Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ЗАКЛАДКИ

Волынская В.Д. 1
1 г.Котлас, МОУ «Средней общеобразовательной школы №18», 2 «А» класс
Мордовская Н.А. (г.Котлас, МОУ «Средней общеобразовательной школы №18»)
1 Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 208 с.
2 Волков А.С авторучкой, книгой, планшетом/А. Волков//Знание – сила. 2016. – №9. – с. 4-13.
3 Кузнецова А.О. Школа чудес для маленьких принцесс / А.О. Кузнецова. – М.: ООО Астрель, 2011. – 206 с.
4 Любимцев В.В. Знаешь ли ты? / В.В. Любимцев – М.: Дрофа, 1995. – 196 с.
5 Мелеузовская ЦБС. Советы методиста. Книжная закладка как инструмент работы с книгой и ее продвижения http: // ms.znate.ru/docs/1381/index – 17910. htm/# 111209 – Загл. с экрана.
6 История книжных закладок. Коллекционирование закладок.http: // nspaper.by/2011/03/17/ istoriya – knizhnoj – zakladki. Htm – Загл. с экрана.
7 История книжной закладки. Сообщество Свердловской областной библиотеки для детей и юношества.http: // teenbook – ekt. livejournal.com/144506.htm/ – Загл. с экрана
8 Ярмарка мастеров. История книжной закладки http:/www. livemaster.ru/topic/129585 – istoriya – knishnoj – zakladki – Загл. с экрана.

Я – красивая закладка.

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай,

Где закладка, там читай…

Каждую неделю я посещаю школьную и городскую библиотеку и часто беру книги и журналы домой. Я очень люблю разглядывать иллюстрации, читать и узнавать что-то новое. Дома у меня тоже много книг: сказки, рассказы, стихи и др. А еще у меня есть учебные книги, с которыми я работаю дома и в школе. Моя учительница говорит, что в каждой книге обязательно должна быть закладка. В моих книгах были закладки, но я их потеряла и поэтому решила сделать новые. Оказалось, что вариантов закладок и вариантов их использования существует очень много. Это заинтересовало меня.

Цель исследовательской работы: изучение истории появления книжной закладки, ее полезных свойств.

Задачи работы:

1) познакомиться с историей возникновения закладки;

2) изучить различные виды закладок;

3) выяснить полезные свойства старинных и современных закладок;

4) научиться самой и обучить своих друзей создавать интересные закладки.

Предмет исследования: различные виды книжных закладок.

Объект исследования: полезные свойства школьной закладки.

Актуальность: найти наиболее удобную закладку для младших школьников.

Методы исследования:

- анкетирование;

- сравнение;

- наблюдение;

- опрос;

- беседа;

- эксперимент;

- сопоставление;

- обобщение;

- анализ литературы и Интернет источников.

Значимость – создать закладку, которая будет наиболее удобна в использовании для книг любого формата, не будет теряться и будет привлекать своим уникальным дизайном.

Краткий обзор литературы – в работе использованы учебные пособия, статьи из научных журналов и электронные ресурсы.

История появления книжной закладки

Закладка, согласно толковому словарю Ожегова – это ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу.

Книжные закладки давно живут между страниц книг и в состоянии рассказать нам много интересного о настоящем и прошлом.

Первые книжные закладки появились еще в 13 веке, изготовляли их из кожи и велюра, а позже из ткани и плотной бумаги. Каких только закладок не было: шелковые, вышитые, с различной символикой и видами, портретами королей и королев.

Книжная закладка, помогала не только запоминать или быстро находить нужную страницу текста, но и работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности). Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее внешний вид в сочетании с будущим или готовым переплетом книги.

Поскольку книжная закладка была создана давно, еще первыми читателями, которые столкнулись с проблемой ориентации в книге, Египетские писцы приклеивали на свитки кусочки папируса; средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани. А в XIX веке читающие дамы отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам.

Из литературных источников я выбрала и описала лишь некоторые виды книжных закладок, наиболее интересные для меня.

Закладки-регистры – своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.

Паровозы-закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы. Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно при чтении.

Новую жизнь книжной закладке обеспечило развитие печатных техник. Дешевизна и красочность бумажных закладок сделали их очень популярными среди возрастающего числа читателей. Закладка с этого времени стала самостоятельным носителем информации. Их использовали для анонсирования книг, событий, для рекламы фирм и товаров, для пропагандистских акций и просветительских идей.

Конец XIX века, время научных открытий, стало особенным для развития закладки. В 1890 году немец М. Кинле запатентовал первую известную, так называемую, техническую закладку (1). Она представляла собой металлическую пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы. По форме они напоминали ножи для разрезания бумаги. В области рукоятки делалась выемка или накладная деталь для зажима страницы. Рукоятки украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым деревом, перламутром.

Швед И. Линдлер в 1896 году предложил прищепку – лист зажимался вдвое тонкой полоской из упругой стали.

А в начале ХХ в. американец У. Мартин придумал закладку из ткани и бумаги, приклеил на концах полосок маленькие плоские магниты. Они притягивались друг к другу сквозь бумагу, а согнутая вдвое полоска держала нужную страницу. Для случая, когда нужно было запомнить не только страницу, но и строку, американец А. Гирс предложил к внутренним страницам обложек крепить параллельно страницам направляющие, по которым бы скользили указывающие стрелки-закладки. Когда страницы перелистывались, закладки откидывались в сторону. Правда, этот вариант имел недостаток – закладки не снимались.

Конец 1980-х годов оказался отмечен новым всплеском интереса к книжной закладке, что имеет весьма простое объяснение. В последней трети XX столетия большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для размещения рекламы, и, вообще, любой информации. На закладках печатались календари и адреса книжных магазинов, умные мысли и горячие призывы.

Закладка XX в.

В современное время тысячи читателей по всему миру каждый день продолжают посещать обычные библиотеки. Именно для них китайская дизайн-студия Toout придумала концепт «умная библиотечная закладка». (1) Она «запоминает» за пользователя страницы, помогает решать проблему своевременного возврата книг и их быстрый поиск на стеллажах. Для поиска «умная закладка» оснащена простенькой навигационной системой, которая указывает путь к нужным книгам.

Закладка фонарик. (1) Эта закладка не только не даст вам потерять нужную страницу, но и осветит ее для вас. Она не нуждается в источнике питания, так как заряжается от солнечных лучей. Вы также можете использовать эту закладку просто как фонарик, она складывается и легко помешается в карман

Скрепки давно многими используются в качестве закладок. Но эта скрепка-закладка имеет к тому, же необычный дизайн. Она выполнена в виде человека, застрявшего между страницами. (1)

Закладка – лупа.(1) Эта закладка сделает ваше чтение более комфортным. Ручка, расположена под углом, чтобы читателю было удобнее держать закладку.

Маркер – закладка. (1) Легко помещается между страниц, а благодаря длинному ремешку, его легко можно найти. Эта закладка представляет собою красочную резинку, которую легко можно обернуть вокруг страницы, направив указатель на нужную строчку.

Это далеко не все виды закладок, но наиболее интересные для меня.

Самая удобная закладка

Для того, чтобы определить необходимость закладки и ее виды, я провела опрос и анкетирование среди младших школьников нашей школы. (2) В ходе моего анкетирования приняло участие 57 человек, обучающихся в 4-х классах. По результатам анкет из числа опрошенных 49 человек (86% от общего числа) пользуются закладками и считают этот предмет необходимым. Восемь человек (14%) не пользуются закладками в данное время, т.к. часто их теряют, но при этом указывают в анкете на удобство в их использовании. (3), диаг.№1. В анкетах 46 ребят указали, что закладка помогает быстро открыть нужную страницу в учебнике (92%). Два школьника подмечают, что благодаря закладке экономят время, а две школьницы используют закладку, чтобы подмечать важные слова в книге. (3), диагр.№2.

Ответы опрошенных школьников показали, что закладка приносит им позитивные эмоции, т.к. они красивые, удобные, их легко использовать. Большинство обучающихся предпочтение отдают закладкам, изготовленным своими руками, так считают 25 человек (51%). Эти закладки изготовлены у 20 детей из картона и цветной бумаги (80%). Закладки плетеные из ниток используют 8 человек (32%). Такое же количество детей используют закладки с рисунками, раскрашенные цветными карандашами и фломастерами. Раскрашенные закладки нравятся детям, так как их легко изготовить, не жалко подарить друзьям и можно нарисовать на них все, что хочешь. Почти 24% детей (6 человек) предпочитают украшать закладки природными материалами (засушенными листьями, цветами), а трое школьников используют закладки, сделанные из обычной бумаги (3) диаг.№4.

Чуть меньшее количество детей – 22 человека (45%) используют закладки, купленные в магазине, потому что считают их более удобными и красивыми. Покупные закладки содержат определенную тематику, у девочек эти закладки с изображениями животных, бабочек, цветов, у мальчиков – смайлики, автомобили, мотоциклы, фото спортсменов. Эти закладки небольшие и на магнитах, благодаря чему они не теряются, отмечают данные школьники (3), диаг.№3.

Размер используемых закладок тоже важен школьникам. Большинство опрошенных ребят 31 человеку (54%) предпочитают закладки средних размеров, а 18 человек (32%) используют маленькие закладки. Шесть человек (10%) любят закладки больших размеров (3) диаг. №5.

Таким образом, проведенный опрос и анкетирование показали, что многие дети пользуются закладками. Популярными являются закладки из подручных материалов, дети наносят на них разные рисунки и изображения. Самодельные закладки дети делают с душой, что приносит им положительные эмоции, именно так в анкетах подметили несколько школьников. Большой выбор закладок, которые продаются в магазинах, также привлекают внимание младших школьников. Такие закладки стоят не дорого, они яркие, удобные, содержат определенную тематику, в зависимости от возраста и интересов.

Исследование также показало, что больший интерес к изготовлению закладок своими руками проявляют девочки младшего школьного возраста. Мальчики положительно относятся к изготовлению закладок своими руками, но предпочитают закладки, купленные в магазине. Различной является у мальчиков и девочек тематика закладок. Девчонки любят украшать свои закладки цветочками, бабочками, смайликами, любимыми персонажами из мультфильмов. На закладках у мальчишек животные, мотоциклы, автомобили, виды спорта, фото спортсменов.

Таким образом, можно сделать вывод, что мальчики и девочки одинаково отдают предпочтение закладкам средних размеров, ярких по оформлению и созданных своими руками.

Рассмотрев все требования к закладке, которые предъявили дети, я решила создать закладку, удовлетворяющую всем заданным критериям.

Именно такую закладку я создала на мастер-классах с ребятами из группы продленного дня и с учащимися 4 класса. Для этого нам потребовались: ножницы, цветная бумага, картон, клей, линейка, фломастеры и хорошее настроение. В результате у нас получились интересные и позитивные закладки.(5)

Дома мы с сестрой и мамой решили провести эксперимент и проверить, так ли уж нужны закладки в книгах. Для этого мы решили выяснить, как быстро мы с сестрой сможем открыть нужную страницу в книге, используя закладку. Мы взяли две одинаковые книги с любимыми сказками. В моей книге уже лежала закладка, а у сестры она отсутствовала. Мама засекает время, а мы с сестрой должны одновременно найти нужную страницу. В результате эксперимента получилось, что я открыла книгу за 3 секунды, а сестра затратила 14 секунд для поиска нужной страницы. (4) Таким образом, эксперимент показал, что действительно необходимо использовать закладку, если вы хотите меньше тратить времени для поиска нужной страницы.

Приложение 1

Виды закладок

volynskaya1.tif

1

volynskaya2.tif

2

Закладки – регистры

volynskaya3.tif3

Закладки – паровозы

volynskaya4.tif

4

volynskaya5.tif

5

Техническая закладка, XIX век

volynskaya6.tif

6

Умная закладка

volynskaya7.tif

7

volynskaya8.tif

8

Закладка-фонарик

volynskaya9.tif

9

Закладка – лупа

volynskaya10.tif

10

Скрепка – закладка

volynskaya11.tif

11

Закладка – маркер

Приложение 2

Анкетирование младших школьников по теме: «Закладка школьника»

volynskaya12.tif

12

Вопросы:

1. Ты пользуешься закладкой?

2. Если не пользуешься, то почему?

3. Для чего нужна закладка?

4. Какие закладки тебе нравятся? (выбери вариант ответа)

а) изготовленные своими руками. Почему?

б) покупные закладки. Почему?

5. Какого размера закладкой тебе удобнее пользоваться? (выбери вариант ответа)

а) небольшие;

б) средние;

в) крупные

6. Из чего сделана твоя самодельная закладка?

(выбери вариант ответа)

а) плетенная из ниток;

б) украшенная аппликацией (из цветной бумаги, пайеток и т.п.);

в) раскрашенная красками, цветными карандашами или фломастерами;

г) украшенная природными материалами (листьями цветами и т.п.)

д) свой вариант

7. Твоя закладка, купленная в магазине, какая она?

Приложение 3

Результаты исследования

volypril1.tif

Диаграмма №1. Необходимость использования закладок

volypril2.tif

Диаграмма №2. Полезные качества закладки

volypril3.tif

Диаграмма №3. Популярность закладок

volypril4.tif

Диаграмма №4. Виды самодельных закладок

volypril5.tif

Диаграмма №5. Удобный размер закладок

Приложение 4

Результаты эксперимента

volypril6.tif

Диаграмма № 6

Приложение 5

Мастер-класс для детей ГПД

volynskaya13.tif

13

volynskaya14.tif

14

volynskaya15.tif

15

Авторские закладки

volynskaya16.tif

16

Мастер-класс для учеников 4 класса

volynskaya17.tif

17

volynskaya18.tif

18

volynskaya19.tif

19

volynskaya20.tif

20

Заключение

Таким образом, я узнала, что книжная закладка, пройдя через века, с момента создания первых рукописных книг и по сей день, используется человеком для поиска нужных страниц в книге.

Со временем закладки приобрели немало новых, полезных свойств. Без закладки не обойтись во время урока, чтения книги, к тому же, закладка может стать прекрасным источником информации. Закладки нужны для того, чтобы отметить место в учебнике, чтобы книги не портились и прожили долгую жизнь.

На сегодняшний день существует большое количество различных видов закладок, но, не смотря на бурный технический прогресс, авторская закладка, если она сделана с выдумкой и фантазией всегда будет популярной, и будет приносить людям пользу.

Впереди меня ждет работа еще со многими книгами и учебниками, и в дальнейшем я планирую создать индивидуальные закладки для каждого учебного предмета, используя разнообразные подручные материалы и разные техники изготовления.


Библиографическая ссылка

Волынская В.Д. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ЗАКЛАДКИ // Старт в науке. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=999 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674