Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В КОЗУЛЬСКОМ РАЙОНЕ

Лавренова В.Е. 1
1 п. Козулька, МБОУ «Козульская СОШ № 2 им. Д.К. Квитовича», 9 «б» класс
Мальцева Т.В. (п. Козулька, МБОУ «Козульская СОШ № 2 им. Д.К. Квитовича»)
1. Истоки социального сиротства в России. – http://www.tsput.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons2.htm.
2. Википедия. -https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D1 %82 %D0 %B0.
3. Детская психология // Журнал по психологии на PsyJournals.ru. – http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9095.php/.
4. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ: «Усыновление в России» / Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. – http://www.usynovite.ru/statistics/2014/.

В настоящее время в нашей стране в сфере социальной защиты детства одной из проблем стало сиротство. Защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества.

Актуальность. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных проблем.

Однако решение проблемы сиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество.

Каково отношение населения нашего посёлка к проблеме социального сиротства? Какие причины сиротства выделяют козульчане? Изучению этих вопросов посвящено моё исследование.

Гипотеза – решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.

Цель исследования – изучение социального сиротства в посёлке Козулька.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «социальное сиротство», выявить причины появления данного социального явления.

2. Охарактеризовать различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Выявить отношение населения посёлка Козулька к проблеме социального сиротства.

3. Определить путей решения данной проблемы.

В сети Интернет я изучила, что значит социальное сиротство, чем отличается сиротство от попечительства. Изучила причины, в результате которых дети становятся сиротами. Обратилась в отдел опеки (попечительства) Козульского района и выявила причины сиротства конкретно по нашему району. Изучила статистику. Провела анкетирование среди жителей нашего посёлка с целью выявления проблем социального сиротства.

Сиротство как социальное явление российского общества

Для решения первой задачи, я решила изучить понятие социальное сиротство в сети интернет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка [1].

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия:

• сирота (сиротство);

• социальный сирота (социальное сиротство).

Сиротство – социальное понятие, которое отражает положение детей сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. [2]

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.[4]

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.[3]

Я задалась вопросом, а в чём причина сиротства и выявила:

– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы и т.д. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

– смерть родителей, сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Отношения населения посёлка козулька к проблеме социального сиротства

Социальное сиротство в п. Козулька

Для того чтобы узнать статистику сиротства по нашему посёлку я обратилась отдел опеки и попечительства Администрации Козульского района. Проблема социального сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России и, в частности, в нашем посёлке.

Апонасович Галине Григорьевне было задано ряд вопросов. В ходе беседы я выяснила, что причиной сиротства в нашем районе является ненадлежащее исполнение обязанностей родителями, и употребление спиртных напитков.

По данным на конец 2016 года количество детей – сирот в нашем районе составило 126 человек. Из них полные сироты – 34. Без попечения родителей – 92 ребёнка.

В нашем районе насчитывается 21 семья и 18 детей группы социально-опасное положение, из них 1 ребёнок данной категории, обучается в нашей школе. В нашем районе 126 детей находится под опекой. Приёмных семей – 24, 54 семьи являются опекунами. За прошлый год было усыновлено 5 детей.

Наш район делает ставку на выполнении программы и указа президента «Детей в семью». Патронатных семей, как я выяснила в ходе беседы, у нас в районе нет.

Социологическое исследование сиротства в п.Козулька

И так как я выяснила основными причинами социального сиротства являются алкоголизм родителей. Кроме того, среди причин были названы низкие доходы.

Детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей организуется отдых в каникулярное время, оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно, выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви. Большое внимание уделяется социальной и психологической помощи семьям, которые принимают ребенка.

Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизни детей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формах устройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит и от активности всего общества и каждого человека в частности.

С целью выявления отношения населения в нашем посёлке к проблеме социального сиротства было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анкетирования, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым, заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томского государственного университета (Приложение).

Приложение

Анкета

I. Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?

• Да, беспокоят.

• Беспокоят, но не слишком.

• Нет, это не мои проблемы.

• Затрудняюсь ответить.

II. С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)

• Экономическая ситуация в стране: рост бедности.

• Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи).

• Военные конфликты, стихийные бедствия.

• Распространение пьянства, наркомании.

• Падение нравственности в семье, в обществе.

• Другое.

• Затрудняюсь ответить.

III. Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?

• Положительно, это необходимая мера.

• Это можно делать только в крайнем случае.

• Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу.

• Затрудняюсь ответить.

IV. Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?

• Детский дом.

• Усыновление / удочерение.

• Опека / попечительство.

• Патронат.

• Приемная семья.

• Наставничество.

• Семейный детский дом.

• Затрудняюсь ответить.

V. Могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?

• Да, конечно.

• Да, но только в крайнем случае и на короткий срок.

• Да, но только если это мой родственник.

• Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства.

• Нет, ни при каких условиях.

• Другое.

• Затрудняюсь ответить.

VI. Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

• Положительно, эти люди достойны уважения.

• Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования.

• Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями.

• Другое.

• Затрудняюсь ответить.

VII. Какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно-психологические качества у потенциальных воспитателей?

Большое спасибо за участие в опросе!

В исследовании приняли участие 50 человек. Возраст респондентов 23 – 55 лет. Чтобы определить точку зрения козльчан о причинах социального сиротства, им было предложено выделить несколько вариантов ответа.

На первый вопрос: беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей ответили – да, беспокоят 31 человек, что составило 62 %; беспокоят, но не слишком – 15 человек, что составило 30 %; нет – 2 человека (4 %); затрудняюсь ответить – 2 человека (4 %) (рис. 1).

lav1.tiff

Рис. 1

На вопрос, С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? Болшинство респондентов выделили пьянство и наркоманию – 35 человек (70 %) и падение нравственности в семье – 28 человек (56 %), на третьем месте стоит ответ – экономическая ситуация – 11 человек (22 %); кризис семьи – 7 человек (14 %) (рис. 2).

lav2.tiff

Рис. 2

На вопорос: как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения? Ответы были следующими: положительно, это необходимая мера – 10 человек (20 %); это можно делать только в крайнем случае – 20 человек (40 %); отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу – 11 человек (22 %) и затрудняюсь ответить – 9 человек (18 %) (рис. 3).

lav3.tiff

Рис. 3

На следующий вопрос, какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны? Получились результаты:

Детский дом – 25 человек (50 %).

Усыновление / удочерение – 21 человек (42 %).

Опека / попечительство – 23 человека (46 %).

Патронат – 8 человек (16 %).

Приемная семья – 37 человек (74 %).

Наставничество – 12 человек (24 %).

Семейный детский дом – 25 человек (50 %).

Затрудняюсь ответит – 9 человек (18 %).

Не дали ответ на вопрос – 2 человека (4 %).

На вопрос: могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?

Да, конечно – 12 человек (24 %).

Да, но только в крайнем случае и на короткий срок – 3 человека (6 %).

Да, но только если это мой родственник – 13 человек (26 %).

Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства – 3 человека (6 %).

Нет, ни при каких условиях – 9 человек (18 %).

Затрудняюсь ответить – 10 человек (20 %).

Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

Положительно, эти люди достойны уважения – 34 человека (68 %).

Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования – 3 человека (6 %).

Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями – 6 человек (12 %).

Другое – 3 человека (6 %).

Затрудняюсь ответить – 4 человека (8 %).

И на последний вопрос, какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно – психологические качества у потенциальных воспитателей? Ответы были разными, но 21 человек сказали, что это должны быть порядочность и любовь к детям, что составило (42 %); 16 человек – доброта, что составило (32 %); 11 человек сказали – ответственность, что составило (22 %); 9 человек указали на терпение (18 %); 5 человек отметили что это должен быть человек с нормальной психикой и честным (10 %); 3 человека отметили спокойствие (6 %); и так же были отмечены: бескорыстие, человечность, сопереживание к чужой беде, без склонности к насилию (2 %).

Заключение

В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы, вследствие этого проблемы детей-сирот приобретают еще большую остроту и актуальность. Дети, лишенные постоянного контакта с родителями развиваются неблагополучно.

Проблемы сирот обширны, их решение видится лишь с помощью ряда изменений в законодательстве, проведение реформ. Основными реформами в области детей-сирот являются: жилищная реформа, реформа в образовании, военная, пенсионная и социальные реформы. Но не все проблемы решаемы. Проблема полной социализации и психологической нестабильности остаются неразрешимыми в течение всей жизни данной группы людей. Данный вывод мне помогла сделать Апонасович Галина Григорьевна главный специалист отдела опеки и попечительства Администрации Козульского района.

На общефедеральном и региональном уровне принимается ряд программ по сокращению числа детей-сирот. Основную ставку наш регион делает на систему патронатного воспитания.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.

2. Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности.

3. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных козульчан беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.

4. При проведении большой работы, которую осуществляют муниципальный отдел опеки и попечительства, Администрации Козульского района, козульчане информированы, но недостаточно о деятельности этой службы, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По разным причинам люди берут детей из детских домов и приютов. Кто-то не может иметь своих, кто-то берет под опеку детей своих погибших родственников, кому-то просто нравятся большие семьи. Нам жалко тех детей, которые живут без родителей, ведь они не чувствуют самого главного: заботы, ласки, нежности и любви. Конечно, призывать к тому, чтобы больше людей брали малышей невозможно, но если есть хоть какая-нибудь возможность, то почему бы и не решиться на это. Нужно сказать большое спасибо тем, которые считают, что чужих детей не бывает, это очень сильные люди.


Библиографическая ссылка

Лавренова В.Е. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В КОЗУЛЬСКОМ РАЙОНЕ // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=877 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674