Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОГРАММА «ЭКОПАТРУЛЬ В ДЕЙСТВИИ»

Слесарева Т.Э. 1
1 г. Комсомольск-на-Амуре, МБОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум», МОУ «Общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16»
1. Дорогань Д.Б. Экологический мониторинг. – М.: Просвещение, 1990 – 124 с.
2. Организация исследовательской работы в школьном экологическом кружке. Еленская Г.И. – Калуга, 2005. – 152 с.
3. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
4. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386 с.

Приобщение учащихся школ, воспитанников МБОУ ДО «Детского технопарка «Кванториум» к практической экологической работе в рамках деятельности отрядов «Экологического патруля», является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения, и как следствия – экологически-безопасного поведения в будущем.

В современном пространстве многие аспекты деятельности человека сопровождаются негативным воздействием на окружающую его среду. При этом практически любая деятельность сопровождается образованием твердых бытовых отходов (ТБО).

В Хабаровском крае накапливается более 1700 тыс. тонн отходов в год, из них более 390 тыс. куб. м ТБО производит ежегодно г. Комсомольск-на-Амуре. Частично эти отходы вывозятся на загородные полигоны, но часть их скапливается на «стихийных» свалках. Растут площади земель, занятых несанкционированными свалками с бытовым и строительным мусором, который нерадивые комсомольчане успешно сваливают, не только загрязняя город и его окрестности, но и нарушая природный баланс экосистемы.

Несомненно, что в настоящее время люди и, природа в целом, остро нуждаются в разработке комплекса мер по решению проблемы несанкционированных свалок, одним из пунктов которого должно явиться создание новых форм природоохранных действий.

В г.Комсомольске-на-Амуре накоплен положительный опыт работы школьных отрядов «Экологического патруля» – с лета 2001 года в МОУ ДО ЭБЦ, ныне – МБОУ ДО «Детском технопарке «Кванториум» по инициативе отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города была начата деятельность отрядов «Экологических патрулей» с целью вовлечения детей и подростков в активную природоохранную деятельность.

Приобщение учащихся МОУ СОШ с УИОП № 16, воспитанников МБОУ ДО «Детского технопарка «Кванториум» к практической экологической работе в рамках деятельности отряда «Экологического патруля», как и учащихся всех школ города, является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения, и как следствия – экологически-безопасного поведения в будущем.

Когда ребенок непосредственно сам приносит пользу окружающей его среде, это является самым сильным средством воздействия на его личностные убеждения.

Цель деятельности отряда «Экологического патруля»: проведение мероприятий, способствующих уменьшению количества несанкционированных свалок и улучшению экологической обстановки в городе.

Задачи:

• организация мониторинга по изучению проблемы твердых бытовых отходов в г. Комсомольске-на-Амуре (выявление видов, объемов, путей распространения мусора, анализ санитарного состояния микрорайона, состава бытовых отходов и удовлетворенности жителей по организации утилизации ТБО); внесение конкретных предложений по ее решению [3];

• обеспечение экологической безопасности, чистоты и благоустройства жилых районов города за счет изменения системы сбора ТБО;

• организация и поддержка работы экспериментальной площадки для раздельного сбора ТБО (макулатура, текстиль, пластик);

• составление рабочих схем и карт микрорайона с нанесением на них точек скопления мусора;

• помощь органам природоохраны в проведении мероприятий по выявлению несанкционированных свалок и предупреждению их организации;

• практическая природоохранная деятельность, направленная на улучшение состояния городской среды;

• формирование у школьников интереса к проблемам окружающей среды, практических экологических навыков, заинтересованность в реализации настоящего проекта;

• формирование умений и навыков учащихся в проведении самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей среды, ее защите и улучшению [2];

• пропаганда деятельности «Экологического патруля» в средствах массовой информации.

Объектом патрулирования является г. Комсомольск-на-Амуре и его окрестности.

Тематический план работы школьного отряда «Экологического патруля»

День

Тематика

Виды деятельности

1.

Вводное занятие.

Знакомство.

– сбор участников;

– вводный инструктаж;

– беседа;

– просмотр видеофильма о деятельности «Экологического патруля».

2.

Что такое бытовые отходы и откуда они берутся.

– лекция;

– практическая работа «Методы наблюдения за ТБО»;

– экологический тренинг «Необычное путешествие».

3.

Проблема отходов в Хабаровском крае.

– беседа с инспектором по охране природы;

– лекция;

– «мозговой штурм»;

– практическая работа – закладка опыта «компостная куча».

4.

Передовые техно-логии сокращения отходов.

– лекция;

– просмотр видеофильма;

– экскурсия на ООО «Сталкер» (предприятие по переработке вторсырья).

5.

Проблема организации полигонов бытовых отходов.

- беседа со специалистом;

– лекция;

– экскурсия на полигон ТБО г. Комсомольска-на-Амуре;

– экологический эрудицион «Свалка по имени Земля».

6.

Мониторинг несанкционирован-ных свалок.

– лекция;

– просмотр видеофильма;

– практическая работа «Выявление наиболее «уязвимых» городских территорий.

7–8.

Картирование несанкционированных свалок.

- лекция;

– практическая работа «Картирование несанкционированных свалок».

9.

Методика проведения природоохранных мероприятий.

- беседа со специалистом;

– разработка сценариев проведения экологических акций;

– выпуск листовок, изготовление аншлагов.

10.

Социологический опрос по проблеме ТБО.

– разработка анкет;

– знакомство с правилами проведения опроса;

– проведение соц. Опроса;

– обработка результатов анкетирования.

11.

Экологическая акция «Чистый двор».

– сбор мусора;

– участие в конкурсе рисунков;

– беседа с населением;

– пропаганда деятельности в СМИ.

12–13.

Мониторинг несанкционирован-ных свалок.

– патрулирование территорий;

– выявление несанкционированных свалок;

– составление атласа;

Фото-видеорегистрация;

– фиксирование и подача рапортов в отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов.

14.

Экологическая акция «Чистый пляж».

– сбор мусора;

– анкетирование отдыхающих;

– установка аншлагов;

– пропаганда деятельности в СМИ.

15.

Итоговая мини-конференция «Мой личный вклад в решение проблемы ТБО в городе».

– защита индивидуальных, групповых исследовательских работ;

– презентация творческих работ.

Содержание программы [1; 4]

1. Сбор участников патруля. Знакомство. Информация о «Экологическом патруле». Виды и формы деятельности. Цели деятельности «Экологического патруля». Проведение инструктажа. Просмотр видеофильма о деятельности «Экологических патрулей» прошлых лет.

2. Что такое бытовые отходы и откуда они берутся. Классификация. ТБО. История взаимоотношения цивилизации с бытовыми отходами с древних времен до наших дней. Опасность ТБО для окружающей среды и здоровья человека. Практическая работа «Методы наблюдения за ТБО».

3. Проблема отходов в Хабаровском крае. Существующие способы ее решения. Объем, структура, состав производимых отходов. Знакомство со способами утилизации ТБО. Методика «мозгового штурма» «Как избавиться от мусора». Практическая работа «Закладка опыта «компостная куча».

4. Пример передовых моделей и способов сокращения отходов и переработки вторичного сырья в мире, крае, городе. Экскурсия на ООО «Сталкер».

5. Проблема организации полигонов бытовых отходов. Влияние их на окружающую среду. Основные требования, предъявляемые при выборе места для захоронения бытовых отходов. Экскурсия на полигон твердых бытовых отходов г. Комсомольска-на-Амуре.

6. Мониторинг несанкционированных свалок. Понятие, виды мониторинга. Значение для природоохранной деятельности. Практическая работа «Выявление наиболее «уязвимых» городских территорий».

7,8. Картирование несанкционированных свалок, их паспортизация. Составление картосхемы территорий города, занятых ТБО. Практическая работа «Картирование несанкционированных свалок».

9. Методика проведения акций, субботников и других практических природоохранных мероприятий. Разработка и подготовка экологических акций «Чистый пляж», «Чистый двор». Выпуск листовок, агитплакатов, изготовление аншлагов.

10 Разработка анкет по проблеме ТБО. Знакомство с правилами проведения опроса. Социологический опрос населения «Загрязнение нашего города и его окрестностей ТБО», «Изучение состояния сбора бытовых отходов в вашем микрорайоне». Обработка результатов анкетирования.

11. Проведение экологической акции «Чистый двор». Участие в конкурсе рисунков.

12,13. Патрулирование территории города и его окрестностей с целью предупреждения организации несанкционированнных свалок. Мониторинг несанкционированнных свалок, их паспортизация. Фото и видеорегистрация фактов нарушения требований природоохранного законодательства по обращению с ТБО. Фиксирование и подача рапортов в отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов.

14. Проведение экологической акции «Чистый пляж».

15. Итоговая мини-конференция «Мой личный вклад в решение проблемы твердых бытовых отходов в городе» (защита индивидуальных, групповых исследовательских работ, презентация творческих работ).

Механизм реализации программы

Этап реализации

Виды деятельности

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Создание инициативной группы по разработке проекта.

Октябрь

Изучение и анализ проблемы.

Ноябрь

Разработка модели будущего проекта, определение ожидаемого результата.

Декабрь

Написание проекта.

Январь

Подготовка методического обеспечения и материально-технической базы.

Февраль-май

2.

Основной

Знакомство участников с проблемой твердых бытовых отходов:

– ознакомительные лекции;

– беседы;

– практические работы;

– экскурсии.

1 неделя

июнь-июль

Практическая природоохранная деятельность:

– мониторинг несанкционированных свалок;

– патрулирование;

– участие в экологических акциях;

– пропаганда деятельности в СМИ;

– социологические опросы.

2,3 недели.

3.

Заключительный

Анализ проделанной работы и конкретизация содержания деятельности по реализации проекта.

Август

Оформление итоговых документов.

 

Обобщение и распространение опыта работы по осуществлению проекта через СМИ.

Сентябрь

Работа по активизации деятельности «Экологических патрулей» в городе.

Октябрь

Школьный отряд «Экологического патруля» работает по программе Отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов по выявлению нарушителей Законодательства по обращению с ТБО. Отряд выявляет нарушителей, составляет акты, по которым сотрудники Отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов штрафуют и привлекают к ответственности нарушителей. Собирает уточненные сведения о местонахождении несанкционированных свалок, принимает активное участие в их ликвидации [3].

Отряд может работать в весенне-летне-осенний период над мониторингом свалок, анкетированием граждан по проблеме ТБО, осуществлением общественно-полезного труда по улучшению санитарно-гигиенического состояния городских территорий, проводят экопросветительские и природоохранные акции, осуществляют исследовательскую деятельность, принимают участие в экологических практикумах, конференциях, круглых столах, встречах.

В рамках работы отряда проводятся традиционные для образовательных учреждений города акции по санитарно-гигиенической уборке зеленых зон города. Для школьников проводятся экскурсии на предприятие по переработке вторичного сырья экопросветительской тематики. По проблеме ТБО, путям ее решения в городе публикуются статьи в СМИ, проводятся исследовательские работы, реализуются социальные проекты [2].

Конечным результатом деятельности отряда является улучшение экологической обстановки в городе, повышение экологической грамотности школьников, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, формирование активной гражданской позиции.


Библиографическая ссылка

Слесарева Т.Э. ПРОГРАММА «ЭКОПАТРУЛЬ В ДЕЙСТВИИ» // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. – С. 387-390;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=894 (дата обращения: 19.01.2020).