Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Khanina T.V. 1
1

Цель урока: Познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

2. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы и методы: фронтальная, самостоятельная, словесный, наглядно-образный.

Формируемые УУД:

Личностные: быть мотивированным к учебной деятельности.

Метапредметные:

1) Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

2) Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

1) Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Основные понятия: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Оборудование: учебник «Математика» 1 кл. М.И. Моро 2 часть, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийное приложение к уроку (презентация), опорная схема, карточки для парной работы, смайлики, карточки с числовыми выражениями.

Ход урока

I.Организационный этап.

1.Настрой на работу.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Нас ждет сегодня открытие нового знания,

Понадобятся ваше терпение и старание.

2.Проверка готовности к уроку.

-Все готовы к уроку?

-Приступаем к работе.

3.Актуализация опорных знаний.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром.

(зима и зимние месяцы)

- Вспомните, как называются зимние месяцы?

-Еще раз повторите, сколько их?

-Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Госпожа Зима приготовила для нас сюрприз, нам лишь нужно добраться до места, где он нас ждет. Путь наш непростой, он полон заданий и испытаний. Но я думаю, наше путешествие вам понравится. Приготовились, отправляемся в путь.

4.Минута чистописания (рис. 1)

Описание: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/4703_c.jpeg

Описание: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/4703_e.jpeg

Рис. 1 Следы зверей и птиц.

Рис. 2 Лес

- Ребята, вы только посмотрите, какое белое, чистое поле! Только что это? (рис. 1).

- Чьи это следы?

- Найдите следы зайца. Убегая от лисы, заяц оставил на снегу какую цифру?

- Запишем в тетрадь цифру 7.

-Какую цифру зашифровала для нас сорока?

- Запишите в тетрадь цифру 8.

- Какая цифра оставлена лисой?

- Запишите цифру 9 в тетрадь и продолжите ряд до конца строки чередуя цифры 7,8,9.

- Молодцы ребята. Вы умеете читать хитрые следы птиц и зверей и правильно расшифровали цифры.

II. Актуализация знаний.

1.Устный счет. Задачи в стихах (рис. 2).

- Вот и лес! Как прекрасно и загадочно в лесу зимой! Могучие стоят дубы, зеленеют на фоне голубого неба сосны и ели. Лес в любое время интересен. Нужно быть только наблюдательным. Полюбуйтесь, присмотритесь.

- Какие деревья вы видите?

- Посмотрите, что это за птица?

- Зимой в лесу дятел любит кормиться семенами сосновых шишек. (Показ шишки). Засунет шишку в расщепленный сук, все семена выклюет и пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. А вот синички летают за дятлом – они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет, синички доклюют. Давайте посчитаем сколько шишек у дятла.

1) У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?

- Молодцы. Помогли дятлу сосчитать шишки. Запишем выражение на доске.

-А теперь посмотрите на рябину, вам знакомы эти птицы?

- Как по-вашему, что они делают? … Да, снегири очень любят ягоды рябины и калины.

- Ой, как же шумят эти птички! Наверняка, некоторые из них хотят улететь. Давайте решим задачу и посчитаем, сколько снегирей останется на рябине.

2) На ветке рябины сидело 6 снегирей. 2 снегиря улетело. Сколько снегирей осталось на рябине?

- Запишем выражение на доске.

- Каких еще птиц вы видите в лесу?

3)Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

- Скажите, а как приходится птицам зимой?

-Что мы должны делать зимой для птиц?

4)В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще 2 синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее каждый из вас.

- Мы с вами устно решали задачи. Что должно быть обязательно в любой задаче?

III. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока (рис. 3)

- Продолжаем наш путь. Перед нами озеро Новых знаний. Чтобы пройти его, нужно сильно постараться.

Описание: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/4703_d.jpeg

Рис. 3. Озеро Новых знаний

–Какое из полученных числовых выражений «лишнее»?

- Как называются оставшиеся выражения?

-Как называются компоненты действия сложения? –Прочитайте, оставшиеся выражения разными способами.

-Перед вами «лишнее» числовое выражение

(6 – 2 = 4)

-Как мы умеем читать такие выражения?

- Можете ли вы прочитать его, пользуясь названиями компонентов действия вычитания

- Почему?

 

- Какой вопрос у вас возникает? Что мы сегодня должны узнать на уроке?

IV. Физминутка для глаз.

V. Этап «открытия» нового знания

-Итак, мы должны узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании.

- Для начала вспомните, что значит «вычесть»?

- Что обозначает первое число?

- Что показывает второе число?

- А третье число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему?

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?

Учитель обращает внимание на звучание слова «уменьшается».

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

- Что происходит со вторым числом?

- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

- Как называется третье число?

- А что оно показывает ?

- Прочитаем это выражение, используя новые термины.

Вывешивается опорная табличка.

-Давайте все вместе повторим названия компонентов при вычитании.

- А теперь прочитаем числовые выражения разными способами.

8-3=5 10-4=6 9-2=7

- Молодцы. Вот и озеро осталось позади. Скажите, а почему мы не пошли прямо через озеро, а обходили его?

VI. Этап первичного закрепления

1.Самостоятельная работа с карточками (рис. 4).

- Используя названия компонентов, заполним таблички.

- Какое действие нужно выполнить, чтобы найти разность чисел?

Уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

Вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

Разность

5

5

4

3

2

2

1

Рис. 4. Самостоятельная работа с карточками (ответы)

VI. Этап первичного закрепления. Продолжение работы.

Рис.5 Геометрические дорожки.

- Посмотрите, перед нами три дорожки (рис. 5). Как они называются? (прямая, кривая, ломаная).

- Какую линию мы называем прямая? Кривая? Ломаная?

-По какой дорожке надо пойти, чтобы наш путь был самым коротким, и чтобы мы быстрее дошли до конца пути?

-Итак, идём по прямой дорожке.

- Но чтобы нам конца пути скорее достичь,

Должны мы задачи решить.

-Закрепим полученные знания через решение задач (учеб. с. 29 № 1, 2).

-Прочитаем задачи.

-Что общего в этих задачах?

Устный разбор 1 задачи.

-А № 2 решим письменно на доске и в тетрадях с краткой записью.

VII. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

- У меня есть 3 числа: 8,3,5.

Подумайте, какие 2 примера на вычитание вы можете составить с данными числами?

- Запишите эти примеры. Прочитайте их «по-разному».

Игра в слова.

- Вот и заканчивается наше путешествие. Мне даже немного грустно. Мне с вами было интересно путешествовать.

- Посмотрите, это и есть сюрприз госпожи Зимы! (учитель показывает сундучок)

- Здесь для вас подарки. Но сначала нужно выполнить последнее задание, чтобы сундучок открылся (рис. 6).

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/615111/img2.jpg

Рис.6 Головоломка

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

- Сундучок открылся. А подарки для вас от госпожи Зимы за хорошую работу на уроке я раздам на перемене.

VIII. Подведение итогов урока

- Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Как называются компоненты при вычитании?

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Смайлики.

- У вас на столах есть изображения смайликов. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлый смайлик.

-Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзный смайлик.

- Все дети молодцы, потому что честно оценили свою работу.

- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.