Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

no name 1
1

В настоящее время весьма распространено мнение, что обучение учебно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или по крайней мере в средних классах. Таким образом, начальная школа часто остается в стороне от этой проблемы.

Вместе с тем известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Иначе это называется любопытством. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Ещё с дошкольного возраста ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Шестилетний ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ.

В начальной школе возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные достижения дошкольного развития.

Стремление ребенка к познанию естественно, но почему-то оно редко проявляется в обучении. Еще Ж. Пиаже, говоря о традиционных способах обучения, подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, взрослые лишают их шанса сделать собственное открытие.

Организация проектной деятельности в начальной школе

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности, та как в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т.д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

- работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

- Если у педагога (или педагогического коллектива) возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания. Далее вниманию педагогов представлены основные ориентиры, сверяясь с которыми можно наверняка достигнуть поставленной цели.

Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Требование к проектной деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, – поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Этапы выполнения творческого проекта

  • Определение потребности и краткая формулировка задач.
  • Набор первоначальных идей.
  • Проработка одной или нескольких идей.
  • Изготовление изделия.
  • Испытание и самооценка.
  • Защита проекта.
  • Первый этап: Определение потребности и краткая формулировка задач.

На данном этапе происходит выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету. С самого начала определяем, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Учащиеся четко формулируют задачу, согласно которой он будет разрабатывать и изготавливать изделие или реализовывать замысел.

Этапы работы над проектом

№ п/п

Название этапа работы над проектом

1

Поисковый

 

Моделирование идеальной (желаемой) ситуации; – анализ имеющейся информации; – определение и анализ проблемы; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации

2

Аналитический

 

– Постановка цели проекта; – определение задач проекта; – определение способа разрешения проблемы; – анализ рисков; – составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; – анализ ресурсов; – планирование продукта; – анализ имеющейся информации; – определение потребности в информации; – сбор и изучение информации

3

Практический

 

– Выполнение плана работ; – текущий контроль

4

Презентационный

 

Предварительная оценка продукта; – планирование презентации и подготовка презентационных материалов; – презентация продукта

5

Контрольным

 

– Анализ результатов выполнения проекта; – оценка продукта; – оценка продвижения

 

Второй этап: Набор первоначальных идей.

На этом этапе выбираются и разрабатываются различные идеи, которые учащиеся хотят воплотить в жизнь.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, использую специальные упражнения и методические приёмы, направленные на выработку идей:

  • БАНК ИДЕЙ
  • МОЗГОВОЙ ШТУРМ – для индивидуального выполнения упражнения
  • МОЗГОВАЯ АТАКА – для парного или группового выполнения упражнения
  • ИСТОЧНИК ВДОХНОВЛЕНИЯ – для домашнего задания.

Третий этап: Проработка одной или нескольких идей.

Чем больше идей, тем лучше результат. На этом этапе учащиеся выполняют исследование и работают над проектом. Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности.

Четвертый этап: Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями.

Пятый этап: Испытание и самооценка.

Выполненное изделие спроектировано или изготовлено для удовлетворения потребности определенного человека или группы людей, поэтому оно испытывается в реальной ситуации на уроке или дома. Делают оценку своего труда.

Шестой этап: Защита проекта.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости своей работы. Проявляют уровень творчества и оригинальность подходов через информационные коммуникативные технологии (презентации).

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет рассматривать результаты как динамику развития каждого школьника, оценить уровень формирования творческого мышления учащихся.

Считаю, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у контрольной группы учащихся.

Мой опыт работы над проблемой развития творческого мышления учащихся на уроках технологии, окружающего мира, изобразительного искусства проявляется в решении творческих задач; оптимальным условием для этого выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное применение проектного метода обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо проводить.