Введение. Согласно биоритмологии, науки, которая занимается изучением ритмов активности и пассивности нашего организма, большинство процессов, происходящих в нем, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями. Важными достижениями биоритмологии является то, что:
- Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма.
- Сформулированы положения о временной организации живых систем.
- Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической и физической природы.
- Биоритмы имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, но их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды.
Современная классификация хронотипов человека, которую я использовал в своей работе, принята еще в 1970 году, предусматривает три категории людей, имеющих отличительные поведенческие признаки и разницу в генетическом коде биоритмов:
«Жаворонки». Данный тип людей предпочитает ложиться с наступлением темноты, вставая при этом с восходом солнца. «Жаворонки» лучше работают утром, на «свежую» голову, испытывая пик физической активности с первыми лучами солнца. Однако, в вечерние часы требовать от них совершения ответственных поступков – безрезультатно. Если вдруг «Жаворонкам» приходится ночью бодрствовать, то утром наблюдается резкое снижение умственной и физической активности. Они крайне тяжело возвращаются к привычному режиму дня, испытывая сильный дискомфорт и впадая в депрессию.
«Совы». В темное время суток люди, относящиеся к данному хронотипу не могут заснуть, ведь у них отмечается состояние повышенной эмоциональной и физической активности. Они систематически ложатся спать после полуночи, поэтому раннее пробуждение очень проблематично. В условиях современной действительности, «Совы» стараются выбирать профессии, предполагающие трудовую деятельность ночью. Если им придется работать в традиционном режиме труда и отных, то подобный режитм может привести к серьезным нарушениям в организме.
«Голуби». Промежуточный вариант хронотипа, к которому относятся люди дневного склада. Они становятся обобщенным видом, предпочитающим вставать позже «Жаворонков», но ложиться раньше «Сов». «Голуби» без проблем адаптируются к смене света и темноты, сохраняя оптимальный уровень физической активности на протяжении всего периода бодрствования. Большинство людей ошибочно относят себя к категориям «Сов» или «Жаворонков», не подозревая, что их хронотип – «Птица Мира». Данный тип наиболее легко приспосабливается к различному режиму труда и отдыха.
Актуальность данной темы. Людям, начиная со школьного возраста, важно не только знать свой биологический профиль – хронотип, но и научиться управлять данным процессом с целью улучшения состояния обучающегося в тот или иной временной промежуток и для повышения умственной активности и работоспособности.
Объект исследования - учащиеся 3Г класса, МОУ «Лицей №?7» г. Саранска, Республики Мордовия.
Цель исследования: определить биологический хронотип («сова», «голубь», «жаворонок») учащихся 3Г класса, МОУ «Лицей №?7» г. Саранска, Республики Мордовия.
Методы исследования: Исследование проведено с использованием упрощенной методики В.А. Доскина. Учащимся были предложены тестовые вопросы, на которые они выбирали наиболее близкие для них ответы в спокойной обстановке в течение 40 минут. Результаты обрабатывались вручную.
Результаты и обсуждения: Всего в исследовании участвовали 25 человек, мальчики и девочки, возраст которых 8-9 лет. Большая часть учеников данного класса оказались «голубями» (14 человек), «жаворонков» 9 человек. Меньше всего «сов» - 2 человека. Таким образом, учитывая, что большая часть учащихся данного класса относится к промежуточному хронотипу, занятия в первую смену для них не противопоказаны. Даны общие рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха: полноценный сон не менее 8-10 часов, прогулки на свежем воздухе, грамотное планирование своего времени. «Жаворонкам» было рекомендовано, по-возможности перенести занятия в кружках и секциях с вечернего времени на более ранние часы, включая выходные дни, что позволит им максимально проявить себя и во внеурочной деятельности. «Совам» необходимо заранее подумать о выборе будущей профессии с возможностью планировать максимальную нагрузку вечером и отдыха утром. Для них является целесообразным обучение во вторую смену. Но учитывая, что большая часть учеников нашего класса «жаворонки» и «голуби» единственная первая смена в нашей школе является оптимальной.
Библиографическая ссылка
Уланов Я.А. ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ХРОНОТИПОВ УЧЕНИКОВ 3Г КЛАССА МОУ "ЛИЦЕЙ №7" Г. САРАНСКА // Старт в науке. 2019. № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1805 (дата обращения: 02.04.2025).