников МБОУ Гимназии в теме «Субкультуры».
Предметом исследования является заинтересованность учеников в теме «Субкультуры» и возможные причины этого.
Для создания статистики был создан и распечатан «опросник» с вопросами, которые помогли бы проверить знания о понятии субкультура, видов субкультур и заинтересованность учеников в субкультурах. Опрошены было 45 человек, учащиеся МБОУ Гимназия города Новый Уренгой, а именно 20 человек из 8 класса и 25 человек из 9 класса. На основе полученных ответов были созданы диаграммы, наглядно показывающие ответы в процентном соотношении.
Результаты исследования и их обсуждение
При подготовке материала для написания работы я искал информацию используя разные источники, такие как: статьи, сайты, школьная библиотека, свой собственный жизненный опыт и опыт и мнение моих друзей и знакомых. Для создания статистики, я разработал и распечатал опросники, которые раздал ученикам гимназии с просьбой помочь мне в составлении статистики, после, собрав всю информацию, я упорядочил ее и создал диаграмму.
Статистические данные по ученикам Гимназии об осведомленности в вопросе субкультур и заинтересованности в принадлежности к ним.
8 класс
Опрошено 20 человек.
1. Субкультура–это…
2. Какие виды субкультур вы знаете?
3. К какой субкультуре вы бы могли себя причислить или в какой вы заинтересованы?
9 класс
Опрошено 25 человек
1. Субкультура–это
2. Какие виды субкультур вы знаете?
3. К какой субкультуре вы бы могли себя причислить или в какой вы заинтересованы?
Общая статистика показала, что осведомленность среди учеников гимназии о субкультурах довольно высока, а именно: из полученных ответов на вопрос о знании, что такое субкультуры, воздержалось только 20% опрошенных. Ребята перечислили множество различных субкультур, что также говорит об обширных знаниях в этой области. Самым известным для опрошенных движением являются панки (около 30% полученных ответов). На втором месте находятся рокеры (около 20% полученных ответов) и на третьем месте - реперы (около 15% полученных ответов). Большинство опрошенных не причисляют себя к какой-либо субкультуре, лишь только 27% являются заинтересованы в какой-либо идеологии. В 9 же классе только 32% не причисляют себя к какой-либо идеологии, самым же популярным движением – является движение панков (36%), рокеров (14%) и хиппи (14%). Такие различия, скорее всего, обусловлены разницей в возрасте. Ученики 9 класса являются старше и соответственно больше нуждаются в проявлении самореализации и пересмотру своих ценностей. Также, вхождение в субкультуры в таком возрасте часто связано с выражением протеста против какого-либо порядка вещей, что является важной частью взросления подростка.
Выводы
На основе моей работы, мы видим, что в 8 классе заинтересованность в теме субкультуры довольно таки мала, а именно 30% процентов, в 9 же классе наоборот, заинтересованность составляет 68%. Я считаю, что такая разница может быть обоснована разным возрастом опрошенных, а именно, ученики 9 класса являются старше и, соответственно, больше нуждаются в проявлении самореализации и пересмотра своих ценностей.
Библиографическая ссылка
Бутусов В.Ю. СУБКУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Старт в науке. 2020. № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1874 (дата обращения: 02.04.2025).