Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К МАГИИ ЧИСЕЛ

Дудникова Е.Н. 1
1 г. Краснодар, МБОУ СОШ №16, 7 «А» класса
Снытко Е.В. (Краснодар, МБОУ СОШ №16)
1. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 4–е изд., испр. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. – 492 с.
2. «Магия чисел. Математическая мысль от Пифагора до наших дней / Пер. с англ. О.В. Стиховой»: Центрполиграф; М., 2014.
3. Сигачёв А.А. Пифагор (научно-популярный очерк) // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – № 6 – История.
4. Грашина М.Н., Васильев М.С. Языческий календарь. Миф, обряд, образ. – М.: Вече, 2013. – 384 с.
5. Numerology: an experiment by Maurice Townsend [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.assap.ac.uk/newsite/articles/Numerology.html (дата обращения 06.10.2017).
6. Numerological research and its results [Электронный ресурс]. – режим доступа:
7. http://sharp-thinking.com/category/????-??????-?????/??????????/ (дата обращения 06.10.2017).
8. Numerology [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.skepdic.com/numology.html (дата обращения 07.10.2017).

Особое место в нашей жизни занимают числа, магия которых не дает покоя людям с древнейших времен и по настоящее время. Это неудивительно, ведь мы на каждом шагу сталкиваемся с числами. Они сопровождают людей от рождения до самой смерти, без чисел мы сегодня уже не мыслим нашей жизни. Чисел существует огромное множество, равно как и суеверий с ними связанных. Даже человек, не верящий в приметы, все-таки три раза сплюнет через плечо или трижды стукнет по дереву, чтобы «не сглазить». Современные суеверия являются отголосками представлений древних людей о мистической силе, которой наделены числа. Это объясняется тем, что ранее существовали племена, в которых умели считать всего до 2-х или до 3-х, а все, что превосходило эти цифры, обозначалось понятием «много» или «тьма», то есть находилось как будто за пределами понимания, считалось таинственным, сверхъестественным [1]. Через некоторое время человечество изобрело нумерологию, ее основателем стал известный математик древности Пифагор, объединивший математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека [2, 3]. Возможно, появление нумерологии связано с тем, что, еще в древних алфавитах, например, древнееврейском и древнеславянском буквы использовались для записи чисел, имея, поэтому числовые значения [2].

Таким образом, нумерология и магия чисел с одной стороны очень популярны, а с другой – практически не имеют научной основы. Поэтому целью нашего исследование явилось изучение отношения современных школьников к магическим свойствам чисел.

Материал и методы

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №16 города Краснодара в апреле-мае 2017 года с участием учеников 6-х классов (57 человек, возраст составлял 12–13 лет). С целью изучения отношения обучающихся к магии чисел нами была разработана анкета-опросник (рис. 1).

Результаты анкетирования были обработаны с использованием пакета статистической программы «Exсel 2013».

Результаты

Подавляющее большинство шестиклассников – 66,6 % (38 человек) на 1-й вопрос «влияет ли дата рождения на вашу судьбу ?» – ответили отрицательно, как и на 8-й вопрос «могут ли числа влиять на судьбу?» – 59,6 % (34 человека). Вместе с тем, в одном из трех классов чуть более половины опрошенных – 57 % (16 из 28–ми) ответили, что верят во влияние чисел на судьбу, а в двух других – на этот вопрос ответили отрицательно (64 и 86 % соответственно).

Интересные результаты были получены при обработке ответов на вопрос о счастливых и несчастливых числах. В качестве несчастливых и счастливых чисел опрошенные написали самые разные числа. Поэтому мы решили проанализировать: к четным или нечетным они относятся? На рис. 2 продемонстрированы полученные данные.

dud1.tiff

Рис. 1. Анкета для опроса школьников

dud2.tiff

Рис. 2. Результаты опроса о счастливых и несчастливых числах

Большинство опрошенных в качестве своих счастливых чисел отметили нечетные – 52,6 % (30 учеников), а в качестве несчастливых – четные числа 63,1 % (36 учеников). При этом, во всех классах наблюдались однородные результаты (рис. 3).

На вопрос о распространенном суеверии – «пятнице 13–го», большинство – 78,9 % (45 учеников), ответили отрицательно. Аналогичный результат получен и в ответе на вопрос: «происходили ли с Вами неудачи в пятницу 13–го?» – большинство – 77,2 % (44 ученика) ответили, что нет.

dud3.tiff

Рис. 3. Результаты опроса о «счастливых и несчастливых числах»

dud4.tiff

Рис. 4. Результаты опроса о «пятнице 13»

Обсуждение

Полученные нами результаты показали, что подавляющее большинство учащихся шестых классов не верит в магию чисел. Вместе с тем, обнаружено, что более половины опрошенных верит, в то, что четные числа являются несчастливыми, а нечетные – счастливыми. Это может быть связано с особенностями русских традиций, уходящими своими корнями в далекое прошлое, когда на Руси еще главенствовало язычество [4]. В те времена числам придавали очень большое значение, причем, все четные числа символизировали конец жизни, некую завершенность, тупик, а нечетные числа, напротив, предполагали продолжение цикла, движение вперед. Отсюда, сохранившаяся до наших времен традиция дарить живым букеты, состоящие только из нечетного числа цветов и прочие. Например, число 2 носило явную негативную окраску, в связи с этим рождение близнецов на Руси считалось большим несчастьем, не принято было употреблять в пищу яйца с двумя желтками и зажигать одновременно 2 свечи, а на могилы погибшим в боях воинов несли тоже два цветка [1, 4]. Напротив нечетное число 3, на Руси символизировало духовное начало. Как мы знаем, во многих языческих обрядах следовало трижды выполнить то или иное действие, а в русских народных сказках тройка фигурирует постоянно: три желания, тридевятое царство, три головы у Горыныча, три испытания, перепутье трех дорог, и так далее [4].

В ходе нашего исследования выявлено, что почти 80 % опрошенных шестиклассников не верят в «пятницу 13-е». На самом деле, согласно изученной литературе данное поверье не является исконно русским. Истоки поверья в «чертову дюжину» относятся к древним временам, когда у некоторых народов основанием системы счисления было число двенадцать (например: деление года на 12 месяцев, счет дюжинами), оно замыкало для них натуральный ряд, поэтому за числом 12 шло неизвестное число, а значит, опасное для простых смертных. По их представлению, это число могло приносить только несчастье. В связи с этим до сих пор, во многих гостиницах отдельных стран (например: Англия, США) отсутствуют номера с числом «13», лифт не останавливается на 13–м этаже, нет маршрутов общественного транспорта с номером «13» и т. д. Моряки 13-го числа стараются не выходить в море. Но эти суеверия, относящиеся к числу 13, у славян не имели места. В качестве примера можно привести такой факт: в древней Руси были возведены храмы с тринадцатью куполами – Софийский в Новгороде, Полоцкий и Киевская София, однако несчастливыми они не считались [1, 4] .

В настоящее время некоторые исследователи проверяют влияние чисел на судьбу. Первая научная проверка нумерологических принципов была проведена группой британских авторов в 1993 году и показала отрицательные результаты [5]. Вторым, недавно проведенным исследованием стала работа математика M.H. Shternberg и психолога I. Gandel с участием 212 человек. В ней было опровергнуто влияние чисел на особенности личности и характера человека [6].

Таким образом, определенные числовые закономерности можно выявить везде и всегда, но не стоит придавать большого значения суевериям [7]. Весь мир вокруг нас состоит из чисел: они присутствуют вокруг: явно или скрыто, нужно учиться анализировать информацию, что позволит гармонизировать отношения с окружающим миром.

Выводы

Выявлено, что 66,6 % учащихся 6-х классов не верят в магию чисел;

Более половины опрошенных в качестве «несчастливых» – отмечают четные числа, а в качестве «счастливых» – нечетные (63,1 и 52,6 % соответственно);

Обнаружено, что почти 80 % учеников не верят в «пятницу 13–го» и отмечают, что в этот день с ними не происходят какие-либо неудачи.


Библиографическая ссылка

Дудникова Е.Н. ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К МАГИИ ЧИСЕЛ // Старт в науке. – 2017. – № 6-1. – С. 133-135;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=909 (дата обращения: 19.01.2020).