Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ЧИСЛО ПИ

Шемякина Е.М. 1 Губинская М.С. 1
1 г. Вологда, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», 8 класс
Поставничий Ю.С. (Вологда, учитель математики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»)
1. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики / Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман. – М.: Просвещение, 1989.
2. Жуков А.В. Вездесущее число «Пи» / А.В. Жуков. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
3. Кымпан Ф. История числа «Пи» / Ф. Кымпан. – М.: Наука, 1971.
4. Свечников А.А. Путешествие в историю математики / А.А. Свечников – М.: Педагогика – Пресс, 1995.

В бесконечном множестве чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия» удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной, только им присущей гармонией.

Проблема: Некоторые данные достаточно трудно запоминаются. Но с помощью открытия новых фактов, характеризующих число π, можно лучше запомнить это число и понять темы, связанные с числом π.

Цель работы: исследование истории числа π и значимость числа π на современном этапе развития математики.

Задачи:

1) Изучить историю числа Пи;

2) Узнать, как рассматривается число π в школьном курсе;

3) Получить информацию об известных людях, имеющих отношение к числу π;

4) Провести измерение предмета округлой формы, вычисление числа π практическим путём;

7) Сравнить значение исторического числа с полученным практическим результатом;

8) Провести опрос на тему: «Что такое число π».

Объект исследования: Число Пи.

Предмет исследования: История и значимость числа π.

Гипотеза: При правильном понимании и применении числа π:

– возможно легкое запоминание тем и изучение дисциплин школьного курса;

– возможно существование интересных фактов, связанных с числом π.

Таблица 1

Расчетные данные по практической работе

Предмет измерения

L(см)

D(см)

Расчетное число

1.Ведро

68

22

3,0909

2.Мяч

57

19

3

3.Ёлочный шарик

23,5

7,6

3,0921

4.Монета

8

2,5

3,2

5.Кошачья талия

43

18

2,3888

6.Голова человека

53

16

3,3125

7.Банка

49

15

3,266

8.Часы

13

4

3,25

9.Яблоко

25

7,5

3,(3)

10.Пуговица

5

1.5

3,(3)

Методы исследования:

1. Работа с учебной и научно – популярной литературой, ресурсами сети Интернет;

2. Наблюдение, сравнение, анализ, аналогия;

3. Опрос.

Работа состоит из обзора теоретической информации по теме исследования и практической работы по изучению числа π.

Вывод

Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод о том, что окружающие нас предметы приближены к идеальным геометрическим фигурам, но не являются таковыми. Так, например, голова человека или талия кошки не имеют идеальную округлую форму, поэтому результат практического вычисления числа π отличается от общепринятого значения. Если рассматривать предметы автоматизированного механического производства (ведро, пуговица, елочный шар), то заметим, что эти предметы максимально приближены к идеальным формам.

Изучив число π, мы узнали очень много новой информации, которую раньше не знали. И поэтому мы решили выяснить, знают ли окружающие нас люди (учителя, родители, обучающиеся школы) о числе π.

Для этого был проведен опрос «Известность числа Пи».

В опросе приняли 173 человека в возрасте от 11 до 50 лет, из них 78 человек мужского пола и 95 человек женского пола.

В опросе было предложено 5 вопросов, интересующих нас:

1)Знаете ли Вы, что такое трансцендентное число?

2) Знаете ли Вы, что такое число Пи?

3) Знаете ли Вы числовое значение числа Пи?

4) Где применяется число Пи?

5) Кто открыл число Пи?

А) Архимед;

Б) Пифагор;

В) Леонард Эйлер;

Г) Чжан Хэн;

Д) Франсуа Виет.

Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что:

1. Что такое трансцендентное число знают лишь 11% опрошенных, что не очень много;

2. О своих знаниях, что такое число π положительно ответили 83% опрошенных и 14% сообщили, что когда-то слышали о таком числе;

3. 80% знают числовое значение числа π, как 3,14. Но среди предложенных значений были и другие как правильные (3,1415; 3,1415926; 3,1415926535), так и неправильные (0,14; 13,4; 3,16).

4. Очень многие считают, что число π открыл Леонард Эйлер (36%), и лишь 27% выбрали первоначального открывателя числа (22/7) – Архимеда. Остальные 37% выбрали Пифагора, Чжан Хэна и Франсуа Виета.

5. О применении числа π в жизни человека участники опроса в основном отвечали про математику и физику, но были и другие варианты: в строительстве, квантовой механике, биологии и лесоведении, для изготовления головных уборов и в швейном деле.

Вывод

Таким образом, проведенный опрос показал, что окружающие нас люди имеют неплохое представление о числе π. Но данное представление является поверхностным («когда-то слышали», «где-то проходили», «в математике говорили»).


Библиографическая ссылка

Шемякина Е.М., Губинская М.С. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ЧИСЛО ПИ // Старт в науке. – 2017. – № 5-1. – С. 99-100;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=763 (дата обращения: 20.07.2019).