Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ

Ледков С.А. 1
1 ГБОУ НАО «СШ п. Красное», 3 класс
Ледкова М.И. (, «Поиск»)
1. Канев Ю.В. Оленная армия. – г. Нарьян-Мар, 2016. – С. 252-254.
2. Канев Ю.В. Увенчанные славой. – г. Нарьян-Мар, 2013. – С. 248.
3. Канюков А.Ф. Сочинения/ А.Ф. Канюков; под ред. Л.Ю. Корепановой; сост. Т.Ю. Журавлева, Л.В. Царькова. – Нарьян-Мар, 2007. – С. 257-261.
4. Костина Р.В. Книга Памяти. – г. Нарьян-Мар, 1995. – С. 113.
5. Костина Р.В. Книга Памяти. – Ненецкий автономный округ. Нарьян-Мар, 2010. – С. 81.
6. Сусой Е.Г., Терешенко Н.М. Ненецкий язык: Учеб. и кн. для чтения для 4 класса: – 4-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1898. – С.197-200.
7. Боброва Е. Статья//Все мы на этой земле – земляки // Нярьяна-вындер. – г.Нарьян-Мар, 2009. – №126. – С. 3, 12.
8. Ильин А. Статья//Имя из букваря// Нярьяна-вындер. – 1987. – г.Нарьян-Мар, 9 мая.
9. Канев Ю.В. Статья//Солдат оленной армии Алексей Ледков //Высокий возраст. – Ненецкий автономный округ, 2012. – №2 (6). – С.26-28.
10. Канюков А.Ф. Статья //Человек известный в тундре: люди земли ненецкой//Нярьяна-вындер. – г. Нарьян-Мар, 1969. – 10 дек. – С. 4.
11. Пичков А. И. Статья//Больше внимания ветеранам//Нярьяна-вындер. – г. Нарьян-Мар, 1983. – 24 марта. – С. 3.
12. Пырерка В.А. Статья//Хочу жить оседло// Нярьяна-вындер. – г.Нарьян-Мар, 1960. – 21 дек. – С. 2.
13. Рожин А.И. Статья//Оленеводы на фронте// Нярьяна-вындер. – г. Нарьян-Мар, 1970. – 1 дек. – С. 2.
14. https://pamyat-naroda.ru/
15. http://www.podvignaroda.mil.ru/
16. http://www.obd-memorial.ru

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/5/37331.

Актуальность выбора данной темы в том, что поколение молодых людей 21 века должно свято хранить память о прошлом своей семьи, своей Родины.

Прошло больше 70 лет со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мало что мы знаем об этой войне, даже и не задумываемся над тем, какой след оставила война в наших семьях, в судьбах земляков?

Сейчас я учусь в 3 классе и понимаю, что настало моё время продолжать собирать материалы и изучать историю моей семьи, пополнять семейные архивы, не только по воспоминаниям, документам и фотографиям, которые хранятся в архиве семьи моего деда Ледкова Игоря Николаевича по отцовской линии, но и что-то создать полезное и интересное для будущего поколения.

Данный вопрос недостаточно изучен: утеряны документы и награды родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, письма, извещающие о гибели моих прадедушек, ушли из жизни люди, которые их хорошо знали.

Проблема исследования заключается в том, что существует недостаточно сведений о моих близких родственниках, об их боевом пути, наградах моих прадедов по отцовской линии, защищавших Родину в Великой Отечественной войне.

Целью моей работы является выявление и систематизация информации об участии моих прадедов в Великой Отечественной войне, создание экспозиции в школьном музее и экскурсии, посвященной героическим братьям Ледковым, моим прадедам.

Задачи:

1. Изучив семейный архив выяснить, что известно о семье моего прадеда, о моих родственниках, участвовавших в войне. Систематизировать документы семейного архива. Провести беседу с родственниками;

2. Поиск документов в сети интернет на сайтах «Подвиг народа», «Память народа», «ОБД Мемориал» о боевом пути, о наградах;

3. Работать с материалами, находящимися в музее колхоза «Харп»;

4. Оформить экспозицию в школьном музее;

5. Разработать экскурсию по материалам экспозиции.

Гипотеза исследования: если изучить историю моей семьи и моих родственников, то можно доказать, что они самоотверженно воевали и внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Объект исследования: жизненный путь моих прадедушек во время Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: мужество и подвиг моих прадедушек, подтвержденный архивными документами и наградами.

Методы исследования:

? изучение архива семей участников;

? интервьюирование членов семей участников:

семья Ледкова Николая Яковлевича,

семья Ледкова Алексея Яковлевича,

семья Ледкова Семена Яковлевич.

Этапы исследования:

1. Изучение архива семьи, родственников, колхозного музея. Сбор неизвестных фактов.

2. Оформление экспозиции посвященной героическим братьям Ледковым, моим прадедам в школьном музее.

3. Разработка экскурсии по материалам экспозиции.

Практическая значимость:

Создание экспозиции в школьном музее, посвященной героическим братьям Ледковым, моим прадедам, разработка экскурсии по материалам экспозиции. Данная работа является комплексным исследованием истории наших семей в период Великой Отечественной войны. Разработанная экскурсия позволит сохранить память о суровых годах жизни моих прадедушек в годы Великой Отечественной войны и будет способствовать воспитанию патриотизма у школьников.

Результаты работы

В нашу дверь постучался прикладом

Непрошенный гость,

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось

Слушай, Родина!

В грозное время войны.

Присягают Победой твои

Боевые сыны.

На фронт в декабре 1942 года ушёл мой прадед – Ледков Николай Яковлевич и три его брата – Семен, Алексей, Яков.

Прадедушка воевал, а дома его ждала любящая жена – Таисья Васильевна, дети – Клавдия и Тимофей (до войны у прадедушки с прабабушкой было только двое детей).

Прабабушка, пройдя курсы санитаров и военную подготовку, несколько раз пыталась уйти на фронт, вслед за мужем, но ввиду того, что и семеро её родных братьев были на фронте, ей отказали. С войны вернулись только двое – Елисей и Павел.

Прадед воевал на Ленинградском фронте. Оружия у них было мало, боеприпасы на исходе. Поэтому они совершали ночные рейды в тыл противника. Нападали неожиданно, чтобы враг не успел прийти в себя, а в качестве оружия у них были саперные лопатки и ножи. В одну из таких вылазок в тыл противника Николай Яковлевич получил осколочные ранения, а многие его товарищи погибли. Прадед остался жив, но его ноги были перебиты, раны оказались тяжелые, командир взвода тоже был ранен.

Всю ночь они изо всех сил ползли, но так и не добрались до своих. По истечении трех суток им удалось добраться до госпиталя. До конца войны они больше друг друга не видели. В госпитале прадеду хотели ампутировать одну ногу, но он не дал. Все, кто могли держать оружие, охраняли госпиталь, в их числе был и прадедушка Николай.

После снятия блокады Ленинграда его перевели в 34 запасной стрелковый полк.

В декабре 1944 года прадеда комиссовали по ранению. Прадедушка вернулся домой и продолжал трудиться в родном колхозе [10].

Ледков Алексей Яковлевич – брат моего прадедушки воевал на Мурманском направлении, на Карельском фронте в составе разведывательного батальона.

Один из подвигов как Алексей Яковлевича отражен в рассказе учебника по Ненецкому языку. Мой прадед вызвался проехать по открытой местности важного стратегического участка, с тем, чтобы навлечь на себя огонь фашистского снайпера, найти и уничтожить его. План сработал, снайпер был ликвидирован. Алексей Яковлевич был контужен и отправлен в госпиталь. Этот учебник хранится у моего дедушки (приложение, рис. 1) [6].

led1.tif led2.tif

led3.tif led4.tif

Рис. 1. Учебник Ненецкого языка для 4 класса Рассказ «Сероць сертавы сер» («Хорошо выполненное задание»)

Также в нашем семейном архиве хранятся воспоминания Алексея Яковлевича, которые бережно сохранил мой дедушка: «Возвращаясь с одной из разведывательных операций, их группа попала в засаду, завязался неравный бой. В результате мощного минометного и пулеметного огня, вся группа была разбита. Алексей Яковлевич был контужен, когда он очнулся, стояла полная тишина, только ощущалась боль в голове. Придя немного в себя, он сообразил, что находится на поле боя. Идя по полю, он нашел планшет с картой и разведданными и фрагменты тела командира.

Алексей Яковлевич добрался до морских пехотинцев. С трудом смог доказать, что он не диверсант. Но начался бой, снова стал искать своих и опять попал к морским пехотинцам. Там заявили, что у них под такой фамилией бойца не числится, приказали вести на расстрел, но перед тем как расстрелять, велели снять с него повязку. Сняв повязку, врач обнаружил на повязке штемпель своей воинской части и приказал отвести его в штаб, а по дороге его опознал санитар, который его перевязывал. Все выяснив, и связавшись со штабом Алексея Яковлевича, его переправили к себе. Он доложил разведданные, которые они сумели добыть. В дальнейшем эти данные очень помогли.

Его сразу отправили в госпиталь, но, не пробыв там и недели, он убежал на фронт».

Также удалось найти в интернете на сайте «Память народа» наградной лист к медали «За боевые заслуги» Алексея Яковлевича (приложение, рис. 2). «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига: «Тов. Ледков А.Я. второй год действует в 31 отд. Лыжной Бригаде. До Олене-транспорта т. Ледков имел до десятка боевых выходов в стрелковом подразделении.

Находясь при 6 дивизии олене-транспорта 31 ОЛБр. тов. Ледков неоднократно совершал боевые выходы в глубокий тыл противника на оленях и в очень трудных условиях местности отлично руководил вождением Оленьих Рейд и всегда служил примером остальным бойцам.

Не смотря на опасность для жизни, при жесткой бомбежке и обстреле вражеской авиации, он умело сохранил олень-поголовье и ценный боевой груз. Тов. Ледков умелым вождением оленей своевременно и аккуратно доставлял боеприпасы, вооружение и эвакуации раненых с поля боя.

Тов. Ледков А.Я. вполне заслуживает правительственной награды – медалью «За боевые заслуги».

Командир 6-го див. ОТ ст. Лейтенант Сажин

28 февраля 1944 г. ». [14].

Также мне дедушка рассказывал, что у дяди Алексея есть медаль, на которой существует вмятина. Оказывается эта вмятина от пули. Медаль в ту жестокую войну его спасла.

Работая в музее Ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Харп» нам удалость найти много интересных газетных заметок про Алексея Яковлевича о том, как в послевоенные годы он трудился в родном колхозе (приложение, рис. 3).

Работая с Книгой памяти, нашли такие записи:

«Ледков Яков Яковлевич, 1920 г., Нарьян-Мар, сержант ППП 36401, погиб 16.08.1943 г., Ветитнево, Смоленская область» (приложение, рис. 4) [4, 5].

Также на сайте «Подвиг народа» найден документ, который свидетельствует о том, что Ледков Яков Яковлевич – командир отделения, вступив в бой в рядах 173 стрелковой дивизией 16 августа 1943 года погиб. Первичное место захоронения: Смоленская обл., Ельнинский р-н, д. Ветитнево, восточнее, 400м (приложение, рис. 5) [15].

В Книге Памяти существует запись: «Ледков Семен Яковлевич, 1917, рядовой, пропал без вести 00.02.1943» (приложение, рис. 4) [4].

Об этом же свидетельствует и найденные на сайте «Память народа» документы с литерой «секретно», в которых есть такая запись «Представляю список лиц, пропавших безвести по Ненецкому крвоенкомату на 43 человека. Прошу выслать извещения, для вручения родственникам, пропавших без вести. Приложение: список на двух листах. Ненецкий окрвоенком капитан А/Сл. – Зуевской. Офицер ОКР ВК СТ. ЛЕЙТЕНАНТ – Герасимов». В этом списке и Ледков Семен Яковлевич (приложение, рис.6 ) [14].

Домашние тоже его считали погибшим, но в конце 1945 года он вернулся домой цел и невредим.

Из воспоминаний моего дедушки Ледкова Игоря Николаевича: «В 1971 году моего отца Николая Яковлевича Ледкова разыскал его фронтовой командир, с которым они получили ранения под Ленинградом. Приехав к отцу, он рассказал, что после госпиталя его направили на Карельский фронт. И с ним служил его однофамилец Ледков Семен, который не вернулся с разведзадания и числится без вести пропавшим. Тогда отец спросил: «А как его отчество?», но командир не мог вспомнить. Тогда отец рассказал, что у него есть брат Семен Яковлевич Ледков, который воевал на Карельском фронте и числился без вести пропавшим, но он жив и живет недалеко.

Они решили навестить дядю Семена. Когда вошли в дом, поздоровались и на мгновение замерли. «Это ты, Семен?» « Да, я». Они крепко обнялись, затем сели за стол и стали вспоминать о фронтовой жизни. Так встретились боевые товарищи».

Работая на сайтах «Подвиг народа», «ОБД Мемориал», «Память народа» удалость найти приказ и наградной лист к медали «За отвагу» Семена Яковлевича Ледкова, который гласит: «Участвуя в выполнении боевого задания при разгроме опорного пункта в тылу врага в составе подразделений 31 ОЛБр. проявил мужество и храбрость. На марше и в период боевых действий в срок и без повреждений доставлялась материальная часть и боеприпасы. При налете авиации противника под огнем быстро принимал меры к маскировке оленей, хорошо замаскировал в снегу нарты с пулеметами и оленей. Материальная часть, боеприпасы и олени сохранены полностью и выведены с поля боя без потерь.

Заслуживает правительственной награды медаль «За отвагу»

Командир 2-го АРМ.ОЛЕНЬЕГО ТРАНСПОРТА КАПИТАН ТРОФИМЕНКО. 25 апреля 1944 г.» (приложение, рис. 7) [14].

Сейчас никого из четырех братьев нет в живых. Но память о них жива в наших сердцах.

Три брата – Семен, Николай, Алексей – похоронены рядышком. Мы всегда приходим на их могилы, чтобы почтить память наших прадедов. А в День Победы 9 мая дедушка всегда давал салют в их честь, а теперь это буду делать я – правнук геройских дедов и прадедов Ледков Сергей Алексеевич.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

А.Т. Твардовский

Выводы

1. В процессе изучения семейного архива и интервьюирования родственников мы открыли много новых сведений об участии моих прадедов в Великой Отечественной войне.

2. Анализируя документы, представленные на сайтах «Подвиг народа», «Память народа», «ОБД Мемориал» мы нашли сведения о боевом пути, о наградах моих прадедов;

3. Работая с материалами, находящимися в музее Ордена Трудового Красного Знамени колхоза «Харп», нашли интересные факты о моих прадедах в годы Великой Отечественной войны;

4. Оформили экспозицию в школьном музее, разрабатываем экскурсию по материалам экспозиции.

Заключение

В своей исследовательской работе я ставил цель: восстановить малоизвестные страницы семьи моего прадеда, моих родственников по отцовской линии. Цель работы достигнута, гипотеза исследования доказана: мои прадеды внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

В завершении моего исследования я понял, насколько совместная работа еще более сближает родных людей. Исследуя историю моей семьи, через призму истории моей страны, ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Для меня очень ценным оказалось, что мой дед через всю свою жизнь пронес память о своем отце, сохранил важные архивные документы военных лет. Теперь память о своей семье буду хранить я.

В ближайшее время я и моя семья планируем продолжить работу над комплектованием семейного архива, приступить к созданию брошюры с фото, архивными и наградными документами моих прадедов. Сейчас мы находимся на основном этапе нашей работы, нами проделана работа по созданию экспозиции в школьном музее. Проведено 12 экскурсий для школьников, жителей поселка Красное и гостей (приложение, рис. 8).

Перевод рассказа с ненецкого языка
на русский выполнили Вахрушева Сталина Васильевна и Хатанзейская Валентина Ивановна

Хорошо выполненное задание

Немецкий ефрейтор смотрел в бинокль из только что вырытого окопа.

Фашисты рассчитывали, что этот ДОТ станет новой огневой точкой. ДОТ был обложен железом. Пули, снаряды, направленные на ДОТ, должны были отлетать в сторону. Кроме того, верхняя часть ДОТа была покрыта снегом, чтобы издали не была видна. Дуло автомата было спрятано в ветвях маленькой ёлочки.

Фашисты очень боялись наступления советских войск.

Настораживало также появление оленного батальона. В этом батальоне солдаты носили традиционную для оленеводов одежду – малицы, а не шинели, жили в настоящих чумах.

На оленьих упряжках солдаты-оленеводы могли проехать по любому бездорожью. К передовым частям доставляли продукты питания и военное снаряжение.

В окопе, сделанном фашистами, было тихо, но на сердце ефрейтора было тревожно.

«Я пойду на разведку!» – вдруг сказал Алексей Яковлевич Ледков. Товарищи его удивились. Обычно он всегда молчит. В такую беду, идти умирать, не думали, что захочет. «Это идти погибать, понимаешь?» – Рожин сказал товарищу.

Алексей Яковлевич был оленеводом колхоза «Харп», Анатолий Иванович Рожин – был учителем школы ненецкого языка.

«Я так думаю» – сказал Ледков, помолчав: «Чтобы не погибло много товарищей, лучше один погибну».

Один едущий на легковой нарте – Алексей Яковлевич – показался среди леса, там на поляне остановился. Посмотрел вперед, кажется, что никого нет.

Так, он понимал, что сзади за ним следят в бинокль товарищ Рожин с капитаном разведки, спереди караулит фашист, хорошо внимательно наблюдая.

Настоящий ненец, всегда встав на сани, осматривает вокруг себя. Никаких посторонних звуков не слышно. Сердце такая безмолвная тишина настораживает.

Где-то, очень близко, кажется, находится враг, вроде смотрит на него зорко, держит его на мушке ружья.

На самом деле у фашистского ефрейтора, держа спуск большого ружья, отекли руки. На мушке ружья держал сидящего человека в малице. Одного ненца убивать не хотелось, за этим товарищем приедут ещё ездовые, ждущие солдата. Почему из-за одного ненца показывать своё место. Ему надо убить многих.

За это ему, фашистскому ефрейтору дадут большую награду, могут даже орден, может повысят звание. Очень будет хорошо! Вот, почему фашист не стрелял, хотя он был наготове.

Алексей Яковлевич Ледков по месту, объеденному, вытоптанному оленями, справа налево кружился.

Вдруг в глаза попала подозрительно без снега, без инея ель. На внешней стороне большая гора из камней, тоже подозрительна.

У фашистского ефрейтора в зимнюю стужу выступил пот сам по себе. Ледков – советский разведчик – ехал прямо на него. Рука (немца) на ружье слегка дрожала. Между ехавшим оставалось 70-50 шагов.

«Очень ждешь, не торопись!» – сам себе ефрейтор так говорил.

Вдруг выстрел ружья зло раздался, ловушка. Ненец, сидевший на нартах, как ветер распластался по земле, олени, испугавшись, помчались в сторону леса, в конце веревки тащили хозяина.

В лесу, о ветки запутавшись крайними оленями, упряжка остановилась. И тогда Ледков вскочил на ноги.

«Жив!?» – спрашивал Рожин у бегущего товарища.

«Жив, жив! Хорей потерял, хороший хорей, березовый хорей ведь был!»

В это время по телефону капитан разведки кому-то давал такое задание: «Дайте немцам огня. Отдельно стреляйте по маленькой ели. Стреляйте из большого орудия!».

На второй день наши бойцы двинулись дальше вперёд.

led5.tif

Рис. 2. Наградной лист Ледкова Алексея Яковлевича

led6.tif

Рис. 3. Ильин А., Имя из букваря // Нарьяна-Вындер. – 1987. – 9 мая

led7.tif led8.tif

Рис. 4. Книга памяти, г. Нарьян-Мар, 1995


Библиографическая ссылка

Ледков С.А. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ // Старт в науке. – 2019. – № 2-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1487 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074