Выбор темы. Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Цель. Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек»; обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследовани: учащиеся 3 «б» класса (20 человек).
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Методы исследования:
• анализ,
• опрос,
• наблюдение,
• сбор информации из книг, журналов, газет,
• эксперимент.
Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но Наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания; недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейччас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани.
Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжеле. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.
Это связано ,прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих целей.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
1 – 4 классов – 300 г
5 – 6 классов – 400 г
7 – 8 классов – 500 г
10 – 11 классов – 600 г
Угроза за спиной
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 20, 10 и 30 % больше веса их тела.
Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем больше становились боли в спине. Начиная с 20 % давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт.ст, а на правое 110 мм рт. ст, в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме.
А средний вес школьного ранца обычно составляет 22 % веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 20 человек.
План эксперимента:
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебников, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
• самый правильный ранец (до 0,5 кг);
• самый легкий портфель
• самый тяжелый ранец
• самый тяжелый ранец с принадлежностями ;
• самый легкий ранец с принадлежностями
• самый тяжелый учебник
• самый «тяжелый» учебный день
• самый «легкий» учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Медицинские показатели учеников нашего класса
Свою работу мы начали с беседы медицинского работника школы. Мы узнали, что у детей нашего класса есть проблемы с опорно-двигательной системой:
4 человека с нарушением осанки;
2 человека со сколиозом;
12 человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого я рассчитал правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10 % веса ученика, (т.е, вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разделить на 100.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесил все ранцы без школьных принадлежностей.
Таблица 1
Вес ранцев учеников нашего класса
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Вес тела |
Правильный |
Реальный вес |
вес ранца с учебниками |
ранца с учебниками |
|||
1. |
Анисенко М. |
32 кг |
3,2 кг |
4,100 кг |
2. |
Балясова В. |
32 кг |
3,2 кг |
4,600 кг |
3. |
Базайкина Л. |
32 кг |
3,2 кг |
4,400 кг |
4. |
Демидов С. |
38 кг |
3,8 кг |
3,900 кг |
5. |
Денисенко Д. |
54 кг |
5,4 кг |
4,700 кг |
6. |
Ермолаева К. |
41 кг |
4,1 кг |
4,700 кг |
7. |
Емельянова А. |
28 кг |
2,8 кг |
5,000кг |
8. |
Зинковский А. |
24 кг |
2,4 кг |
4,100 кг |
9. |
Кривозубов И. |
33 кг |
3,3 кг |
4,200 кг |
10. |
Колоткин В. |
28 кг |
2,8 кг |
4,400 кг |
11. |
Каштанова Э. |
33 кг |
3,3 кг |
4,200 кг |
12. |
Королева Д. |
32 кг |
3,2 кг |
5,100 кг |
13. |
Матвеева Ю. |
30 кг |
3,0 кг |
4,200 кг |
14. |
Носов Е. |
34 кг |
3,4 кг |
4,300 кг |
15. |
Маркеев А. |
29 кг |
2,9 кг |
4,300 кг |
16. |
Мухуров Г. |
34кг |
3,4 кг |
4,700 кг |
17. |
Мясоедов Д. |
30 кг |
3,0 кг |
4,700 кг |
18. |
Рожкова К. |
27 кг |
2,7 кг |
4,700 кг |
19. |
Фофонов А. |
33кг |
3,3 кг |
4,700 кг |
20. |
Шаталов С. |
30кг |
3,0 кг |
4,700 кг |
Таблица 2
Вес школьных ранцев
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Вес ранца |
Выводы |
1. |
Анисенко М. |
0,6 кг |
Тяжёлый |
2. |
Балясова В. |
0,9 кг |
Слишком тяжелый |
3. |
Базайкина Л. |
0,7 кг |
Слишком тяжелый |
4. |
Демидов С. |
0,2 кг |
Норма |
5. |
Денисенко Д. |
1,0 кг |
Слишком тяжелый |
6. |
Ермолаева К. |
0,7 кг |
Слишком тяжелый |
7. |
Емельянова А. |
1,3 кг |
Слишком тяжелый |
8. |
Зинковский А. |
0,4 кг |
Норма |
9. |
Кривозубов И. |
0,5 кг. |
Норма |
10. |
Колоткин В. |
0,7 кг |
Слишком тяжелый |
11. |
Каштанова Э. |
0,5 кг |
Норма |
12. |
Королева Д. |
1,4 кг |
Слишком тяжелый |
13. |
Матвеева Ю. |
0,5 кг |
Норма |
14. |
Носов Е. |
0,6 кг |
Тяжёлый |
15. |
Маркеев А. |
0,6 кг |
Тяжёлый |
16. |
Мухуров Г. |
1,0 кг |
Слишком тяжелый |
17. |
Мясоедов Д. |
1,0 кг |
Слишком тяжелый |
18. |
Рожкова К. |
0,9 кг |
Слишком тяжелый |
19. |
Фофонов А. |
0,6 кг |
Тяжёлый |
20. |
Шаталов С. |
0,7 кг |
Тяжёлый |
Выводы:
Мы увидели, что у 5 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашёлся победитель-легковес весом всего 0,2 кг. Однако у 15 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка. В частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми мы пользуем, и взвесили их:
• «Литературное чтение» – 500 г
• «Математика» – 400 г
• «Русский язык» – 300 г
• «Окружающий мир» –400 г
• Дневник – 100 г;
• «Английский язык» – 700 г
• «Тетрадь-задачник» – 300 г
Оказалось, что книги, соответствующие гигиеническим нормам 300 г. для учеников начальной школы это:
• «Русский язык»,
• дневник.
Нашлись и «нарушители» – учебники:
• «Литературное чтение»;
• «Математика»;
• «Окружающий мир»
• И самый «опасный» учебник – «Английский язык».
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и в среду – 3 кг.600 г. или 3 кг. 700 г. (без сменной обуви и физкультурной формы) во вторник и пятницу ранец нагружен менее и имеет вес от 2 кг. 600 г до 3 кг
Но даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Самым легким ранец оказался в четверг– 2 кг 400 г (без папки для трудового обучения).
Рекомендации ученикам
• Не носите лишнего в ранцах.
• Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы .
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев, и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
• использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
• найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе и один – дома);
• при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
• организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
• организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда постоянно будет контролироваться учителями, родителями и детьми.