Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Письмо в редакцию

ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков. [1, с. 18]. Существует ряд требований к организации домашней учебной работы: • Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить. • Обязательность выполнения и проверки домашнего задания. • Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. • Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания. • Постепенное и последовательное усложнение заданий. Важным средством развития познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Нельзя ограничивать домашние задания автоматическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества шаблонных задач и упражнений. [2, 120]. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Состоит она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в объяснении содержания и методики выполнения задания на дом. На уроках применяются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться ясного представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задания в домашних условиях. Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках[3, с. 23]. Обычно индивидуальные задания даются учащимся как дополнение к общему заданию класса. В зависимости от цели и содержания урока, уровня знаний учащихся они могут выполняться на уроке или дома. При разработке индивидуальных домашних заданий следует учитывать уровень знаний учащихся, их способности, заинтересованность предметом. Так, слабым учащимся можно предложить повторительные упражнения для ликвидации пробела в знаниях. Тем из них, кто не имеет навыка самостоятельной работы, следует помогать, например, сообщать план решения задачи, порядок выполнения лабораторной работы, подготовки доклада и т. п. [3, 190] В педагогическом словаре сказано: «Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом достигается педагогическое воздействие на каждого ученика, основанное на знаниях черт его личности и условий жизни». Отсюда ясно, что реализовать индивидуальный подход в обучении нельзя без знаний основ педагогики и психологии, так как при организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и другие психологические особенности учащихся. Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу [4, 35]. В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Приведу примеры домашних заданий: тема: Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ. Сравнительная характеристика. домашнее задание: в вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет сильный запах хлора. Вы решили обработать им белье. Какую посуду вы выберете: алюминиевый таз, эмалированный бак с поврежденной поверхностью или пластмассовый таз? Ответ обоснуйте. тема: Жесткость воды. домашнее задание: растворите мыло в горячей и холодной воде. (мыло возьмите твердое). По наличию хлопьев или их отсутствию определите жесткость воды. тема: Алюминий и его свойства. домашнее задание: создать мини-проект по теме «Основные месторождения алюминия» тема: Атмосферный воздух – смесь газов. домашнее задание: предложите способы защиты нашего парка от воздействия кислотных дождей. Опишите антропогенные источники кислотообразующих выбросов в нашем поселке. тема: Алкадиены. Каучук. домашнее задание: подготовьте рекламу каучука, связанную с вашей будущей профессией. тема: Химические элементы. домашнее задание: представьте, что вы открыли неизвестный человечеству и науке элемент. придумайте его название и физические свойства. Самостоятельные домашние работы учащихся способствуют более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, помогают развитию познавательной деятельности школьников, их самостоятельности и интереса к изучению химии. Литература: 1. Манкевич Н.В. Приемы повышения интереса учащихся к учебной деятельности // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2002. - №5. 2. Шурим И.Н., Матусевич В.Н. Организация самостоятельной работы различных уровней сложности // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2001. - №5 3. Макареня А.А., Обухов В.Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985 4. Савич Т.З. Развивать у учащихся умение самостоятельно пополнять знания // Химия в школе. – 1980. - №1.

Комментарии 0

Ничего не найдено.

Добавить комментарий