Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАБЫТЫЕ СЛОВА НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Лелькина Н. 1
1 г. Пермь, МАОУ «Начальная школа «Мультипарк», 1 «Л» класс
Макарова Н.В. (Пермь, учитель начальных классов, МАОУ «Начальная школа «Мультипарк»)
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1978.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: – М., 2006.
3. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка – изд. «Дрофа», 2009.
4. М.Н. Ивакин Русская хоровая литература: – М., 1965.
5. Христиансен Л. Уральские народные песни: – М., 1961
6. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: – М., 2005.
7. http://www.photomagic.best-host.ru/cd_oform.html
8. http://www.audiopoisk.com
9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/21/russkaya-narodnaya-pesnya

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/18/29161

Я занимаюсь в вокальном ансамбле «Радуга» микрорайона Пролетарский. Пою русские народные песни с 4 лет. С удовольствием принимаю активное участие в многочисленных конкурсах и концертах на территории района, города Перми и всего родного Пермского края. Каждый раз радуюсь и удивляюсь, что старинным напевам и народным песням слушатели рады и сегодня, в 21 веке! При разучивании песен мне встречается много устаревших и непонятных слов. Чтобы понять смысл этих слов, мы с мамой обратились к различным словарям.

lel1.tif

Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до смерти. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все это находило и находит отражение в народных песнях. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.

Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Народная песня наиболее доступна для восприятия людей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка людям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у людей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет людей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.

Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества люди более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.

Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на ее основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.

Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена, когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то свое, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.

Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические.

Цель работы: найти объяснение исторических слов в текстах русских народных песен.

Объект исследования: русские народные песни.

Предмет исследования: устаревшие и непонятные слова в песенных текстах.

Задачи:

  1. Узнать, где берет начало русская народная песня.
  2. Составить словарь устаревших песенных слов.
  3. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в разные столетия. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. В этом, прежде всего, отличие русской музыкальной культуры с давних времен.
  4. Изучить уровень понимания старинных слов и текстов народных песен у современников(одноклассников, родителей, бабушек и дедушек).
  5. Сделать выводы о необходимости сохранения в памяти людей исторических текстов знакомых народных песен, их самобытности и, по возможности, объяснения слушателям.

Что такое русская народная песня

С песней трудились в поле и в кузне. Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами

lel2.tif

lel3.tif

lel4.tif

Зимой, долгими вечерами женщины собирались там, где дом был просторнее, занимались какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием) и обязательно пели песни.

lel5.tif

lel6.tif

С песней отдыхали

lel7.tif

Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба – все это непременно оглашалось песнями.

lel8.tif

Песнями убаюкивали детей.

lel9.tif

А когда человек умирал, его провожали прощальными, грустными похоронными песнями.

lel10.tif

С песней отъезжали на заработки.

lel11.tif

Шли на войну.

lel12.tif

С песней шли на каторгу, с песней тянули бечеву бурлаки.

lel13.tif

И все важные события – церковные праздники, календарные даты, связанные с работами и с семейными делами, тоже проживали с песнями.

lel14.tif

lel15.tif

Множество типов русских народных песен:

Песенный эпос – былины, баллады, небылицы и скоморошины;

Обрядовые – календарные (святочные, масляничные, по времени года) и семейные (на рождение, смерть, свадьбу, колыбельные песни);

Лирические и трудовые песни;

«Отходнические» – бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие;

«Удалые» – разбойничьи, песни каторги и ссылки,тюремные;

Шуточные – хороводные, частушки, «страдания»;

Казачьи воинские песни;

Жанровые песни – хороводные, игровые.

Исследование

Устаревшие слова малоизвестны, потому что в современном языке эти слова не используются, и их значения многие могут не знать.

Устаревшие слова – это особая группа слов, которые по разным причинам причин не употребляются в современной речи.

При обращении к энциклопедиям я выяснила, что многие значения устаревших и непонятных слов из русских народных песен почти невозможно отыскать ни в энциклопедии, ни в интернете. Очень часто в русских народных песнях использовались слова из разговорной речи, а некоторые слова даже изменяли, чтобы слово рифмовалось, и чтобы глубже передавался смысл песни.

Примеры:

«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина

Головой, склоняясь до самого тына…»

Значение слова Тын: Тын – 1. Сплошной забор из вбитых в землю жердей, бревен. 2. Частокол из вертикально врытых в землю заостренных бревен, служивший оборонительной оградой старинных русских укреплений.

«Из-за синих гор, да высоких гор,

Из больших лесов, да дремучих,

Там бежит река да разливанная,

Бежит Камушка к Волге-матушке.

Кама-речушка, да сбушевалася,

Волна на волну, да сподымалася,

Спотопила она, да круты берега..»

Спотопить – затопить, что либо.

Сбушевалася – шторм на море, речке

Сподымалася – поднималась

Разливанная – о реке, водоеме выйти из берегов.

«Крутись веретенце, крутись веретенце,

Ниточка поет разговор со мной ведет…»

Веретенце – конусообразная палочка с головкой (около 20 см) на которую наматывалась нить при прядении.

«По той траве пава шла,

По той траве пава шла,

Пава шла, пава шла,

Пава шла, пава шла…»

Пава – Женщина с горделивой величавой осанкой и плавной походкой.

«Нет без тревог ни сна, ни дня,

Где-то жалейка плачет…»

Жалейка – дудочка из ивовой коры.

«Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!..»

Коляда – святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.

«Меня свахи окружили,

Сто целковых предложили.

Я продался, ох, я продался…»

Целковый – разговорное название металлического рубля.

«Ой, кумушка, да ты, голубушка,

Свари куму судака, чтобы юшка была…»

Юшка – уха или жидкая похлебка.

«В горнице моей светло —

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…»

Горница – так, по старинке, называли верхнюю комнату с большими окнами.

«Уж вы яхонты, яхонты,

Драгоценные камушки,

Полежите малехонько,

Погорите яснехонько…»

Яхонт – древне – русское название некоторых драгоценных камней

«Живет моя отрада

В высоком терему,

А в терем тот высокий

Нет хода никому…»

Терем – высокие, с башенкой наверху, дома.

«Ой, полным полна моя коробушка,

Есть и ситец, и парча,

Пожалей, душа моя зазнобушка,

Молодецкого плеча…»

Короб, коробья – большая лубяная коробка или ящик, в котором хранили разное добро.

«Рылся кочеток

На завалинке,

Вырыл кочеток

Жемчужинку…»

Кочет, кочеток – петух.

Таусень

«Вот ходили мы,

Вот искали мы

По проулочкам,

По заулочкам…»

Таусень – это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия.

«Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,

Лапти да лапти, да лапти вы мои,

Лапти лыковые, вы ходите, ходите.

Батька лыка надерет,

Лапти новые сплетет…» Лыко – кора молодой липы, ивы, вяза, из нее плетут лапти, лукошки, корзинки.

Разбирая со словарями значения тех или иных исторических слов, я пришла к выводу, что русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Инструментальное сопровождение уходит на второй план. Нашим предкам важно было слышать слова, которые перекликались с состоянием их души. Им не столько был важен ритм, сколько слова, в которых отражалось или большое горе или непередаваемая радость от какого-нибудь счастливого события. В прошлом песни людей шли от сердца, они были естественными, «живыми» и натуральными.

Не прочувствовать этого настроения было попросту невозможно.

Сегодня музыкальная культура русского народа, к сожалению, меняется. Часто важнее становится танцевальная сторона музыкальной композиции. Может быть, это связано не с ухудшением или упадком общего культурного развития? Может, напротив, стремительность современной жизни, скорая смена событий приводит к тому, что музыка теперь более динамична, к текстам внимание не такое трепетное.

Хотелось бы сберечь красоту и волшебное впечатление от исторических песен, попевок, частушек. Я теперь понимаю, что выступая на концертах, как исполнительница русских народных песен, я стараюсь передать современникам глубину переживаний, страданий, радостей, всю самобытность русской народной песни, ее завораживающих душу слов.


Библиографическая ссылка

Лелькина Н. ЗАБЫТЫЕ СЛОВА НАРОДНЫХ ПЕСЕН // Старт в науке. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=795 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674