Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Zamalieva L.R. 1
1

Цели урока:

Образовательные:

- развить понятие о предложениях с прямой речью,

- научить определять прямую речь и слова автора,

- отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи,

- развивать пунктуационную зоркость, мыслительные операции: наблюдение, анализ, обобщение.

Развивающие:

- развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,

- развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

- развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе,

- формирование уважительного отношения друг к другу и к старшим.

Планируемые результаты:

Личностные:

- самоопределение, смыслообразование;

-оценивание усваиваемого содержания;

- самооценка, взаимооценка;

- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в овладении УУД;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Метапредметные:

Регулятивные:

- выполнение пробного учебного действия,

- фиксирование индивидуального затруднения,

- саморегуляция в ситуации затруднения,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- планирование учебного сотрудничества.

Коммуникативные:

- словесное выражение своих мыслей,

- аргументация своего мнения,

- учёт разных мнений.

Познавательные:

- целеполагание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- поиск и выделение информации,

- синтез как составление целого из частей,

- выдвижение гипотез и их обоснование,

-самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера,

- рефлексия способов и условий действия.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока:   урок-игра ( турнир знатоков)

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карты достижений (диагностические карты)

Средства обучения: ученик русского языка, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. Русский язык: - М.: Просвещение, 2015; проектный экран.

Демонстративный материал: эталон для самопроверки, презентация.

Формы работы с учащимися:

- проблемное объяснение нового материала, работа с учебником;

- индивидуальная, парная.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Мотивация к учебной

деятельности

 

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы,

мотивация на учёбу,

создание ситуации успеха.

 

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок

русского языка, на котором будем открывать  новые знания.  Но мы проведём не простой урок,

а урок-игру.

Чтобы понять, о чём пойдёт речь, посмотрим отрывок из известного мульфильма и ответим на вопросы.

 

- Как называется этот мультфильм?

- Кто его автор-сценарист?

 

 

- Что вы поняли из просмотренного отрывка?

 

- А какую роль в нашей жизни играют знаки препинания?

 

 

 

Просмотр отрывка из мультфильма

 

 

 

Ответы учащихся на заданные вопросы.

 

- «В стране невыученных уроков».

- Лия Гераскина.

 

- Нужно старательно учиться.

 

- Очень важную. Без них невозможно обойтись.

 

Личностные:

мотивация

 

Регулятивные:

саморегуляция

 

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

 

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии.

 

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний, создание проблемной ситуации.

- Молодцы!

Сегодня урок пройдёт   в виде игры.

У нас 7 команд, имеющих название определённого пунктуационного знака. Сейчас мы представим их, но есть небольшое условие: команды должны отгадать себя, встать и захлопать в ладоши.

Итак, я начинаю!

 

 

 

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

 

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

 

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

 

Ляжет палочкой

На строчку:

- Проходите

По мосточку.

 

Чудо

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,

Что к чему…

 

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

 

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку.

 

- Команды представлены и готовы к работе. Но прежде чем мы определим тему и цель урока, проведём разминку.

Каждая команда должна собрать информацию о своём знаке препинания и выступить с её защитой. Сейчас за 1 минуту группы собирают информацию внутри себя. Начинает 1 участник   (1 предложение), потом 2,…, итак, по кругу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Восклицательный знак.

 

 

 

 

 

- Точка.

 

 

- Вопросительный знак.

 

 

 

- Тире.

 

 

 

 

- Двоеточие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кавычки.

 

 

Запятая

 

 

Работа в группах. Выступление командиров.

«Защита знака препинания»

УУД

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

с учителем

и сверстниками

 

 

 

Познавательные:

анализ, выбор оснований

и критериев для сравнения,

построение логической

цепи рассуждений

3) Выявление места и причины

затруднения.

 

Цель этапа: выявление места и причины затруднения,

фиксация новой учебной задачи.

Ребята, это была разминка. Сейчас нам нужно сформулировать тему и цель урока. Давайте попробуем. Подсказка на слайде. Прочитайте предложения и подумайте.

 

- Итак, тема нашего урока

- А ещё? Без чего не может обойтись прямая речь?

 

- Какова цель нашего урока?

 

- Молодцы!

У каждого из вас   есть карточки с заданиями и карты достижений. Напишите все свои фамилии.

 

Работа с учебником. Изучение правила (стр.113).

 

Работа в парах. Пересказ правила. (1-2,3-4).

 

Озвучивание правила на весь класс.

- Что такое прямая речь?

- Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

- Как оформить на письме предложения с прямой речью?

- Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

- Чем могут осложняться предложения с прямой речью?

 

 

Работа в карточках с заданиями.

1 задание.

Проставить в предложениях знаки препинания. Нарисовать схемы.

 

Аист сказал Друзья прощайте!

 

Сегодня на улице холодно предупредила мама.

 

 

2 задание.

Написать эти же предложения, изменив позицию прямой речи.

 

 

 

 

Вывод о написании прямой речи.

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гости из сказок А.С.Пушкина.

Конкурс «Отгадай-ка!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне».

 

 

 

 

Найдите 3 задание к уроку. Это

предложения, написанные на слайде.

Вставьте пропущенные знаки препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

- Проверьте свою работу и оцените   её.

Ответы и критерии оценки на слайде. Занесите баллы в карту достижений.

 

0 ошибок – 3 балла,

1 ошибка – 2 балла,

2 ошибки – 1 балл,

3 ошибки – 0 баллов

 

Запись на слайде:

Аист сказал Друзья прощайте!

 

Сегодня на улице холодно предупредила мама.

 

- Прямая речь.

- Знаки препинания при прямой речи.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. Пересказ правила. (1-2,3-4).

 

 

Ответы на вопросы.

Дополнение сведений учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с карточками.

Взаимопроверка.

 

Аист сказал: « Друзья, прощайте!»

 

«Сегодня на улице холодно», - предупредила мама.

 

 

 

Взаимопроверка.

 

«Друзья, прощайте!» - сказал аист.

Мама предупредила: «Сегодня на улице холодно».

 

Ответы учащихся.

 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

 

 

1)      Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?..

 

2)      Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим

Отпусти, старче, меня в море!

 

3)      В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала

Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?..»

 

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти, старче, меня в море!»

 

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

 

самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД

Познавательные:

логические –

формулирование

проблемы

 

Регулятивные:

целеполагание

 

Коммуникативные:

постановка вопросов;

умение выражать свои мысли

 

 

 

 

4) Построение проекта выхода из затруднения.

 

Цель этапа: поиск решения учебной задачи.

Ответим на вопросы. «Блиц-турнир»

Какие утверждения о прямой речи верны?

 

1)      Прямая речь – это слова какого-либо лица, переданные дословно.

2)      Слова автора указывают на то, кому принадлежат слова.

3)      Прямая речь всегда стоит перед словами автора.

4)      Прямая речь – предложение всегда повествовательное.

5)      Внутри прямой речи может быть обращение.

6)      Опознавательный признак употребления знаков препинания прямой речи – чёткое разграничение прямой речи и слов автора.

7)      Внутри прямой речи не может быть однородных членов.

Комментированные ответы

от команды – 1 человек

УУД

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование

 

Познавательные:

решение проблемы,

построение логической цепи

рассуждений,

выдвижение гипотез и их

обоснование

 

 

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество

в поиске и выборе

информации

 

5) Самостоятельная работа.

 

Цель этапа: коррекция отработки способа.

- Поработаем с тренажёром.

Возьмите карточки с заданиями, вставьте пропущенные гласные.

 

Задание 4.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Запишите номера предложений в колонку в соответствии со схемой

 

 

 

А:«П!»

А:«П?»

«П?»-а.

«П,»-а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)      Проворная белка увидела в дупле ушастого филина и на весь лес заверещала Разбойник здесь живёт!

2)      Ку-ку звонко по лесу раздался голос кукушки.

3)      Витютень важно выговаривает На дубе сижу!

4)      Со страхом смотрят на суетливую синичку зайчата и как будто спрашивают Зачем так громко поёшь?

5)      Всё ли спокойно в лесу интересуется осторожная медведица.

6)      Смело бежит волк по знакомому лесу и думает Ждут ли меня прожорливые волчата?

7)      Тэкэ, тэкэ, тэкэ ещё жарче запел свою песню глухарь.

8)      Не началась ли в лесу весна спрашивает медведь, высунувшись из своей берлоги.

 

А:«П!»

А:«П?»

«П?»-а.

«П,»-а

1

4

5

2

3

6

8

7

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас проверьте свои ответы. Посмотрите на слайд.

 

- За каждый правильный ответ -

1 балл.

Подсчитайте свои баллы, внесите в карту достижений.

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

Оценивание своих знаний.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

самоопределение

 

9) Рефлексия.

 

Цель этапа: самооценка учебной

деятельности,

соотношение цели и результата.

Подведём результаты.

Подсчитайте количество набранных вами баллов.

Переведите в оценку.

Критерии:

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 11 - 13 баллов

«3» - 7 – 10 баллов

«2» - 0 - 6 баллов

- Что мы сегодня нового узнали на уроке?

- Какую цель мы преследовали?

- Кто из вас доволен своей работой и полученными баллами?

- У кого ещё   остались какие-то вопросы? Кто не совсем доволен своими результатами?

- Кто совершенно не понял тему?

- Завтра мы с вами продолжим эту тему и закрепим её.

А теперь запишем

домашнее задание (дифференцированное):

 

Выучить правила (стр.113-114).

Задание по выбору:

1)Выполнить упражнение 247. Дописать предложения.

2) Упражнение 248. Поменять местами слова автора и прямую речь. Написать предложения парами.

Учащиеся подсчитывают свои баллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

Учащиеся поднимают руки.

УУД

Познавательные:

рефлексия

 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Личностные:

смыслообразование

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

Карточка с заданиями уч-ся 5класса ____________________________________

1 задание.

Работа с предложениями.

Проставить в предложениях знаки препинания. Нарисовать рядом схемы.

1) Аист сказал Друзья прощайте!

2) Сегодня на улице холодно предупредила мама.

Критерии оценки:

За каждое правильно оформленное предложение и схему – 1 балл.

Максимальные баллы за 1 задание – 2 балла.

2 задание.

Работа с предложениями.

Написать эти же предложения, изменив позицию прямой речи.

  1. _____________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________

Критерии оценки:

За каждое правильно оформленное предложение – 1 балл.

Максимальные баллы за 2 задание – 2 балла

3 задание.

Работа с текстами сказок А.С.Пушкина.

Проставить в текстах пропущенные знаки препинания.

4) Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?..

5) Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим

Отпусти, старче, меня в море!

6) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала

Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

 

Критерии оценки:

За каждое правильно оформленное предложение – 1 балл.

Максимальные баллы за 3 задание – 3 балла.

4 задание.

 

Тренажёр по правописанию прямой речи.

Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Записать № предложений в колонку в соответствии со схемой.

9) Проворная белка увидела в дупле ушастого филина и на весь лес заверещала Разбойник здесь живёт!

10) Ку-ку звонко по лесу раздался голос кукушки.

11) Витютень важно выговаривает На дубе сижу!

12) Со страхом смотрят на суетливую синичку зайчата и как будто спрашивают Зачем так громко поёшь?

13) Всё ли спокойно в лесу интересуется осторожная медведица.

14) Смело бежит волк по знакомому лесу и думает Ждут ли меня прожорливые волчата?

15) Тэкэ, тэкэ, тэкэ ещё жарче запел свою песню глухарь.

16) Не началась ли в лесу весна спрашивает медведь, высунувшись из своей берлоги.

А:«П!»

А:«П?»

«П?» -а.

«П,»-а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальный балл – 8.

Результаты урока.

Критерии:

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 11 - 13 баллов

«3» - 7 – 10 баллов

«2» - 6 - 0 баллов