Все знают, в особенности ученики, как иногда сложно запоминать хронологию событий по учебнику истории. Как хочется иногда посмотреть своими глазами на исторические события, погрузиться в атмосферу быта древних племен, узнать характер героев изучаемой исторической эпохи, попробовать создать жилище древних кочевников своими руками.
Объект исследования: очки виртуальной реальности, 3D ручки.
Предмет исследования: влияние использование очков виртуальной реальности и 3D ручек на усвоение каждым учеником образовательной программы по предмету история в школе.
Мною было предложено данное исследование с целью изучить влияние погружения в виртуальную реальность жизни древних племен на повышение интереса у одноклассников к предмету история и улучшения усвоения материала.
Задачи, которые были поставлены в ходе исследования включали:
· определить роль использования VR и 3D технологии на запоминание пройденного материала на уроке истории.
· Оценить влияние на эмоциональное восприятие материала путем погружения в реалии быта древних кочевников с помощью очков виртуальной реальности.
Материалы и методы:
Материалом для исследования явились успеваемость и усвоение пройденного материала по предмету история учениками 5 класса. Использовались для этого следующие методы исследования: анализ данных литературных и интернет публикаций, анкетирование учеников, анализ итогов тестирования в 5 классах по истории, когда на уроке при повторении пройденного материала использовались VR и 3D технологии, и результаты тестирования в классе, где ученики готовились по учебнику.
Виртуальная реальность (virtul reality, VR) – созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения, зрение, слух, осязание. Для создания ощущения реальности компьютерный синтез и реакции производится в реальном времени {1}.
Технологии виртуальной реальности используется во многих областях. Например, в автомобилестроении для выбора дизайна и улучшения эргономики салона. Монтируются ролики с использованием VR в сфере продажи недвижимости, проектировании архитектурных сооружений {2}.
С помощью VR технологии создаются видеоигры. VR приемы в медицине помогают тренировать навыки врачей {3}.
Исследования о применении VR для изучения фундаментальных дисциплин ранее проводилось в Уорикском университете в Британии, где сравнивали учебные результаты по курсу биологии при применении учебников и виртуальных курсов. Тогда VR позволил улучшить результаты теста на 28,5%, а учебник – на 24,9% {4}.
О 3D моделировании написано в литературе много.
Первая в мире 3D ручка , получившая название 3Dooler, была разработана американской компанией WoobleWorks. Идея пришла в голову основателям компании , Максу Боугу и Питеру Дилворту, когда сломался 3D принтер и потребовалось заделать брешь в напечатанной 3D модели. Если 3D принтер способен создать трудные фигуры, точь в точь повторяя составляющие элементы заданной модели, то достоинствами 3D ручки являются малые габариты и небольшой вес, возможность легко перемещать из одной аудитории в другую, некоторые модели имеют перезаряжающие батареи, что дает возможность применить их вдали от электросети { 5, с. 2}.
Кроме того , 3D модель c помощью ручки можно получить за короткий промежуток времени ( 20-30 минут), тогда при использовании 3D принтера процесс создания модели может составить от 10 до 20 часов.
Попробовать создать модель жилища древнего кочевника с помощью технологии 3D своими руками – это незабываемое впечатление. Такая объемная визуализация позволяет создать более реалистичное изображение.
Фото 1,2. Работа на 3D моделью юрты
В настоящее время создано много учебных фильмов по истории, но смотреть в обычном режиме этот материал скучно и обыденно. Только очки виртуальной реальности помогают перенести тебя в мир эпохи древнего мира, оставляя неизгладимое эмоциональное ощущение причастности к событиям этого времени.
Практическое применение VR очков и 3D ручек проводилось на уроке истории при изучении темы: « Саки. По тропам эпохи раннего железа».
Очки виртуальной реальности использовались при просмотре фильма «Томирис – царица скифов.» В конце урока провели анкетирование учеников. В классе 17 учащихся , положительный отзыв об использовании очков виртуальной реальности оставили 16 человек, что составяет 94% всех опрошенных. Главным преимуществом такого способа повторения материала одноклассники отметили – эмоциональность, возможность погружения в среду эпохи раннего железа, лучше увидеть и понять быт древних кочевых племен.
Фото 3,4,5 Просмотр фильма « Томирис – царица скифов» с помощью очков виртуальной реальности.
Через неделю у пятиклассников проведено итоговое тестирование по пройденной теме. В классе, где ученики на уроке использовали VR технологии, 54% учеников сдали тест на оценку выше 9 баллов, учащиеся же обучавшиеся по учебникам баллы выше 8-9 получили только 23% .
Вывод:
Визуализация темы урока при помощи очков виртуальной реальности позволяет улучшить восприятие проходимой темы по истории , пробуждает интерес к предмету и помогает лучше усвоить пройденный материал.