Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ

Пустовалова А.А. 1
1 г. Облучье, Еврейская АО, МБОУ СОШ № 3 им. Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского, 6 класс
Набокова Е.А. (Облучье, Еврейская АО, учитель истории, МБОУ СОШ № 3 им. Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского)
1. Куликова С.И. Часовые далекой войны/ Куликова С.И., Парамонова Л.С., Тарасенко А.В.-Биробиджан, 2015. – 100 с.
2. Лаврова Т. Имена на обелиске/ Т. Лаврова // Биробиджанская звезда.- 1984.- с.3
3. Хоменко Е.В. Соавторы победы/Клименко М., Котов О., Ленская И., Тираспольский Э.-Биробиджан: «Альфа Медиа», 2010.- 99 с.
4. Автор неизвестен. Я вернулся, мама…// Искра Хингана
5. Письма, вырезки из газет «Искра Хингана» из школьного музея МБОУ СОШ№3 г.Облучье
6. Интернет ресурс :http://arhiv.eao.ru/

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/18/28535

Семьдесят два года назад, 22 июня 1941 года, начался самый крупный и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются.

Нам, родившимся в XXI веке никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны. Массовый героизм советского народа, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда должен останется в людской памяти.

Актуальность данного проекта заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и сегодняшняя молодежь, не изведавшая ужасов войны, должна знать о подвигах своих отцов и дедов, в жестокой борьбе с фашизмом отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно проведено исследование вклада жителей города Облучье в победу над фашизмом.

Цель работы заключается в исследовании вклада жителей города Облучье в победу над гитлеровской Германией в годы Великой Отечественной войны. Поставленная цель решается с помощью следующих задач:

- отметить вклад в победу тружеников тыла в годы войны

- познакомиться с военной жизнью ветеранов

- рассмотреть довоенную и военную жизнь облученцев, не вернувшихся с войны

Предмет исследования: вклад облученцев в Великую Победу.

Объект исследования: жители города Облучье – участники ВОВ, труженики тыла.

Гипотеза работы: если исследовать и изучить вопрос участия жителей города Облучье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., то можно прийти к выводу, что они внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Методы исследования – теоретические и практические:

- изучение документов школьного архива

- поиск информации в периодической печати;

- поиск информации в сети Интернет

- изучение литературы по данной теме

Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована на уроках истории, классных часах, уроках мужества.

Труженики тыла фронту

Мирный труд людей прервала весть о вероломном нападении Германии на Советский Союз.

Газета «Биробиджанская звезда» 25 июня 1941 г. писала: «В эту ночь в Облучье мало кто спал. Радио принесло тревожную весть: вероломный агрессор, нарушив договор, напал на нашу родину. Затаив дыхание, тысячи людей сидели у репродукторов и слушали речь заместителя председателя СНК СССР и наркома иностранных дел Молотова В.М.

… В большом механическом цехе депо Облучье еще темно. Всюду группами собираются рабочие, обсуждают события, подходят к географической карте, висящей в цехе, отмечают пункты, подвергшиеся нападению и бомбардировке.

На многолюдный митинг пришли железнодорожники всех цехов и служб – токари, слесари, машинисты, кочегары, кузнецы. С сообщением выступил начальник политотдела первого отделения Дальневосточной дороги Авраменко. Гулом аплодисментов покрываются последние слова из прочитанного на митинге текста речи Молотова. «Нам, железнодорожникам пограничной магистрали, сейчас, как никогда, нужно держать ухо востро, быть бдительными и работать не покладая рук», – заканчивает свое выступление Авраменко.

«Я выполнил норму на 600–700%, – говорит токарь Горшков, – буду сейчас давать ежедневно тысячу процентов. Я подписался на новый заем на 300 рублей, сейчас прошу повысить мою подписку до тысячи рублей. Вот мой ответ кровавому фашизму.

Желающих выступить много. Каждому хочется высказать любовь к родине, ненависть к врагу…».

В трудовых коллективах г. Облучье прошли митинги, на которых трудящиеся выражали возмущение и обсуждали свои задачи в обстановке военного времени. Принимались решения по улучшению работы, наведению строжайшей экономии в расходовании материалов, сырья, горючего, повышению производительности труда, намечались мероприятия по развертыванию оборонно-массовой работы среди населения.

Вся молодежь стремилась встать в ряды Красной армии. В числе желающих защитить свою Родину были и работники локомотивного депо станции Облучье. Стройными рядами шли они в Бирский райвоенкомат, но все получали отказ: их навыки и знания нужны были в тылу.

Заведующий военным отделом Бирского РК ВКП(б) Эйхельбергер в информации военному отделу Хабаровского крайкома ВКП(б) от 12 августа 1941 г. отмечал: «Имеются факты недовольства со стороны призывников, железнодорожников, которые оставлены работать на транспорте».

Железнодорожный транспорт служил основным средством снабжения фронта всем необходимым. К линии фронта доставлялись боеприпасы, техника, продовольствие, обмундирование. На железных дорогах был введен военный график. На особый режим перешел и Облученский узел.

В июле 1941 г. в редакцию газеты «Биробиджанская звезда» пришло письмо от коллектива работников восстановительного поезда станции Облучье, в котором говорилось: «Мы, работники восстановительного поезда, готовы пойти в бой против кровавого фашизма, с оружием в руках отважно и мужественно драться за свою свободную Родину. Каждый из нас имеет по четыре специальности, мы можем быть водителями танков, тракторов, автомашин. Сейчас мы находимся на трудовом фронте, отдаем все свои силы укреплению обороноспособности родины, обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта. В ответ фашистским гадам, напавшим на нашу страну, мы решили: сэкономленные нашим коллективом за 6 месяцев средства в сумме 55 тысяч рублей отдать стране на оборону; зарплату за неиспользованные в июне выходные общей суммой 1 680 рублей перечислить в фонд обороны и впредь ежемесячно отчислять 1 680 рублей на оборону; ежедневно работать по два часа сверхурочно, а плату за сверхурочные часы отдавать на оборону – это составит в месяц еще 4 850 рублей.

Наши жены, как и мы, стремятся внести свой вклад в дело победы над врагом, они будут обучаться специальностям своих мужей, чтобы суметь заменить их на трудовом посту, когда они будут призваны на фронт». Письмо подписали начальник восстановительного поезда Ракитин, мастера Сычев, Кононенко, Юскаев, Архипов, Стаенко, машинисты Ода, Дешевый, Смородников, Ширяев, Суслов и другие.

На объединенном заседании бюро обкома ВКП(б) и исполкома облсовета депутатов трудящихся Еврейской автономной области от 14 июля 1941 г. было принято постановление об открытии в г. Облучье железнодорожного училища с контингентом обучающихся в 100 человек для подготовки новых кадров для промышленности и транспорта. С 15 по 25 июля 1941 г. по области был проведен призыв (мобилизация) в училище из числа городской и сельской молодежи мужского и женского пола в возрасте 15–17 лет.

Железнодорожное училище готовило помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов, токарей и дежурных по станции. В постановлении бюро Бирского РК ВКП (б) от 10 апреля 1942 г. «О состоянии воспитательной работы в железнодорожном училище г. Облучье» читаем: «Из 100 учащихся 49 являются отличниками учебы, 36 человек из 61 работающего самостоятельно – двухсотники… Силами учащихся выпущено 12 паровозов из промывочного ремонта».

Учащиеся железнодорожного училища откликнулись на обращение главного управления трудовых резервов об организации Всесоюзного соревнования. Все группы взяли обязательства своим трудом внести вклад в победу над врагом. Слесари Федосеев, Федорков, недавно овладевшие специальностью, вырабатывали ежедневно по две нормы, учащийся Моисеенко был трехсотником. 63% обучающихся в училище самостоятельно управляли станками и выполняли норму кадрового рабочего.

Нередки были случаи, когда выпускники училища после выпуска сразу же принимались в состав локомотивной бригады и отправлялись на фронт.

По инициативе узлового облученского комитета комсомола (секретарь Дьяченко) началось обучение мужским профессиям девушек и женщин. 350 девушек овладели специальностями слесарей, токарей, электромонтеров, машинистов, кочегаров. Многие, приступив к работе, значительно перевыполняли установленные производственные нормы. Так, например, бывшая ученица железнодорожного училища Кожевникова систематически давала по 200 процентов выработки и обучала сверлильному делу свою подругу Овчинникову.

Среди женщин домохозяек, не имеющих специальности, были организованы кружки по специальностям железнодорожного транспорта

Кроме этого домохозяйки Облученской дистанции пути ежедневно выходили на ремонт железнодорожных путей.

Стремясь максимально удовлетворить потребности действующей армии, труженики тыла использовали все имеющиеся возможности.

На предприятиях шире стали применяться более прогрессивные методы труда, улучшилась технология производства, в короткие сроки осваивалась новая техника.

По почину горьковских комсомольцев, выдвинувших лозунг «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», в промышленности области стало быстро распространяться движение двухсотников и трехсотников, росли ряды стахановцев и ударников.

Впереди шли коммунисты депо Облучье, Ин, швейной фабрики, обозного завода. В июле 1941 г. в паровозном депо ст. Облучье работал 971 стахановец. Комсомольцы депо взяли обязательства: «Ежедневно каждому давать по 200%». Этот призыв поддержали комсомольцы и молодежь вагонных участков Бира и Облучье.

Из архивных документов узнаем, что железнодорожники Облученского отделения успешно завершили 1942 год. Годовой план ремонта вагонов они выполнили со значительным превышением. Выросло число многосотников, дающих по пять и более норм за смену. Лучшие люди депо и вагонного участка были отмечены высокой правительственной наградой. Орденами и медалями в 1942 г. были награждены начальник депо Заславский, начальник отделения движения Осяев, заместитель начальника депо Иванов, начальник вагонного участка Чуков, секретарь парторганизации вагонного участка Фисан, начальник склада топлива Коляденко.

Смена Михайлова добилась стопроцентного отправления поездов по расписанию, 48% всех поездов обрабатывались скоростными методами. Станция Облучье в целом выполняла план погрузки на 240,5%. От сокращения простоя вагонов станция только в мае 1942 г. сэкономила государству 278 830 рублей.

В области широко развернулось патриотическое движение за использование местных ресурсов, экономию и бережливость, за производство на месте материалов и инструментов, которые раньше завозили из центральных районов страны. Инициаторами этого начинания стали производственники депо ст. Облучье. Они изготавливали спиральные сверла, поршневые подшипники, дышловые втулки, наждачные полотна.

Комсомольская группа дышловиков под руководством Васильева (депо ст. Облучье) за счет реставрации старых паровозных подшипников и сработанных валиков сберегла 3 155 рублей государственных денег.

Комсомольцы городской облученской электростанции в апреле 1942 г. израсходовали угля и другого топлива на 40 тонн меньше, чем это было предусмотрено планом, и сберегли 10% электроэнергии.

Успешно организовывали жители Облучья сбор теплой одежды для бойцов Красной армии, реализацию билетов денежно-вещевой лотереи, подписку на государственный военный заем.

Комсомольцы и молодежь Бирского района горячо откликнулись на призыв о сборе средств на постройку самолетов санитарной эскадрильи. Общая сумма наличных денег, собранных первичными комсомольскими организациями района, составила 24 тысячи рублей, из них 4 тысячи рублей было собрано комсомольцами узла Облучье.

В соответствии с приказом наркома обороны «… на Облученском вагонном участке была сформирована колонна по ремонту вагонов. В 1943 г. эта колонна завоевала переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения. За обеспечение высоких и оперативных перевозок 47 работников Облученского отделения дороги были награждены правительственными наградами».

Каждую новую победу Красной армии отмечали в Облучье трудовыми подвигами. Когда проходили митинги в честь освобождения г. Харькова, передовые стахановцы Облучья обещали добиться новых производственных успехов. Слово свое они сдержали. Так, строгальщик депо Минеев обязался дать три нормы в день, а дал 681 процент нормы. Кузнец Френкель и молотобоец Гусевский дали шесть норм. Больше шести норм выполнил кузнец Беляев. Токарь Губин, обязавшийся выполнить три нормы, дал более четырех.

Коллектив вагонно-ремонтного пункта обязался выпустить 25 августа из планового ремонта 5 вагонов, а выпустил 6. Хорошо работали плотники Латышев и Глухов, слесари-ремонтники Толкачев, Пахомов и другие.

За короткий срок силами путейцев были отгружены два вагона рельсов.

По инициативе жен рабочих Смелевской, Андриенко и Гридиной десятки домохозяек вышли на работу по уборке шлака и очистке кюветов. Все заработанные деньги домохозяйки передали в фонд Красной армии. В честь победы под Харьковом провели сталинскую вахту рабочие пункта, обеспечивающего поезда льдом. В разгрузке льда приняли участие домохозяйки Моисеенко, Кислова, Кузьмичева и многие другие. Они работали допоздна и обеспечили бесперебойное снабжение поездов льдом.

В документах областного комитета ВЛКСМ ЕАО имеется характеристика на комсомольскую группу поездных вагонных мастеров вагонного участка ст. Облучье ДВЖД за 1943 г., из которой узнаем, что «Комсомольская группа поездных вагонных мастеров ВЧ-1 ст. Облучье (групорг тов. А. Красноштанов), включившись в соревнование, добилась среднесуточной производительности труда в целом по группе на 350 процентов. Все комсомольцы группы – трехсотники.

Комсомольцы своими силами подготовили цех к зиме: отремонтировали отопление, двери, окна, произвели побелку, привели цех в культурный вид. Одним из первых цех получил паспорт готовности к работе в зимних условиях. Половина комсомольцев группы занесена на Доску почета».

31 июля 1943 г. коллектив рабочих, служащих, инженерно-технических работников паровозного депо ст. Облучье обратился ко всем рабочим, служащим, инженерно-техническим работникам Дальневосточной железной дороги. В документах читаем: «Товарищи железнодорожники! Мы, железнодорожники пограничной магистрали, обращаемся к вам. Помня слова тов. Сталина о необходимости работать для фронта с удвоенной энергией, коллектив нашего депо решил продолжить социалистическое соревнование на второе полугодие 1943 года…

Обязуемся:

Дать сверх плана подъемочным ремонтом один паровоз, довести прокат паровозов до нормы, установленной приказом № 545/ц от 1943 года.

Выполнить годовой план подъемочного ремонта к 15 декабря 1943 года.

Добиться уменьшения простоя паровозов в подъемочном и промывочном ремонте до нормы и улучшить качество ремонта.

Вести непримиримую борьбу с нарушителями трудовой дисциплины в соответствии с Уставом железнодорожников и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах». Поднять производительность труда против плановой на 10% и снизить себестоимость продукции на 5%.

Добиться стопроцентного продвижения поездов по графику кольцевой езды.

Сэкономить 10 процентов топлива и 5% смазки паровозными бригадами и полностью перечислить в наркомовский фонд.

Иметь лунинцев, полностью отвечающим требованию приказа НКПС № 18/ц, по паровозным бригадам не менее 50 процентов, по станочникам – 30%…

Коллектив депо ст. Облучье, обращаясь ко всем транспортникам Дальневосточной железной дороги с призывом развернуть новую вахту социалистического соревнования, уверен, что наши соцобязательства будут подхвачены всеми транспортниками, а их выполнение поможет быстрейшему делу разгрома ненавистного врага. Вперед к новым победам! Да здравствует наша Красная армия!».

Архивные документы подтверждают, что обязательства выполнялись. Станция Облучье держала первенство по всей Дальневосточной железной дороге.

Из месяца в месяц перевыполнял производственные задания на 250–260 процентов механический цех депо Облучье. Ни на минуту не смолкал гул от работы токарных, фрезерных, сверлильных станков. Станки почти не простаивали. Коллектив цеха прочно удерживал в своих руках Красное знамя депо. Почти 70% рабочих цеха – молодые станочники, выпускники ремесленных училищ. Однако не было здесь рабочего, который бы не выполнил свою дневную норму. Половина станочников работала за двоих, а старый кадровый состав выполнял три-четыре нормы.

Чтобы молодежь могла повышать свою квалификацию, в цехе постоянно работали стахановские школы. В большом почете у всех была трудовая дисциплина.

Из решения отчетно-выборного комсомольского собрания депо г. Облучье от 27 февраля 1945 г.: «… в депо созданы и работают 11 комсомольско-молодежных бригад. Первое место в соревновании занимает бригада мастера Емельянова. Она ежемесячно повышает производительность труда и довела ее до 280%.

В комсомольской организации насчитывается трехсотников – 10, двухсотников – 85, стахановцев – 140. Среди них лучшие из лучших: Воробьев, Коржева, Толкачев, Кустов и другие. Проведена большая работа в деле помощи фронту путем организации воскресников, подписки на военные займы, лотереи, сбора средств в помощь детям военнослужащих».

Молодежь Облучья работала в колхозах и совхозах на заготовке кормов, силосовании, скирдовании хлеба, на обмолоте, очистке зерна, копке картофеля, прополке, во время сева – на тракторах.

Школьники участвовали в заготовке лекарственных трав, сборе запасных частей и инструмента для ремонта сельскохозяйственных машин, привлекались к участию в месячнике по сушке овощей для Красной армии. В школах было организовано тимуровское движение. Собраны десятки тонн металлолома.

Много внимания уделялось оборонно-массовой работе. В нерабочее время на облученском военно-учебном пункте изучали воинское искусство кондукторы, паровозники, токари, слесари. Некоторые, только закончив смену, другие, вернувшись с поездки, спешили на пункт. Тут были созданы все условия для обучения военному делу: оборудовано тактическое поле на пересеченной местности, 150-метровая «штурмовая полоса», «минное поле». Бойцы ежедневно тренировались в преодолении этих препятствий.

Уже в августе 1941 г. рабочие депо ст. Облучье занимались в группе народного ополчения при лагере противовоздушной обороны в две смены – 375 человек. Сто пятьдесят рабочих прошли 55-дневный курс ПВО. В шести общежитиях (семейных) имелись группы самозащиты. Около депо были оборудованы щели на 195 человек. Для охраны депо устанавливались круглосуточные вооруженные посты из комсомольцев и коммунистов.

По одной или две военных специальности имели 305 комсомольцев. Депо подготовило 15 медсестер, 15 пулеметчиков, 280 человек сдали нормы на ГСО (комплекс норм «Готов к санитарной обороне»), 20 женщин изучили материальную часть винтовки [6].

Наш народ верил в победу всегда, даже в самые тяжелые первые дни и месяцы Великой Отечественной. Победа над врагом основывалась на единстве фронта и тыла, ратных подвигах бойцов и трудовых подвигах рабочих, колхозников, ученых. И огромный вклад в победу внесли и труженики тыла нашего города Облучье.


Библиографическая ссылка

Пустовалова А.А. МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ // Старт в науке. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=799 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674