Цель урока: Познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
2. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы и методы: фронтальная, самостоятельная, словесный, наглядно-образный.
Формируемые УУД:
Личностные: быть мотивированным к учебной деятельности.
Метапредметные:
1) Регулятивные: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
2) Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
1) Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Основные понятия: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Оборудование: учебник «Математика» 1 кл. М.И. Моро 2 часть, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийное приложение к уроку (презентация), опорная схема, карточки для парной работы, смайлики, карточки с числовыми выражениями.
Ход урока
I.Организационный этап.
1.Настрой на работу.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Нас ждет сегодня открытие нового знания,
Понадобятся ваше терпение и старание.
2.Проверка готовности к уроку.
-Все готовы к уроку?
-Приступаем к работе.
3.Актуализация опорных знаний.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
(зима и зимние месяцы)
- Вспомните, как называются зимние месяцы?
-Еще раз повторите, сколько их?
-Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Госпожа Зима приготовила для нас сюрприз, нам лишь нужно добраться до места, где он нас ждет. Путь наш непростой, он полон заданий и испытаний. Но я думаю, наше путешествие вам понравится. Приготовились, отправляемся в путь.
4.Минута чистописания (рис. 1)
Рис. 1 Следы зверей и птиц. |
Рис. 2 Лес |
- Ребята, вы только посмотрите, какое белое, чистое поле! Только что это? (рис. 1).
- Чьи это следы?
- Найдите следы зайца. Убегая от лисы, заяц оставил на снегу какую цифру?
- Запишем в тетрадь цифру 7.
-Какую цифру зашифровала для нас сорока?
- Запишите в тетрадь цифру 8.
- Какая цифра оставлена лисой?
- Запишите цифру 9 в тетрадь и продолжите ряд до конца строки чередуя цифры 7,8,9.
- Молодцы ребята. Вы умеете читать хитрые следы птиц и зверей и правильно расшифровали цифры.
II. Актуализация знаний.
1.Устный счет. Задачи в стихах (рис. 2).
- Вот и лес! Как прекрасно и загадочно в лесу зимой! Могучие стоят дубы, зеленеют на фоне голубого неба сосны и ели. Лес в любое время интересен. Нужно быть только наблюдательным. Полюбуйтесь, присмотритесь.
- Какие деревья вы видите?
- Посмотрите, что это за птица?
- Зимой в лесу дятел любит кормиться семенами сосновых шишек. (Показ шишки). Засунет шишку в расщепленный сук, все семена выклюет и пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. А вот синички летают за дятлом – они кормятся около него. Дятел не все семечки выклюет, синички доклюют. Давайте посчитаем сколько шишек у дятла.
1) У дятла было 5 шишек. Он принёс еще 2 шишки. Сколько шишек стало у дятла?
- Молодцы. Помогли дятлу сосчитать шишки. Запишем выражение на доске.
-А теперь посмотрите на рябину, вам знакомы эти птицы?
- Как по-вашему, что они делают? … Да, снегири очень любят ягоды рябины и калины.
- Ой, как же шумят эти птички! Наверняка, некоторые из них хотят улететь. Давайте решим задачу и посчитаем, сколько снегирей останется на рябине.
2) На ветке рябины сидело 6 снегирей. 2 снегиря улетело. Сколько снегирей осталось на рябине?
- Запишем выражение на доске.
- Каких еще птиц вы видите в лесу?
3)Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц?
- Скажите, а как приходится птицам зимой?
-Что мы должны делать зимой для птиц?
4)В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
Еще 2 синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее каждый из вас.
- Мы с вами устно решали задачи. Что должно быть обязательно в любой задаче?
III. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока (рис. 3)
- Продолжаем наш путь. Перед нами озеро Новых знаний. Чтобы пройти его, нужно сильно постараться.
Рис. 3. Озеро Новых знаний
–Какое из полученных числовых выражений «лишнее»?
- Как называются оставшиеся выражения?
-Как называются компоненты действия сложения? –Прочитайте, оставшиеся выражения разными способами.
-Перед вами «лишнее» числовое выражение
(6 – 2 = 4)
-Как мы умеем читать такие выражения?
- Можете ли вы прочитать его, пользуясь названиями компонентов действия вычитания
- Почему?
- Какой вопрос у вас возникает? Что мы сегодня должны узнать на уроке?
IV. Физминутка для глаз.
V. Этап «открытия» нового знания
-Итак, мы должны узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании.
- Для начала вспомните, что значит «вычесть»?
- Что обозначает первое число?
- Что показывает второе число?
- А третье число?
- Какое число из трёх самое большое?
- Как вы думаете, почему?
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?
Учитель обращает внимание на звучание слова «уменьшается».
- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).
- Что происходит со вторым числом?
- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).
- Как называется третье число?
- А что оно показывает ?
- Прочитаем это выражение, используя новые термины.
Вывешивается опорная табличка.
-Давайте все вместе повторим названия компонентов при вычитании.
- А теперь прочитаем числовые выражения разными способами.
8-3=5 10-4=6 9-2=7
- Молодцы. Вот и озеро осталось позади. Скажите, а почему мы не пошли прямо через озеро, а обходили его?
VI. Этап первичного закрепления
1.Самостоятельная работа с карточками (рис. 4).
- Используя названия компонентов, заполним таблички.
- Какое действие нужно выполнить, чтобы найти разность чисел?
Уменьшаемое |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Вычитаемое |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Разность |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Рис. 4. Самостоятельная работа с карточками (ответы)
VI. Этап первичного закрепления. Продолжение работы.
Рис.5 Геометрические дорожки. |
- Посмотрите, перед нами три дорожки (рис. 5). Как они называются? (прямая, кривая, ломаная).
- Какую линию мы называем прямая? Кривая? Ломаная?
-По какой дорожке надо пойти, чтобы наш путь был самым коротким, и чтобы мы быстрее дошли до конца пути?
-Итак, идём по прямой дорожке.
- Но чтобы нам конца пути скорее достичь,
Должны мы задачи решить.
-Закрепим полученные знания через решение задач (учеб. с. 29 № 1, 2).
-Прочитаем задачи.
-Что общего в этих задачах?
Устный разбор 1 задачи.
-А № 2 решим письменно на доске и в тетрадях с краткой записью.
VII. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
- У меня есть 3 числа: 8,3,5.
Подумайте, какие 2 примера на вычитание вы можете составить с данными числами?
- Запишите эти примеры. Прочитайте их «по-разному».
Игра в слова.
- Вот и заканчивается наше путешествие. Мне даже немного грустно. Мне с вами было интересно путешествовать.
- Посмотрите, это и есть сюрприз госпожи Зимы! (учитель показывает сундучок)
- Здесь для вас подарки. Но сначала нужно выполнить последнее задание, чтобы сундучок открылся (рис. 6).
- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:
Рис.6 Головоломка
После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.
- Сундучок открылся. А подарки для вас от госпожи Зимы за хорошую работу на уроке я раздам на перемене.
VIII. Подведение итогов урока
- Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Как называются компоненты при вычитании?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Смайлики.
- У вас на столах есть изображения смайликов. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлый смайлик.
-Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзный смайлик.
- Все дети молодцы, потому что честно оценили свою работу.
- На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме.