Актуальность моей научно-исследовательской работы заключается в том, что введение Единого Государственного Экзамена (далее ЕГЭ) как обязательного экзамена для выпускников на сегодня представляет собой особо важную и насущную проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования не только в России, но и за рубежом.
Цель исследования: изучить опыт Единого Государственного Экзамена в других странах и провести исследование эффективности ЕГЭ старшеклассников МОУ «Сонковская СОШ»
Задачи работы:
1. Выяснить вопрос возникновения ЕГЭ в России;
2. Изучить, что представляет собой ЕГЭ в мире;
3. Провести анкетирование среди старшеклассников и их родителей нашей школы, проанализировать результаты;
4. Исследовать трудоустройство выпускников, поступающих в ВУЗЫ,СУЗЫ.
Гипотеза исследования: Какова эффективность ЕГЭ в обеспечении оценки знаний обучающихся в России и других странах.
Объект исследования: старшеклассники и их родители МОУ «Сонковская СОШ».
Предмет исследования: ЕГЭ.
Что такое ЕГЭ? (единый государственный экзамен)
ЕГЭ – это форма государственной (итоговой) аттестации, которую проходят выпускники школ Российской Федерации, и результаты которой признаются в качестве вступительных испытаний вузами/сузами, имеющими государственную аккредитацию.
Упрощение процесса поступления в вузы, сдача вместо двух изнурительных экзаменов только одного (откуда и взялось слово «единый»).
Ведение ЕГЭ в России: цели и этапы
История ЕГЭ начинается в 2001 году, когда экспериментальные экзамены по восьми предметам сдавали выпускники в пяти регионов России.
С 2001–2007 год число регионов России, участвовавших в эксперименте, увеличилось с 5 до 82. Количество выпускников, выбравших ЕГЭ, выросло с 30 тысяч до 1 миллиона. Результаты ЕГЭ начали принимать 1800 вузов и их филиалов.
По итогам эксперимента в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №17–ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения государственного экзамена».
Согласно принятому закону с 1 января 2009 года ЕГЭ – единственная форма государственной (итоговой) аттестации в школах и одновременно основная форма вступительных экзаменов в вузы в Российской Федерации.
Мировые ЕГЭ
Белоруссия
В Белоруссии тест – дело добровольное. Сдают только те, кто хочет получить высшее образование. Чтобы избежать утечки данных, экзаменационные задания в школы доставляет служба фельдъегерей. Пока, говорят, система сбоев не давала, и ее в республиканском институте контроля знаний считают наиболее приемлемой. Цена тестирования символическая – 10 тысяч белорусских рублей (чуть больше 1 доллара).
Англия
Аналог ЕГЭ сдают школьники в Англии – без сертификата в вузы не принимают. Но при этом также проводится собеседование. Здесь экзамены за курс сдаются централизованно, а для поступления в вуз необходимо пройти специальное двухлетнее обучение и сдать экзамены повышенного уровня. Разрабатываются и проводятся эти экзамены специальными независимыми организациями, министерство образования дает лишь рекомендации по содержанию программы. Большинство вузов страны требуют успешной сдачи экзаменов по 2–3 экзаменам повышенного уровня.
США
В США и в России роль ЕГЭ (SAT) сегодня одинаковая – дать возможность студентам из разных регионов поступить в ВУЗ на основе результатов единого экзамена. Однако различия проявляются во многих деталях. Так, результаты тестов в США отправляются обычно по почте в Вузы, но количество ВУЗов не должно превышать 4-х. В России таких ограничений нет. Сам тест можно сдавать в течении учебного года, экзамены проводятся 4–6 раз в год и экзамен платный. Его цена около 30–40 долларов. В нашей стране пока все проводится бесплатно.
Китай
При сдаче государственного теста в Китае, который здесь называется «гао-као» – на входе стоят металлоискатели, в классах – камеры видеонаблюдения; с собой – только ручка и бутылка воды. За списывание здесь могут не просто выгнать с экзамена, но и пожизненно отстранить от пересдачи. А это значит, что о высшем образовании придется забыть навсегда. Учителей за помощь также ждет суровое наказание – увольнение с занесением в личное дело. Как волчий билет: на госслужбу с такой «черной меткой» вряд ли возьмут.
Франция
Экзамен, аналогичный российскому ЕГЭ, во Франции существует с 1808 года. Он называется БАК. Во французском БАКе много заданий, где нужно выражать свои мысли, размышлять, анализировать. Во Франции также нужно сдавать экзамен по физкультуре, его сдают в течение года.Чтобы улучшить свой результат, можно выбрать какой-нибудь вид спорта, например, бадминтон, плавание или танцы. Сдавать БАК можно в любом возрасте неограниченное количество раз. Кстати, результаты БАКа действительны всю жизнь, а не как в России, где ЕГЭ действует всего в течение 4 лет.
Практика за рубежом
Как российскими, так и зарубежными фирмами организуется практика за границей для студентов. Они выступают посредниками между вузами и студентами.
С каждым студентом проводится индивидуальное собеседование на языке страны, в которой будет проходить практика.
Существует четыре вида стажировок:
• бесплатная;
• совмещенная с обучением;
• платная;
• волонтерская.
Из Тверской области выпускники тоже проходят практику за границей.
Известные люди о ЕГЭ
«ЕГЭ дал, безусловно, позитивные результаты». Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации
«Введение ЕГЭ нанесет удар по коррупции в этой области (вступительные экзамены)». Дмитрий Анатольевич Медведев Премьер-министр Российской Федерации
«Вы учились, я училась. Мы сдавали. Ну, что это за проблема такая – сдача экзаменов?» Ольга Юрьевна Васильева Министр образования и науки РФ
Выступление выпускников 11 класса о ЕГЭ на слайде (видеозапись)
Анкетирование родителей старшеклассников
С целью выявления мнений родителей старшеклассников относительно эффективности ЕГЭ, мной был проведен опрос.
1. На вопрос «Как вы относитесь к единому государственному экзамену» большинство опрашиваемых, дали положительный ответ – 47 %,отрицательно – 40 %, нейтрально – 13 %.
2. На вопрос по поводу выбранного ВУЗа большая часть опрашиваемых родителей ответила, что выбрали ВУЗ, в который собирается поступать – 60 %, нет – 40 %.
2.1. На вопрос о причине выбора того или иного высшего учебного заведения многие ответили, что в основу их выбора легли личные предпочтения – 20 %; желание ребенка-20 %, интерес ребенка – 7 %, специальность – 7 %, отношение к предмету – 7 %, не ответили – 39 %
3. На вопрос «Готовы ли вы к ЕГЭ?» утвердительно ответили – 67 %, отрицательно – 20 %, нейтрально – 13 %.
4. На вопрос: «Достаточно ли знаний, полученных в школе, для успешной сдачи ЕГЭ по профильным предметам?» большинство ответили, что школьных знаний не достаточно – 73 %, остальные ответили, что знаний вполне хватает, чтобы сдать ЕГЭ – 20 %, сомневается – 7 %
5. На вопрос: «Считаете ли вы справедливым выгонять с экзамена за нарушение правил?» нет – ответили – 49 %, да – 35 %, сомневаются – 16 %
Трудоустройство выпускников 11 класса за 3 года (2016 г., 2017 г., 2018 г.)
2015–2016 учебный год, выпуск 12 учеников
• поступили в вузы – 42 %
• поступили в сузы – 42 %
• не поступили – 16 %
2016–2017 учебный год, выпуск 11 учеников
• поступили в вузы – 82 %
• поступили в сузы – 9 %
• не поступили – 9 %
2017–2018 учебный год, выпуск 10 учеников
• поступили в вузы – 40 %
• поступили в сузы – 50 %
• не поступили – 10 %
Изучив, проанализировав и обобщив все полученные результаты анкетирования, трудоустройства можно сделать вывод о том, что большинство опрашиваемых положительно относятся к ЕГЭ и за последние 3 года большая часть выпускников поступили в ВУЗЫ.
Заключение
Таким образом, мною представленная научно-исследовательская работа показывает, что сдача ЕГЭ в России похожа на систему выпускных экзаменов за рубежом, что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
Библиографическая ссылка
Колесников К.М. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЗА РУБЕЖОМ // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1566 (дата обращения: 08.02.2025).