Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СУДЬБА ОДНОГО ПИСЬМА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО, ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ПИСЬМАХ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К.М. СИМОНОВА

Погребенко Д.В. 1
1 г. Павлово, Нижегородская обл., МБОУ СОШ № 16, 8 «В» класс
Шиянова Н.Н. (г. Павлово, МБОУ СОШ № 16)
1. Симонов К.М. Живые и мертвые: роман в 3 кн. Кн. 2: Солдатами не рождаются. – М. : Худож. лит., 1989, 736с.
2. Симонов К.М. Живые и мертвые: в 3 кн. Кн. 3: Последнее лето. – М. : Худож. лит., 1990, 590 с.
3. Симонов К.М. Разные дни войны: дневник писателя. Т.1- М. : Известия, 1981, 526 с.
4. Симонов К.М. Письма о войне, 1943-1979. – М. : Совет. Писатель, 1990, -720 с.
5. Симонов К.М. Сто суток войны. – Смоленск. : Русич, 1999, 572 с.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/20/29415

Тема исследовательской работы настраивает ученицу не только на знакомство с произведениями К.М. Симонова, но и на анализ документов, связанных с историей нашей страны. Автор достаточно грамотно и умело убеждает, что письма участников Великой Отечественной войны оставили значительный след в творчестве К.М. Симонова.

Ученица на примере В.В. Лазарева Доказала, что каждый человек-творец своей жизни и истории всей страны. Она проследила «точки соприкосновения» К.М. Симонова и В.В. Лазарева, убедительно аргументировала, чем отличаются письма солдат воспоминаний командиров и как это отображено в художественных текстах К.М. Симонова.

Материалы, собранные в процессе работы, расположены логично, в строгом соответствии с предложенным планом.

Ученица неформально обосновывает выбор темы, обозначая проблему, определяя цель.

В основной части ученица останавливается на исследовании соотношения правдивых жизненных событий и художественного вымысла автора. Самым необычным ей показался собирательный образ Лопатина из повети «Мы не увидимся с тобой». Заслуживает внимания и та информация, которую Дарья собрала о награде В.В. Лазарева орденом «Красного знамени».

Проведенная работа убеждает в неравнодушном отношении автора к выбранной теме, стремлении подтвердить главенствующую роль солдата в Великой Отечественной войне. Заканчивая исследование, ученица лаконично формулирует результаты своей работы.

Предложенный список литературы позволяет судить о способности отбирать необходимый материал, систематизировать его, извлекая нужную информацию. Прослеживается склонность автора к исследовательской деятельности.

На одном из уроков литературы моя учительница Шиянова Наталья Николаевна рассказала о своем дедушке Лазареве Владимире Васильевиче, который после войны несколько лет переписывался с К. М. Симоновым. С ним он познакомился в ходе сражений под Сталинградом. Сохранилось только одно письмо, адресованное Лазареву В. В.. Остальные письма сберечь не удалось, так как семья чудом спаслась от пожара. Вот этот артефакт:

pogr1.tif

pogr2.tif

Из него видно, что переписка между этими людьми велась, что письма, которые получал Симонов К. М., важны для него и имеют практическое значение – создание последних глав романа о Восточной Пруссии.

В связи с этим, мне захотелось исследовать на основе документальных источников соотношения исторического, документального и художественного в письмах участников Великой Отечественной войны и в произведениях К. М. Симонова – цель данной работы.

Цель исследования определила следующие задачи:

  1. Изучить боевые заслуги участника Сталинградской битвы, Владимира Васильевича Лазарева (1923- 1977), совершившего подвиг на территории Восточной Пруссии и воевавшего в составе Западного третьего Белорусского фронта.
  2. Найти боевой путь в годы войны Лазарева В. В. и исследовать его.
  3. Изучить воспоминания очевидцев Сталинградского сражения и военных операций в Восточной Пруссии.
  4. Проследить, как это отразилось в произведениях К.М. Симонова, участника Великой Отечественной войны, военного журналиста, фотокорреспондента, публициста, известного поэта и писателя.
  5. А также выполнить задачи, которые ставил перед собой Симонов К. М., работая над письмами солдат и офицеров:

– как вспоминают войну маршалы, генералы, как вспоминают ее солдаты;

– в чем они сходятся, в чем расходятся, где точки соприкосновения, где различия.

Предметом моего исследования являются письма очевидцев, научная литература о творчестве К.М. Симонова, его художественных произведениях.

Объектом сследования стал Лазарев Владимир Васильевич, его участие в Великой Отечественной войне.

Актуальность я вижу в том, что в наше время господствует философия индивидуалиста, принципы невмешательства. На мой взгляд, мы часто рассуждаем так: «моя хата с краю», не ощущаем себя творцами истории. А моя работа, как мне кажется, заставляет задуматься о сопричастности к великим событиям, происходящим в нашей стране.

Методы исследования: изучение теоретических источников документов, писем, мемуаров участников Великой Отечественной войны, обобщение полученных знаний, сопоставительный, исследовательский, аналитический анализ, сбор информации.

Практическая значимость: каждый человек должен осознавать себя творцом истории. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. То самое «я», которое становится в сто раз сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе.

Исследование проходило по следующему плану:

  1. Изучение воспоминаний К. М. Симонова о его переписке с очевидцами сражений, как историческая правда из этих писем отразилась в художественных произведениях.
  2. Беседа с бывшим начальником штаба Западного третьего Белорусского фронта генерал-полковником Покровским А. П.
  3. Изучение письма Л. Г. Галимовой.
  4. Наблюдение воплощения чувств людей в повести «Дни и ночи».
  5. Изучение писем Захарова Николая Федоровича и Лазарева Владимира Васильевича, очевидцев военных операций в Восточной Пруссии.
  6. Нахождение мнения Симонова в его романе «Последнее лето» и в повести «Мы не увидимся с тобой».

«Записал Константин Симонов»

За 4 года войны Симонов, один из самых храбрых и легких на подъем фронтовых журналистов, повидал очень много. Едва ли среди тогдашних журналистов и писателей был кто-нибудь, кто больше исколесил фронтовых дорог, видел больше.

Симонов встречался в те годы с командующим фронтами и армиями, чьи имена стали достояниями истории, и безвестными рядовыми солдатами, беседовал с артиллеристами и разведчиками, среди них был и В.В. Лазарев, с которым он познакомился в ходе боев Сталинградской битвы.

Однако, как ни велик был запас впечатлений, накопленный писателем в те годы, он, работая над книгами о войне, которая стала главной темой его творчества, понял, что ограничиться лишь собственными воспоминаниями не может, и стал со свойственным ему упорством пополнить свои знания фронтовой жизни. «Конечно, я сейчас гораздо шире знаю войну, чем тогда, – писал он через двадцать лет после Победы. – То, что я тогда знал и помнил, я и сейчас, с десятками и сотнями людей, которые провели войну на других должностях, в другой шкуре, чем я. А сейчас я это делаю уже много лет подряд». И так эти встречи и беседы расширили его представления о войне, что в одном письме он даже шутил по этому поводу: «… Иногда в последние годы начинало казаться, что с этими своими представлениями о войне я становлюсь похожим на старый мешок, в который уже невозможно больше даже ничего впихнуть – так он под завязку набит».

Конечно, далеко не все из этих бесед было использовано – да и то не впрямую – Симоновым в его произведениях. Эти беседы и письма представляют собой самостоятельный и немалый исторический интерес. В писательском архиве накапливались многие сотни страниц писем с самыми разными участниками Великой Отечественной войны на самые разные темы. Симонов незадолго до смерти написал в «Халхингальской странице»: «У меня много записей. Вот эти два ящика – послевоенные письма, послевоенные беседы. А это генеральские и офицерские беседы. С другой стороны, мне хочется продолжить работу над солдатскими беседами. А иногда появляется мысль: может быть, соединить маршалов и солдат в одной книге? Как вспоминают войну маршалы, генералы, как вспоминают ее солдаты. В чем они сходятся, в чем расходятся, где точки соприкосновения, где различия».

Кроме ведения переписок с очевидцами и генералами, К. М. Симонов вел беседы вживую, документируя всю информацию и все факты, извлеченные из беседы.

Беседа с бывшим начальником штаба Западного и Третьего Белорусского фронтов генерал-полковником Покровским Александром Петровичем (беседа была 25 мая 1968 года, записана 26 мая 1968 года)

К. М. Симонов пишет: «Я рассказал А.П. Покровскому о цели своей беседы с ним. О том, что работаю над заключительным романом, которому предшествовали «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются», о том, что действия этого романа происходят во время Белорусской операции июня – августа 1944 года. Объяснил, по каким причинам я беру именно этот период. А также сказал, что по моим предположениям, та армия, которой будет командовать герой моей книги, Серпилин, окажется примерно в положении (условно говоря, конечно) тридцать третьей армии Третьего Белорусского фронта. Армия, которая сначала была в Третьем Белорусском фронте, потом, при разделении фронтов, перешла во Второй Белорусский, а потом, в разгар операции, 10 июля, была передана обратно в из Второго Белорусского в Третий и в дальнейшем была во втором эшелоне Третьего Белорусского фронта и закончила эту операцию на рубежах Восточной Пруссии.

Я предупредил, что беседа не носит характера документального, что я хочу просто иметь опорные материалы для того, чтобы в книге, не претендующей на документальность, тем не менее изобразить в той ее части, которая будет связан со штабной работой, изобразить эту штабную работу поближе к реальности, к фактам войны и к ее действительному характеру, сложившемуся со времени войны.

В ответ на это А.П. Покровский сказал следующее: «Меня отозвали и назначили на Северо-Западный фронт начальником штаба в армии, который командовал пуркаев. А оттуда я был назначен начальником оперативного управления на Западный фронт. Здесь мне пришлось, на Западном фронте, впоследствии – на Третьем Белорусском, работать всю войну, до самого ее конца.

Сначала в роли начальника оперативного управления, потом некоторое время в должности начальника штаба тридцать третьей армии. А затем, после снятия Конева, я стал начальником штаба фронта и в этой должности оставался с зимы сорок третьего года конца войны…»

Мнение генералов и командиров внесло немаловажный вклад в написание художественных произведений, каждый из участников войны видел ее по-своему и одновременно с этим, они видели одинаковые ужас и боль. К.М. Симонов, учитывая это, проводил сравнение в своих произведениях, опираясь на то, что он узнал и услышал как от генералов, так и от простых рядовых солдат.

А.П. Покровский о Сталинградской битве

«Говоря о Западном фронте, о ряде неудач, его постигших, и о его упорных, но часто неудачных наступательных операциях на протяжении длительного времени, нельзя забывать следующей стороны дела. Западный фронт работал в интересах Сталинграда, в интересах южных фронтов. Об этом нельзя забывать. Особенно в период наступления немцев на юге и в самый период Сталинградского сражения. И оборонительного, и наступательного. Говоря о Сталинграде, часто забывают даже о том, что сделали армии непосредственно не сражавшиеся в Сталинграде, а воевавшие на Воронежском, Юго-Западном фронте. А тем более забывают о действиях на других фронтах. Между тем действия Западного фронта притягивали к себе больше количество немецких частей, не давали снимать немцам свои части, и все эти операции оказывали огромную помощь Сталинграду».

Лилия ГанеевнаГалимова, рядовой

« 23 августа 1942 года город Сталинград. Налет вражеской авиации. За два часа город разбит. Дым, копоть, духота, зарево пожарищ. Горит буквально все, даже кирпич. Самолеты врага отбивали даже выстрелами из винтовок. Ад, кромешный. Ад на земле! Погибло в этих боях сорок тысяч мирных жителей. Особенно жестокий бой был 14 сентября за вокзал, который в течение дня несколько раз переходил из рук в руки. Стоять насмерть! Таков приказ. Адский обстрел тракторного завода. Стою на обороне цехов. В затишье еру кусок угля, пишу: «Здесь стояла насмерть комсомолка Л. Галимова. Враг бомбит завод. Жертвы. Много жертв. Но никто не ушел. Однополчане сходу идут в бой…»

Одним из первых произведений, в которых говорилось о Сталинградской битве, стали «Дни и ночи» К. Симонова, написанные в 1943 году, за два с небольшим месяца. За повесть, созданную на основе дневниковых записей, Симонов был награжден Сталинской премией второй степени. Симонов еще раз возвратился к теме Сталинграда в романе «Солдатами не рождаются» (второй книге трилогии «Живые и мертвые»), где описывается заключительный этап Сталинградской битвы.


Библиографическая ссылка

Погребенко Д.В. СУДЬБА ОДНОГО ПИСЬМА. СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО, ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ПИСЬМАХ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К.М. СИМОНОВА // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=846 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674